Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Сакаева Алия Альбертовна

Развитие произвольного внимания у младших школьников в процессе обучения

"Будь внимательнее!" - эта фраза все чаще сопровождает растущего ребенка и дома, и в детском саду и особенно в школе.

Внимание– это состояние психологической концентрации, сосредоточенность на каком – либо предмете или явлении.

Учебная деятельность требует хорошего развития произвольного внимания. Ребенок должен уметь сосредоточиться на учебном задании, в течение длительного времени сохранить на нем интенсивное (концентрированное) внимание, с определенной скоростью переключаться, гибко переходя с одной задачи к другой.

  Возрастная особенность младших школьников — сравнительная слабость произвольного внимания.  Именно это  - одно из основных причин школьных трудностей: неуспеваемости и плохой дисциплины.

Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны.

Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении. Только к третьему классу внимание может сохраняться непрерывно уже в течение всего урока.

Произвольное внимание полностью развивается к 12-16 годам. Поэтому, несмотря на некоторую способность детей начальной  школы произвольно управлять своим поведением, у них всё же непроизвольное внимание более развито.

Т.о. делаем вывод, что необходимо в учебную деятельность включать элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности.

Для целенаправленного развития произвольного внимания часто на уроках использовались  следующие виды упражнений.

 

1. Корректурные задания.
Проводится на этапе орг.момента. Оно помогает настроиться на урок, успокоиться после активной перемены. Вычеркивание букв, символа начинаем с одного элемента, затем постепенно количество букв, символов увеличиваем.

развитие внимания у детей,  диагностика

2. Анаграммы (рассыпанные слова).
Расшифруйте слова, найдите среди них одно лишнее.

ИАКБНИ (Бианки)
КВАСЛАДО (Сладков)
УРЧШИНА (Чарушин)
КОВЫЛР ( Крылов)

или

олвк (волк)

тлус (стул)

рток (крот)

цзяа (заяц)

 

3.Для развития беглости чтения использую следующие приемы:

  • чтение за диктором (нужно успевать читать за ведущим и во время контрольной остановки показать слово, на котором остановились);
  • чтение с отрывом взгляда от текста;
  • игра “Прятки”.

Все эти упражнения улучшают не только внимание, развивают навыки чтения, но и повышают интерес к уроку.

 

4.Найти слова среди напечатанных без пробелов букв.

ЛЗАЯЦУКАПРОДШГ

ЯЫЙЦЁОРТПЕТУХЬЖЭЪ

 

Найдите и выпишете слова, исправьте возможные в них ошибки.

ВУКПРСАБАКАЖЮТР
МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ
 

5. “Путаница”. Используется на любом этапе урока.

Детям предлагается рисунок, на котором несколько контурных изображений разных предметов.

 

Безымянныйf.bmp

 

6.Отделять в сплошном тексте слова друг от друга.

Отделите, друг от друга слова и составьте из них пословицу. Запишите ее, над глаголами укажите время и спряжение.

 

ВСЕГДААЛЕНЬБЕРЁТТРУДТОЛЬКОДАЁТ

(ТРУД ВСЕГДА ДАЁТ, А ЛЕНЬ ТОЛЬКО БЕРЁТ)

 

7. Найти спрятанные буквы.

На минутках чистописания использую такой приём.

 

Безымянный fkbz.bmp

8. Найдите числаот 1 до 25, называйте вслух.

21

12

7

1

20

6

15

17

3

18

19

4

3

25

13

24

2

22

10

5

9

14

11

23

16

 

 

9. Графические диктанты.

Под диктовку учителя двигаться по клеткам в заданных направлениях.

 

10. найди лишнее число

5 15 35 65 90

26 23 8 24 46

 

11. На уроках математики используем стихи – загадки.

-  Сосчитай сколько предметов, или сколько людей.

 

12. Кодирование слов с помощью цифр. Каждой букве соответствует своя цифра.

Пример.Зашифруйте слова: метро, торт и д.р. или прочитайте слово.

Н

М

Е

Т

Р

А

Л

О

С

1

2

3

4

5

6

7

8

0

23458, 4854.

Из приведённых мною примеров видно, что любое упражнение, направленное на развитие внимания, можно адаптировать к любому уроку и связать его с темой урока.

Произвольное внимание можно развивать и во время физ.минуток (карлики – великаны, нос –пол –потолок  и т.д.)и классных часов (н-р, тема «» Моя семья – найди отличия в рисунках и т.д.)

Т.о. можно сказать, что произвольное внимание улучшается в том случае, если в учебную деятельность систематически включать вышеперечисленные упражнения.
          В течение трёх лет я применяла эти упражнения на своих уроках, а психолог проводил диагностику внимания у моих учеников. В результате у каждого ученика заметно увеличился показатель эффективной работы.

Joomla SEF URLs by Artio