Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Статья

Применение технологии развития критического мышления
на уроках ОРКиСЭ

Павлова Елена Анатольевна

Перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире.

Развитие личности в учебной деятельности возможно, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий.

Одним из средств достижения результатов обучения на современном этапе является использование  инновационных образовательных технологий. В процессе  применения метакогнитивных образовательных технологий происходит  формирование и развитие всех видов универсальных учебных действий учащихся, поскольку  в основе лежит системно-деятельностный подход, являющийся основой разработки стандартов второго поколения. Это совпадает и с логикой развития УУД, строящейся по формуле: от действия к мысли, применение этих технологий в образовании позволяет повысить эффективность образовательного – воспитательного процесса в целом, обеспечивает формирование важнейшей компетенции личности-умения учиться, способствует достижению основных образовательных стандартов.

В 2012 году во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с Поручением Президента РФ вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Курс нацелен на формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.

Цель курса предполагает деятельностный подход в обучении, который диктует использование широкого спектра современных образовательных методик и технологий, нацеленных на организацию живого диалога в классе, деятельное участие учащихся в самом учебном процессе.

Одной из таких технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления, которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.

Технология «Развитие критического мышления»

 

Понятие критического мышления

Словосочетание «критическое мышление» в русском языке подразумевают некую сосредоточенность на недостатках. В английском языке понятие «критическое мышление» означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания.

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Джуди А. Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.

 

Технология «Развитие критического мышления»

Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами ДжинниСтил, КертисМередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером.

В российском образовании появилась в 1997 году. В ней собраны идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения.

Цель ТРКМ – развитие интеллектуальных способностей учащихся, позволяющих ему учиться самостоятельно.

Технология критического мышления позволяет активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учит самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную точку зрения, подвергать сомнению информацию, анализировать и создавать собственные суждения.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития критического мышления (А.З. Зак, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, З.И. Калмыкова, П.Ф. Каптерев)


Стадии технологии

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа).

Эта стадия настраивает на получение новой информации, кроме того происходит обращение к личному опыту, формирует личную заинтересованность в получении знаний. У учащихся пробуждается интерес к новой теме, определяются цели урока. Учащиеся задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы.
 

2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому". Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.


3 этап - «Рефлексия» (размышление).

Вернуть учащихся к первоначальным записям.  Она направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных целей. Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.

Методические приемы

Приёмы  стадии вызова:

  • Ключевые слова
  • Свободное письменное задание
  • Таблица «З-Х-У»
  • Плюс-минус-вопрос
  • «Ромашка Блума»
  • "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах, группах.

Например:

- Сначала учение самой древней религии мира - буддизма – передавалось из уст в уста (да)

- Священное писание христиан называется Тора (нет)

- «Апокалипсис» - это учение о том, что ждёт человечество в будущем (да)

- Коран разделён на части, которые называются сурами (да)

- Библия – это священное писание и иудеев, и христиан (нет)

- Все священные книги учат терпимости,  любви к ближнему и  несут только добро (да)

Приёмы стадии осмысления:

  • Инсерт- система маркировки текста (авторы Воган и Эстес)

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Делаются пометки:

" V " - уже знал
" + " - новое
" - " - думал иначе
" ? " - не понял, есть вопросы

  • «Знаю- хочу узнать-узнал»

"Таблица-ЗХУ"  (разработала  Донна Огл)

 

1.З - что мы знаем

Х - что мы хотим узнать

У - что мы узнали, и что нам осталось узнать

 

2.Категории информации, которыми мы намерены пользоваться
A.
B.
C.
D.

3.Источники информации.
1.
2.
3.

 

У этой формы работы есть еще один резерв - это третья часть таблицы. Категории информации станут графами новой таблицы. Работа на стадии размышления может быть продолжена: учащиеся на уроке или на дом получают задание заполнить новую таблицу.

Основные правила работы с приемом "ЗХУ":

- вспомнить, что  известно по изучаемому вопросу, записать эти сведения в первой графе таблицы;

- перечислить источники информации;

- попробовать систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, выделить категории информации;

- поставить вопросы к изучаемой теме до ее изучения;

- познакомиться с текстом (фильмом, рассказом учителя);

- ответить на вопросы, которые сами поставили, записать свои ответы в третью графу таблицы;

- посмотреть, нельзя ли расширить список категории информации, включить в него новые категории;

- поработать с третьей частью таблицы. Создать новую таблицу, в ней столько граф, сколько категорий информации  выделили. Заполнить ее.

  • Игра "Как вы думаете?"

Игра с карточками для группы из 4-х - 6-ти человек.

Подготовка. Учитель раздаст всем группам листы бумаги, на которых нарисована приведенная схема:

 

http://lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_65/18/d-17876/17876_html_2b1868d2.png

 

 

 

Ход игры:    1. Каждая группа получает набор карточек. Один человек из группы должен перемешать карточки и раздать их. Не имеет значения, если кто-то получит больше карточек.

2. Не советуясь ни с кем, каждый читает то, что написано на карточках, затем кладет каждую из них "лицом" вверх на то поле на листе, где, по его мнению, она должна находиться. Например, на одной из ваших карточек написано "Каждый участник будет иметь возможность высказаться, если он захочет". Если вы считаете, что тезис действует ВСЕГДА, положите карточку на центральное поле. Если вы считаете, что это верно В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ, положите ее на среднее поле. Положите ее на крайнее поле, если считаете, что этот запрет действует только В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ.

3. Когда все члены группы разложат свои карточки, все еще не советуясь ни с кем, необходимо внимательно посмотреть на карточки, разложенные другими членами группы. Если кому-то из членов группы покажется, что карточка расположена неправильно, он переворачивает ее "лицом" вниз.

4. Когда этот этап работы завершен, анализируем результат: карточки, которые остались неперевернутыми, выражают мнение группы.

5. Следующий этап - обсуждение каждой перевернутой карточки. Группа выясняет, кто положил карточку на это поле, а кто ее перевернул. Затем идет обсуждение: где должна находиться каждая карточка. Если группа сразу не пришла к общему решению, то вам придется искать компромисс.

  • Чтение с остановками
  • Дневники
  • Бортовые журналы

Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.

  • Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»

Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Почему?

 

 

 

 

 


Приемы стадии рефлексии:

· Кластер ( автор Гудлат)  -  выделение смысловых единиц текста и графическое  их оформление в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

«Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты.
Выделяем центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.

 

· «Чтение – суммирование в парах»

Можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов.

· «Синквейн»

В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов.

1. Имя существительное, выраженное одним словом;

2. Описание темы ( два  прилагательных);

3. Описание действия (три глагола, относящихся к теме);

4. Фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме;

5. Слово – синоним (обычно существительное).

Например:

Завет (договор)

Честный, справедливый

Договориться, понимать

Учит добрым делам

Наставление

· «Чтение с остановками»

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

· «Верите ли вы, что…»

Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.

· «Мозговой штурм»

Позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

· «Уголки»

Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

· «Написание творческих работ»

Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

· «Создание викторины»

Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование.

· «Логическая цепочка»

После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
Критическое мышление не только можно, но и нужно развивать на каждой ступени обучения. Повышается успеваемость, уровень усвоения и качество знаний, а самое главное - повышается мотивация школьников к учению и в полной степени реализовать в образовательном процессе системно-деятельностный подход. На мой взгляд, это важная проблема современного образования, которая с успехом может быть разрешена.

Применение  «Технологии развития критического мышления» позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. Меняется характер таких уроков. На них преобладает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно.

Эту технологию можно применять в начальных классах не только на обычных уроках, но  так же на уроках основы мировых религиозных культур.

Дети находятся в активной позиции, получают удовольствие от своей работы. Учитель видит интерес детей и хорошие результаты их работы.

Литература:

1. А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений /– 2-е изд. _ М.: Просвещение, 2012.

 

2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004.

 

3. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.- Концепция федеральных государственных стандартов общего образования - проект - Рос.акад. образования М.:Просвещение, 2008.- (Стандарты второго поколения).

4. И.В. Муштавинская  Технология развития критического мышления на уроке и  в системе подготовки учителя.- СПб:КАРО, 2013, 2-е изд.

5. В. И. Чупрасова

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» ВЛАДИВОСТОК2000 г.http://bibliofond.ru/view.aspx?id=37503#1

6. http://kmspb.narod.ru/posobie/bortjur.htm

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio