Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Психогимнастика в начальной школе

Золотова Юлия Александровна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 291
Красносельского района Санкт-Петербурга

Игры детей - вовсе не игры,
и правильнее смотреть на них
как на самое значительное
и глубокомысленное занятие этого возраста.

Мишель де Монтень

Стремительное развитие современного общества, накладывает отпечаток на внутренний психологический мир детей. Социум и «среда обитания» детей младшего школьного возраста, говорит о том, что в наше время необходимо все больше внимания уделять психологической помощи детям, для профилактики и коррекции поведенческих аспектов.

Прежде всего занятия, направленные на профилактику и помощь в корректировке поведения показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивостью; нарушениями характера, лёгкими задержками психического развития. Говоря о младших школьниках, данный период прежде всего связан с учащимися первых классов, проходящими период адаптации к школе. Так как в этом возрасте детям необходима психофизическая разрядка в виде различных упражнений, направленных не только на физическую разрядку, но и эмоциональную.

Необходимо больше времени уделять обучению элементам техники выразительности движений, использованию выразительных движений в восприятии эмоции и высших чувств, приобретению навыков саморасслабления, путём выполнения несложных упражнений.

В ходе включения в учебную деятельность упражнений (или цикла занятий), направленных на улучшение эмоционального состояния, дети учатся различать эмоции и управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает преодолевать барьеры в общении, которые возникают на ранней стадии включения в учебную деятельность, лучше понимать себя и других, снимать психологическое напряжение, вызванное сменой обстановки, а также дают возможность к самовыражению.

Нарушение выразительности моторики заслуживают пристального внимания, прежде всего потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость и неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми.

Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние и проигрывание (переживание) эмоций в психогимнастике ведёт к осознанию ребенком себя.

Педагогам в своей деятельности необходимо решать следующие задачи по развитию эмоциональной сферы:

· произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные ощущения;

  • различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т.п.);
  • произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;
  • улавливать, понимать и различать лучшие эмоциональные состояния;
  • сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);
  • отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны; часто – ограничены нашим собственным опытом и недостатками, поэтому очень важно организовать с детьми психогимнастику по проживанию эмоциональных состояний.

Персонажами психогимнастики могут быть дети, а также и взрослые. Дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир, но при этом учатся нелегкому делу умению – управлять собой и своими эмоциями. Участие детей в упражнениях должно быть добровольным. Можно пытаться увлечь их, заинтересовать, соблазнить, но ни в коем случае не заставлять.

Группы упражнений в психогимнастике направлены на развитие:

  • движений;
  • эмоций;
  • общения;
  • поведения.

В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением:

  • напряженных и расслабленных;
  • резких и плавных;
  • частых и медленных;
  • дробных и цельных гармоничных;
  • едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний;
  • вращений тела и прыжков;
  • свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами.

Педагог, выстраивая занятие, обязательно включает в него творческие идеи и предложения самих детей.

Таким образом, можно говорить о том, что ребенок, включённый в игровую деятельность, основанную на развитии эмоциональной среды, сможет развивать свой природный потенциал, будет более коммуникабелен и адаптирован к жизни в социуме.

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio