Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Мотивационный компонент урока

Короваева Марина Николаевна

учитель начальных классов ГБОУ СОШ №570

г. Санкт-Петербурга

     Мотивационное обеспечение учебной деятельности остаётся сложной проблемой, так как требует от учителя большой подготовительной работы к уроку и напряжённого труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого ребёнка.

     Ведь заботясь о мотивации обучения, нужно ориентироваться не только на содержание урока, т.е. на то, что нужно усвоить детям, но и на то, как сделать это с наибольшей пользой для развития как сильных, так и слабых ребят, как сохранить их эмоциональное состояние, оптимизм, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию.

 Одним из путей успешного решения этой проблемы является сочетание стимулирующей доброжелательной атмосферы межличностного общения на уроке с широким применением методов и приёмов, прямо работающих на мотивационный компонент урока. Такое сочетание предполагает взаимодействие следующих условий: гуманное отношение к детям, удовлетворение их потребностей в общении и сотрудничестве с учителем, одноклассниками в процессе работы на уроке, обогащение мышления эмоциями, интеллектуальными чувствами, стимулирование любознательности, познавательных интересов и потребностей, формирование правильной оценки своих возможностей, воспитание ответственного отношения к труду. Гуманные отношения на уроке и вне его должны утверждать человеческое достоинство каждого ребёнка, способного и неспособного. Если на уроке создаются личностно-ориентированные доброжелательные отношения, при которых дети не боятся высказать свою оценку, даже не совпадающую с мнением учителя, и  таким образом реализуют своё право самостоятельно мыслить – это и становится истоком нового мышления. Поэтому нужно всячески поощрять и специально создавать такие ситуации, когда ученик рассуждает, употребляя выражения: «Я считаю, что это правильно, так как...», «Я сомневаюсь, потому что…», « Я уверен, потому что…». Личный опыт участия в разных видах деятельности позволит ученику узнать себя и дать толчок тому, что заложено в нём природой. Общение на уроке обусловлено учебной необходимостью, но это лишь внешняя сторона учения. Главное же состоит в его внутреннем содержании, т.е. в тех отношениях, которые складываются в процессе общения. Здесь важно сочетание разумной требовательности учителя с педагогической зоркостью, умением не пропустить момент, когда ученик  особенно нуждается в поддержке. Например, окружить вниманием ученика, который пришёл после болезни, ободрить мнительного, неуверенного в себе, приласкать ребёнка из неблагополучной семьи…

Учителям необходимо на деле реализовывать совет В.А. Сухомлинского, что «обучение – не только механическое перекладывание знаний из головы учителя в голову ребёнка, а сложные моральные отношения, в которых ведущей чертой являются воспитание чувства чести, достоинства и на этой основе – желания быть хорошим». Психологической основой общения на уроке является постоянное изучение личности учеников, понимание мотивов их поведения. Не менее важно осознанное стремление учителя к овладению всё более тонкими средствами влияния, неизменный такт, разнообразие и обоснованность способов поощрения и коррекции поведения детей. Нужно специально продумывать, расширять и обогащать взаимодействие учителя с детьми и учеников друг с другом.

 Для взаимодействия, раскрытия возможностей ученика рекомендуется использовать приёмы деятельности учителя:

- общая доброжелательная атмосфера

- радость успеху ученика, создание ситуации успеха

- включение обучающихся в познавательную деятельность

-сотрудничество учителя и обучающихся

-помощь учителя в виде советов

-привлечение  обучающихся к оценочной деятельности

-занимательность изложения

- современные образовательные технологии

-эмоциональность речи

-познавательные игры

-анализ жизненных ситуаций

-применение мер поощрения или порицания

-наглядность

-раскрытие значимости знаний

      Можно выделить такую последовательность действий учителя при подготовке к уроку: чёткое определение конечного результата урока, предвидение трудностей; которые могут возникнуть у тех или иных детей; подбор заданий, наглядности, специальных приёмов, которые помогут одним детям сократить путь к этому результату, другим – сделать его занимательным, третьим – утвердиться… .

       Для обеспечения мотивационного компонента урока необходимо сочетание общих усилий, стимулирующих желание школьников учиться, их активность с использованием разнообразных педагогических средств, развивающих у детей интерес и умение учиться.

Литература:

1.  Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2000 г. 

 

     

 

     

Joomla SEF URLs by Artio