Использование мешочка с песком на занятиях у детей с нарушением речи

(младший школьный возраст)

Шевцова Анастасия Владимировна,
учитель физической культуры ГБОУ
школы-интерната №31

Невского района Санкт-Петербурга

 Развитие двигательных возможностей и физических способностей находится в прямой зависимости от состояния вегетативных функций (сердечно-сосудистой и дыхательной систем), обеспечивающих движение.

 Эта проблема чрезвычайно актуальна, так как аэробные возможности и развитие дыхательной мускулатуры являются определяющими в развитии речевой деятельности.

Говоря о речевых нарушениях, надо отметить, что чем сложнее нарушение, тем, естественно, с большей трудностью ребенок воспроизводит речь, у него плохая речевая тренировка (идет нарушение речевого аппарата, ребенок не говорит, не тренируется), а из-за этого страдает дыхательная система.

Из-за нарушения дыхательной системы нарушается частота дыхания, а, следовательно, идет «сбой» в системе кровообращения и сердечно-сосудистой системе.

В связи с нарушением системы кровообращения организм недополучает кислород, чем ослабляет мышечную систему. Мышцы слабые, а из-за этого среди таких детей данного возраста часто отмечаются различные нарушения осанки: во фронтальной плоскости, в сагиттальной плоскости, функциональная недостаточность стоп. Антропометрические показатели (рост, масса тела, окружность грудной клетки, окружность живота, длина ног и др.) иногда ниже возрастной нормы.

Нарушение осанки встречается часто и имеет серьезные последствия для организма: сдавливается грудная клетка, что приводит к затруднению вентиляции легких, организм испытывает недостаток кислорода, учащаются простудные и бронхолегочные заболевания, страдают и другие внутренние органы. Существует целый ряд специальных игр и упражнений, позволяющих откорректировать эти нарушения (А.И. Махова, 2001)*.

 Если правильно выбрать нагрузку, можно добиться хороших результатов: более продуктивной работы сердца и легких, улучшения циркуляции крови, более эффективного снабжения кислородом всех органов и систем организма. Следовательно, существует возможность повысить функциональное состояние опорно-двигательного аппарата и показатели физического развития.

Таким образом, многие научные данные свидетельствуют о том, что особенности развития двигательной сферы обусловлены функциональным нарушением некоторых физиологических систем, недостаточным развитием речи. Особенности двигательной сферы детей порождаются целым комплексом причин. Однако влияние их речевых ограничений весьма значительны (Н.Г. Байкина, 1991). Поэтому нужно искать как можно больше новых средств для коррекции нарушений в развитии.

В занятия должны быть включены как общие, так и индивидуальные упражнения. Общие упражнения занимают большую часть времени, поскольку ряд требований, например, укрепление мускулатуры спины и живота, увеличение подвижности позвоночника не только совпадают при коррекции различных видов осанки, но и являются основными на всех этапах тренировки.

Основной этап всего курса занятий (за целый учебный год) – тренировочный. В этом периоде выполняются упражнения с предметами, отягощениями, на координацию движений, тренировку равновесия, подвижность    позвоночника, на    самовытяжение, с индивидуальным подходом к деформации позвоночника. В занятия включают упражнения у гимнастической стенки, с набивными мячами, с гимнастической палкой; занятия на тренажерах – для развития мышечного корсета (в и.п. лежа на спине, лежа на спине с небольшим подъемом таза, чтобы исключить компрессию на позвоночник; после занятий – вытяжение на гимнастической стенке) (В.И. Дубровский, 1998). А также в занятиях широко распространены упражнения с использованием мешочков с песком.

Для решения ряда основных задач в занятиях для детей с нарушениями речи используется как стандартный, так и нестандартный инвентарь, в том числе мешочки с песком.

 Для формирования навыка правильной осанки.

Во время ходьбы ребенок должен идти не опуская головы, с развернутыми плечами. Чтобы приучить ребенка не наклонять голову вперед, надо дать ему поносить на голове мешочек с песком (200 г).                                    

Выполняется ходьба с мешочком с песком на голове вперед, назад, в стороны. Ходьба чередуется с остановками, во время которых подключается работа рук в различных положениях. Используются различные виды построений, перестроений, ходьба по и против часовой стрелки, в колонну, врассыпную, но основное условие — сохранение правильной осанки.

Выполняется бег, который должен быть непринужденным, со свободными движениями рук. С мешочками с песком на голове выполняются различные упражнения стоя и сидя, а также в равновесии на гимнастической скамейке.

Для формирования «мышечного корсета».

 Мышцы брюшного пресса удерживают внутренние органы в их нормальном положении. С деятельностью мышц брюшного пресса связаны отправления всех внутренних органов, помещающихся в брюшной и тазовой полостях. Кроме того, мышцы брюшного пресса помогают выполнять также дыхательную функцию.

Учитывая такое разнообразие функций мышц брюшного пресса, необходимо отметить, что слабость мышц живота неблагоприятно отражается на растущем организме ребенка. Поэтому необходимо работать над созданием хорошего «мышечного корсета» туловища.

Для этого выполняются упражнения в различных исходных положениях (лежа на спине, лежа на животе, сидя на гимнастической скамейке, сидя на полу, стоя на четвереньках, стоя) для укрепления мышц спины и брюшного пресса (с отягощением). При выполнении данных упражнений мешочек с песком необходимо удерживать на голове, спине, в руках, между стоп.

 Для улучшения функции дыхания.

 Выполняются дыхательные упражнения в исходном положении лежа на спине (мешочек с песком лежит на груди ребенка, являясь отягощением для мышц грудной клетки при выполнении диафрагмального и верхнего грудного дыхания).

 Для развития равновесия.

 Выполняются упражнения в ходьбе: по линии, по скамейке, по рейке гимнастической скамейки, с различными движениями рук, с различными движениями ног.

Выполняются упражнения на месте в различных исходных положениях с различными движениями головы, рук, ног.

Мешочек с песком при выполнении упражнений находится на голове, на плечах, в руках.

 Для развития координационных способностей.

Мешочек с песком является отягощением при выполнении упражнений.  В упражнениях, связанных с отведением рук в стороны или качанием рук спереди назад, обращается внимание детей на большее отведение рук и плеч, на сведение лопаток.

При раскачивании пря­мых рук спереди назад нужно требовать, чтобы "маятник" качался равномерно.

При поднимании рук вверх дети обязательно должны поднимать и голову; добиться этого легче, если у ребенка в руках обруч, палка, мешочек с песком и на него надо посмотреть.

 В результате у детей укрепляется мышечная система, органы дыхания и кровообращения, совершенствуется координация движений. Все это способствует формированию правильной осанки.

Для совершенствования основных движений в физической культуре.

Прыжкам надо обучать осторожно и заботиться больше всего не об овладении высотой или длиной, а о мягком приземлении. Для выработки правильной осанки надо начинать обучение прыжкам с мягкого приземления (подскоки, подпрыгивания).

При упражнении в метании следует заботиться о правильном замахе, который вырабатывает навык метания и вместе с тем укрепляет мышцы плечевого пояса. Дети должны упражняться в метании как правой, так и левой рукой. Это развивает мышцы симметрично.

Список литературы

 1.      Коррекция нарушений осанки у школьников. Методические рекомендации / Науч. ред. Г.А. Халемский. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 64с.

2.      Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 240с.    

3.      Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. – СПб.: Речь, 2001. – 166с.

4.      Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. – СПб.: Речь, 2007. – 464 с.

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio