Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Статья

 Организация внеурочной деятельности

Титова Татьяна Евгеньевна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа №94 Санкт-Петербурга

   В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (кружки, секции, школьные научные общества, соревнования,  и т. д.).

        Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

       Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

       Задачи: Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; Улучшить условия для развития ребенка; Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

      Материалы ФГОС подводят к выводу: внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию; внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся; происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

В соответствии с требованиями ФГОС строить воспитательную систему необходимо, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую.

       По результатам анкетирования родителей было выявлено, что существует потребность в организации работы целого ряда кружков и секций различных направлений, которая даст основания для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Среди направлений были выделены следующие:

1 – духовно-нравственное;

2 - спортивно-оздоровительное;

3 -  общеинтеллектуальное;

4 – общекультурное;

5 – социальное.

Каждое из этих направлений реализует определенные наклонности ребенка, в то время, как в совокупности они способствуют гармоничному развитию личности учащегося, что, собственно, и является конечной целью воспитательной работы в школе и отражено в концепции воспитательной системы.

Реализация целей и задач развития личности по разным направлениям происходит посредством деятельности кружков и секций, а так же работой классных руководителей. При отборе содержания и видов деятельности детей учитываются интересы и потребности самих детей, пожелание родителей, опыт внеурочной деятельности педагогов и материально-техническая база школы. В общей сложности каждый учащийся может посещать от пяти до десяти кружков и секций развивающего характера.

 На каждого ребенка была составлена индивидуальная карта занятости:

 

Индивидуальная карта занятости обучающегося 

Степановой Олеси  во внеурочной деятельности

 

Направления внеурочной деятельности

Форма организации внеурочной деятельности

Объём (в час.)

Спортивно-оздоровительное

 

Спортивные танцы

2

Духовно-нравственное

 

Город будущего

2

Обще-интеллектуальное

 

Занимательная информатика

1

Общекультурное

 

Музыкальный театр

Хореография

2

2

Социальное

 

Командир группы

 

Итого:

9

 

Подобная карта была составлена на каждого ребенка. Составлена сводная карта занятости на всех учащихся класса.

Спортивно-оздоровительное направление.

Одной из важнейших целей работы школы в современный период является здоровьесбережение участников образовательного процесса. Эта деятельность ведётся по следующим направлениям: использование здоровьесберегающих технологий на уроке, совершенствование системы физкультурно-оздоровительной и профилактической работы. Занятия проходят в форме спортивных состязаний, игр, весёлых стартов. Восемь учеников класса посещают спортивные секции: дзюдо, каратэ, спортивные танцы, хоккей и другие.

Занятия с учащимися по этому направлению приводят к всесторонне гармоническому развитию личности ребенка, формированию физически здорового человека, формированию мотивации к сохранению и укреплению здоровья

 

 Общекультурное направление.

Направлено на  раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества с учетом его возрастных и внутренних психологических наклонностей, формирование эстетического вкуса. Занятия осуществляются в форме групповых, игровых занятий, бесед, экскурсий, конкурсов, выставок.

       Дети должны знать, что школа это не только  учёба и труд, но и верный друг и в радости, в  праздники.

    Занятия с учащимися по этому направлению приводят к развитию эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формированию коммуникативной и общекультурной компетенций

 

    Общеинтеллектуальное  направление в нашем классепредставлено кружком «Занимательная информатика»

Это направление учит видеть красоту в человеке, обществе, природе, находить выражение математических законов в окружающем мире, знакомит с проектной деятельностью. Большая часть учащихся класса
с удовольствием посещает этот кружок.   

  Это направление обогатит  запас учащихся научными понятиями и законами, будет способствовать формированию мировоззрения, функциональной грамотности.

Духовно- нравственное направление

 Цель этого  направления:формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, своего родного города на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия мордовского народа.

Проблема развития личности ребенка, формирование ее духовно-нравственной сферы является одной из центральных задач педагогики. Эти знания помогают учащимся приобрести черты зрелой личности, способной в дальнейшем адаптироваться в социуме.

    Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.

    Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей общества. Деятельность  направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности, приобщение к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи Формы работы разнообразны: беседы, сообщения, экскурсии, встречи с ветеранами, тематические праздники, концерты, просмотры фильмов.

Социальное направление

Многие дети в классе имеют общественное поручение.

Это занимает особое место в организации социального становления детей, так как способствует закреплению социальных знаний и навыков.  Такая деятельность значительно обогащает социальный опыт детей, формирует опыт разнообразных социальных ролей, учит действовать в сотворчестве, в содружестве с другими детьми. Позитивно  организуется досуг детей, что также способствует формированию их социальной активности и социальной устойчивости.

В целом, анализируя промежуточные результаты внеурочной деятельности, педагоги обозначили факторы, способствующие достижению запланированных результатов. Это заключается в следующем:

1. Все виды внеурочной деятельности, организуемой в рамках ФГОС, предоставляют учащимся возможность участия в широком спектре занятий по различным направлениям и по своему желанию.

2. Реализуемые программы ориентированы на воспитательные результаты.

3.  При организации внеурочной деятельности есть возможность опираться на имеющийся положительный опыт социального партнерства и образовательные ресурсы.

4. Внеурочная деятельность позволяет интегрировать воспитательный, социализирующий потенциал на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования, а также ресурсов образовательной среды школы.

 

В соответствии с ФГОСвнеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.

Школа после уроков   должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования наших детей.

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio