Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Развитие произвольного внимания  в младшем школьном возрасте

Ефремова Татьяна Валентиновна

(Tatyana.Efremova1991@yandex.ru)

учитель начальных классов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №158 (ГБОУ СОШ №158)

г. Санкт - Петербург

 

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться,  удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью.

Психология внимания — одна из классических областей психологии. Ее изучением занимались Н. Н. Ланге, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин и многие другие. В ее арсенале накоплено большое количество способов, позволяющих исследовать и проводить диагностику разных сторон внимания, множество общих рекомендаций и конкретных приемов для активного развития внимания детей разного возраста.

Внимание - это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, воображение, память, не может протекать без внимания. Чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность и является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Недостатки внимания могут приводить к недопониманию учеником нового материала, плохому запоминанию, ошибкам при выполнении домашнего задания.

Обучение ставит перед  ребёнком новые задачи, непохожие на те, которые он привык решать во время игры. Учебные задания, в отличие от игровых, как правило, содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения.

Интенсивность и сосредоточенность внимания детей 7-10 лет уже может быть достаточно большой. Внимание младших школьников более устойчиво при выполнении внешних действий и менее устойчиво при выполнении действий внутренних, умственных. Учитывая эту особенность, занятия с детьми данного возраста лучше проводить, чередуя работу, требующую умственных действий, с выполнением различных заданий, где надо что-то рисовать, конструировать, делать какую-нибудь работу руками. Кроме того, важно развивать у детей способность делать определенные волевые усилия в ходе решения различных интеллектуальных задач.

Устойчивость внимания существенно повышается, если ребёнок активно взаимодействует с объектом, например, рассматривает его и изучает, а не просто смотрит. При высокой концентрации внимания ребёнок замечает в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания. А при не достаточно концентрированном внимании его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них. В результате впечатления оказываются расплывчатыми.

Объём внимания младших школьников ещё довольно узок. Рассматривая картинку, первоклассники сосредотачиваются главным образом на двух-трёх, а третьеклассники - на трёх-четырёх объектах. Эти ограничения необходимо обязательно учитывать в обучении, поскольку причиной плохого усвоения материала является часто не столько отношение к учёбе, сколько превышение оптимального объёма информации.

Слабо развито у детей младшего школьного возраста и распределение внимания. Так, первоклассники ещё не в состоянии осуществлять одновременно два действия. Например, они не могут слушать учителя и писать. Если они делают одно, значит, совершенно упускают другое. В третьем классе ситуация несколько меняется. Они уже могут, например, следить за содержанием того, что пишут, и слушать при этом учителя. Однако более сложные действия, осуществлять которые необходимо практически одновременно, им ещё не доступны.

Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объема усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.

Умение концентрировать свое внимание помогает ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.

Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание — это привычка, воспитание которой начинается в семье.

Ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений — все это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.

В развитии внимания у ребенка можно отметить, прежде всего, неустойчивый его характер в раннем детстве. Тот отмеченный уже факт, что ребенок, когда видит новую игрушку, сплошь и рядом выпускает из рук ту, которую он держал, иллюстрирует это положение. Поэтому в учебном процессе педагог и родители должны тщательно работать над организацией внимания ребенка, иначе оно окажется во власти окружающих  вещей и случайного стечения обстоятельств. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребенка волевых качеств.

Работая над развитием внимания у ребенка, существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. Развитие объема внимания находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребенка.

Для развития внимания детей младшего школьного возраста необходимы специальные программы развития внимания. Для развития внимательности необходимо:

1. Развивать навыки работы в разнообразных условиях, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов.

2.Стремиться выполнять работу активно, ответственно.

3.Браться только за интересную, трудную, но посильную работу.

4.Формировать волевые качества личности, повышающие устойчивость внимания.

5.Использовать обратную связь.

6.Играть- с детьми в игры, развивающие внимание.

Сочетание индивидуальной структуры ребенка и специальной программы развития внимания является залогом успешной работы.

Для развития внимания можно использовать следующие виды упражнений:

-«Что изменилось на картинке?»

-«Запомни предметы»;

-«Какого предмета не хватает?»

- «Продолжи закономерность»;

-«Найди ошибку в предложении»;

-прослеживание перепутанных линий;

-кодирование слов через цифры и числа через различные символы;

- находить отличия по картинкам;

-отделять в сплошном тексте слова друг от друга;

-разгадывать буквенные путаницы;

-собрать рассыпанные слова;

-найти закономерность и вписать нужное слово и д.р.

Если данные упражнения проводить регулярно, то устойчивость внимания повысится.

Одним из приемов по развитию внимания является словарный диктант с комментированием.  Этот  методический прием становится способом измерения внимания, если в него внесены следующие изменения:

 1) учитель читает каждое слово только один раз;

2) учащиеся могут взять ручки только после прослушивания комментариев; 3) учитель должен внимательно следить за тем, чтобы учащиеся не заглядывали в тетради друг к другу.

 В целях соблюдения двух последних условий комментированное письмо рекомендуется проводить с привлечением помощников. Если учащийся не может записать слово после комментариев, ему разрешается сделать прочерк. При этом детей предупреждают, что прочерк приравнивается к ошибке. Перед началом диктанта, несмотря на то, что комментированное письмо — известный учащимся с первого класса вид работы, целесообразно показать на нескольких примерах, что надо делать.

Методический прием, предложенный психологом С.Л.Кабыльницкой, позволяет измерить индивидуальное внимание учащихся. Его суть состоит в выявлении недостатков внимания при обнаружении ошибок в тексте. Эта работа не требует от учащихся каких-либо специальных знаний и умений. Выполняемая ими деятельность при этом аналогична той, которую они должны осуществлять при проверке собственных сочинений и диктантов. Обнаружение ошибок в тексте требует, прежде всего, внимания и не связано со знанием правил. Это обеспечивается характером включенных в текст ошибок: подмена букв, слов в предложении, элементарные смысловые ошибки.

Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с его общим умственным развитием.

Внимание развивается постепенно и на определенный момент становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Внимательный человек— это человек наблюдательный, он полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекают успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности.

Внимательность человека проявляется не только в познании мира и осуществлении деятельности, но и в отношениях с другими людьми. Чуткость, отзывчивость, понимание настроений и переживаний другого, способность уловить малейшие нюансы его чувств и желаний и умение учесть все это в своем поведении и общении отличает внимательного к людям человека и свидетельствует о достаточно высоком уровне развития личности.

Подчеркивая педагогическое значение внимания, Л. С. Выготский указывает на его интегральный, целостный характер. От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и самих себя.

«Управляя вниманием, — писал Л. С. Выготский, — мы берем в свои руки ключ к образованию и к формированию личности и характера».

Список литературы:

1.Локопова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - М., 2001.

2.Сонин А.В. Психологический практикум. - М., 1998.

3.Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. «Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения», Вопросы психологии - 2000 -№2.

4.Психология развивающейся личности - под ред. В.В.Давыдова-М., 2008.

5.Мухина В.С. Детская психология.- СПб, 2003.

 

Joomla SEF URLs by Artio