Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

 

Володёнок Ольга Евгеньевна

 

Цель: обобщить и систематизировать сведения о деепричастии и деепричастном обороте, способствовать развитию умения конструировать предложения с использованием деепричастий, содействовать развитию устной и письменной речи, корректировать долговременную память, логическое мышление, способствовать раскрытию способностей учащихся, создать условия для успешной работы.

Задачи:

Образовательные: уметь находить деепричастные обороты и правильно ставить знаки препинания при них, знать виды деепричастий, уметь правильно употреблять деепричастия в речи, составлять схемы деепричастного оборота.

Развивающее - коррекционные: развивать и корректировать психические процессы, словарный запас, уметь составлять связный рассказ на заданную тему, выразительно читать, соблюдая интонацию.

Воспитательные: воспитывать побуждение к работе с информацией, интереса к теме, ответственное отношение к работе, уметь слушать одноклассников, работать в команде, оценивать свою работу.

Повторение: «НЕ» с различными частями речи, виды глагола, причастие и причастные обороты.

Технологии: элементы ТРКМ, здоровьесбережения.

Прогнозируемые результаты: интерес к теме, побуждение к работе; вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме; обобщение знаний; соотнесение информации и имеющихся собственных знаний.

Оборудование: таблицы по русскому языку по теме.

Межпредметные связи: с литературой

Ход урока:

  1. Организационный момент. (1 мин.)

  2. Фаза вызова. Учитель: Сегодня мы подведём итоги по теме «Деепричастие», обобщим знания, полученные ранее, сделаем вывод о роли и значении деепричастия в речи, в русском языке.

А). Устные ответы учащихся на вопросы (3 мин.):

    • Что такое деепричастие?

    • Признаки каких частей речи есть у деепричастия?

    • Чем является деепричастие в предложении?

    • С помощью каких суффиксов образуются деепричастия?

    • Что такое деепричастный оборот?

    • Как он выделяется на письме?


 


 


 


 

Б). Проверка д/з. ( 3 мин.) Девочки подобрали пословицы и поговорки с фразеологизмами, деепричастными оборотами, мальчикипредложения с деепричастными оборотами из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Не скроив, не сошьёшь.

Не делая добра другим, не жди его для себя.

Не зная броду, не суйся в воду.

Не взявшись за топор, избы не срубишь.

 

Они (сыновья) были очень смущены таким приёмом и стояли неподвижно, потупив глаза в землю.

- Ах ты, сякой-такой сын! Как, батька?.. – сказал Тарас Бульба, отступивши с удивлением несколько шагов назад.

И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали насаживать друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая.

  1. Реализация.

А). Работа у доски и в тетрадях. (4 мин).

Учитель: кто сможет продолжить строчки из стихотворений и назвать автора? (ответы учащихся).

Открывается доска, на которой записаны без знаков препинания строки:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце,

Снег лежит.

 

Зима! Крестьянин торжествуя,

На дровнях обновляет путь.

 

2 ученика расставляют знаки препинания, выделяют грамматические основы, находят деепричастный оборот и одиночное деепричастие, определяют вид деепричастий, составляют схемы. Остальные ученики работают самостоятельно на местах в тетрадях. Проверка.

Б). Игра «Исправь предложения». (2 мин.)

Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

Возвращаясь домой, шёл дождь.

Открывая дверь, она громко скрипнула.

Открыв окно, я залюбовалась видом города.

Девочка, склонив голову, что-то быстро писала. (Дети должны увидеть, что последние 2 предложения исправлять не надо).

В). Работа с карточками. (3 мин.) Исправить ошибки:

«НЕ» слитно «НЕ» раздельно

(Не)годуя (не)навидя

(не) видя (не) выполнил

(не)доумевая (не) добрая, а злая

(не) подумав (не)взлюбить

(не) выполнил (не) читая

(не)вежа (не)вежда

Параллельно 2 ученика работают с толковыми словарями, находят лексическое значение слов «невежа» и «невежда».

Г). Работа с карточками с записью ответов в тетрадь. (6 мин.)

Найти в предложениях причастные и деепричастные обороты.

Карточка № 1.

Усеянное звёздами небо манило к себе.

Раздавшийся слева грохот заставил нас оглянуться.

Отметив маршрут, туристы отправились в путь.

Поднявшись на гору, они решили отдохнуть.

 

Карточка № 2.

Охотники любовались степью, остывшей за ночь.

Альпинисты, пренебрегавшие опасностью, поднимались всё выше и выше.

Летающая над костром бабочка была необыкновенно красива.

Разговаривая, мы гуляли по набережной.

 

Д). «Минутка» отдыха. (3 мин.) Чтение учителем стихотворения

Э. Саути «Ладорский водопад». Перед началом чтения учитель показывает напечатанное стихотворение и просит детей сказать, на что похож текст. (Ответы учеников: гора, склон, колпак, треугольник).

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая

В свободолюбивом задоре

Так падают бурные воды

В сверкающем, быстром Ладоре.

 

 

 

 

4. Рефлексия. Творческая работа.

А). Работа у доски и в тетрадях. (10 мин.)

На доске записано предложение.

Во время каникул ребята гуляли по городу и любовались его достопримечательностями.

Ученики находят и подчёркивают грамматическую основу предложения, говорят, что глаголы обозначают основное действие.

Учитель предлагает изменить предложение так, чтобы оно было с деепричастным оборотом.

Во время каникул ребята гуляли по городу, любуясь его достопримечательностями.

Во время каникул ребята, гуляя по городу, любовались его достопримечательностями.

Запись полученных предложений в тетради, составление схем.

Далее предлагается изменить предложение, чтобы в нём появились причастные обороты.

Гуляющие по городу во время каникул ребята любовались его достопримечательностями.

Ребята, гуляющие во время каникул по городу, любовались его достопримечательностями.

Запись полученных предложений в тетради, составление схем.

Б). Подведение итогов урока. (3 мин.)

Учитель просит детей вспомнить, что было сделано ими на уроке. И говорит о том, что урок не будет полным, если не сказать о роли деепричастия в речи, и приводит пример из воспоминаний Григоровича.

Одно место из моего очерка «Петербургские шарманщики» Ф.М.Достоевскому не понравилось. В нём было написано: «Когда шарманка перестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика». «Не то, не то, - раздражённо говорил Ф.М.Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит очень сухо: пятак упал к ногам… Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая…» «Это замечание, - пишет Григорович, - помню очень хорошо, - было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгиваявыходит гораздо живописнее, дорисовывает движение…»

Дети слушают отрывок и говорят, что они полностью согласны с этим утверждением писателя.

В). Оценивание детьми собственной работы на уроке. Оценивание работы детей учителем. Выставление оценок в дневники. (2 мин.)

Joomla SEF URLs by Artio