Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Проблемно диалогические методы обучения

Лео Татьяна Борисовна,
ГБОУ СОШ №282
Кировского района Санкт-Петербурга 
Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний. Предлагаемая нами классификация методов обучения опирается на представления о проблемнодиалогическом и традиционном типах обучения . Проблемнодиалогическое обучение – тип обучения, обеспечива ющий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В сложном прилагательном «проб лемнодиалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально органи зованного учителем диалога. Мы различаем два вида диалога: побуж дающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реп лик, которые помогают ученику работать понастоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе поста новки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся спе циальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «откры тие» знаний путем проб и ошибок. 2 Подводящий диалог представляет собой систему посильных учени кам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответствен но развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т. е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее. Таким образом, на проблемнодиалогических уроках учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помо гает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (в крайнем случае педагог сообщает тему с мотивирующим приемом). Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично. Традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий ре продуктивное усвоение знаний. Постановка проблемы здесь сводится к сообщению учителем темы урока, что никак не способствует возникно вению познавательного интереса у школьников. Поиск решения реду цирован до изложения готового знания, т.е. объяснения материала, что не гарантирует понимания материала большинством класса.  МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных во просов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и фор мулированию учебной проблемы. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях, каждой из них соответствует Методы постановки проблемы Проблемнодиалогические Традиционные поиска решения побуждающий от проблемной ситуации диалог.

You have no rights to post comments

Joomla SEF URLs by Artio