Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Технология полного усвоения знаний на уроках русского языка

Григорьева Екатерина Евгеньевна,

учитель коррекционной школы №522

 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

 

В этом учебном году в нашей коррекционной школе VIIвида были введены образовательные минимумы по основным предметам школьной программы. Это значит, что теперь каждый ученик без исключения должен владеть определенным минимальным набором понятий и умений по предмету. Причин для такого нововведения мы видим множество, но здесь речь пойдет о том, как же сделать так, чтобы абсолютно каждый ученик на  100% овладел предложенным материалом, чтобы при этом выполнялась программа, чтобы уроки проходили интересно и динамично.

На мой взгляд, одним из удачных решений в таком случае является применение технологии полного усвоения знаний. Материалы, знакомящие с теоретическими положениями технологии, можно в большом количестве найти в интернете. В данной публикации я расскажу об опыте ее применения на уроках русского языка в 5 классе.

1.     Перед детьми ставится цель. Учитель говорит о том, что ее достигнут абсолютно все.

2.     Целое разбивается на элементы или блоки (Приложение 1).

3.     Подготавливаются диагностические тесты по каждому блоку, адекватные итоговому тесту (Приложение 1).

4.     После проведения тестов дети разделяются на две группы: 1)выполнившие тест на 100% верно; 2) те, кто не смог выполнить тест на 100% верно. После этого первые изучают дополнительный материал или помогают отстающим, для вторых организуются вспомогательные занятия (в любой необходимой форме).

5.     После полного усвоения блока всеми учениками, переходят к следующему блоку. И так далее.

6.     Проработав все блоки, учитель проводит итоговый тест (Приложение 2).

7.     Далее учитель проверяет итоговые тесты. В случае неуспешного написания одного или нескольких блоков, соответствующий учебный отрезок повторяется.

Важно! У детей нет справочников, а учебники довольно бестолковы, поэтому необходимо снабдить учеников той информацией, которая им может понадобиться при освоении раздела, в данном случае – минимума (Приложение 3). Кроме того, можно посоветовать детям источники в аудио- или видеоформатах. Надо быть готовыми к индивидуальным консультациям, к работе с мини-группами по 2-3 человека.

Технически процесс занимает 3-5 минут от урока и выглядит следующим образом: в начале урока детям дается минута на повторение, далее раздаются мини-тесты (на 1-2 минуты), которые оперативно  проверяются, по результатам дети помечают в своих справочных материалах (Приложение 3) то, что нужно повторить. Если выявляется раздел, который дети не поняли массово, то над ним можно поработать на уроке. Я была готова к тому, что на дополнительных занятиях придется работать с учениками над образовательным минимумом. Однако детям не составило труда самостоятельно осваивать материал, подаваемый такими крошечными порциями, даже отстающие ученики почувствовали возможность стать успешными и получить хорошие оценки.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Блок 1

Пять частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, союз.

Два главных члена предложения(они же – основа предложения): подлежащее, сказуемое.

Части слова(или морфемы): приставка, корень, суффикс, окончание.

Тесты к блоку 1

Тест 1.1

Подчеркни названия частей речи: суффикс, сказуемое, имя прилагательное, окончание, предлог, подлежащее, приставка, союз, имя существительное, корень, глагол.

Тест 1.2

Подчеркни названия членов предложения: суффикс, сказуемое, имя прилагательное, окончание, предлог, подлежащее, приставка, союз, имя существительное, корень, глагол.

Тест 1.3

Подчеркни названия частей слова (морфемы): суффикс, сказуемое, имя прилагательное, окончание, предлог, подлежащее, приставка, союз, имя существительное, корень, глагол.

 

Блок 2

Имя существительное– это часть речи, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы «Кто? Что?»

Имя прилагательное– это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «Какой? Какая? Какие? Чей? Чья? Чьё?»

Глагол– это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?»

Тесты к блоку 2

Тест 2.1

_________________________ - это_____________________, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?»

________________________ - это_____________________, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы «Кто? Что?»

________________________ - это_____________________, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «Какой? Какая? Какие? Чей? Чья? Чьё?»

Тест 2.2

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает ____________________ и отвечает на вопросы «Какой? Какая? Какие? Чей? Чья? Чьё?»

Глагол – это часть речи, которая обозначает ________________________и отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?»

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ________________________ и отвечает на вопросы «Кто? Что?»

Тест 2.3

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ______________________________

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы _______________________________

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы ______________________

Блок 3

Грамматическая основа предложения– это главные члены предложения, то есть подлежащее (кто,что)и сказуемое (что делает, что сделает, каков предмет).

Тесты к блоку 3

Тест 3.1

Грамматическая основа предложения – это _________________________________

__________________________________________________________________

Подчеркни главные члены предложения:

Осенью птицы улетели на юг.

Тест 3.2

Главные члены предложения – это _________________________ и _____________________.

Подчеркни главные члены предложения:

Буратино попросил на обед луковицу.

Тест 3.3

Подлежащее – это______________________________, который отвечает на вопросы_____________________

Сказуемое – это______________________________, который отвечает на вопросы_____________________

Подчеркни главные члены предложения:

В сосновом лесу не растут пальмы.

Блок 4

На конце имён существительных после шипящих Ь пишется только в словах 3 склонения. После шипящих во всех формах глагола пишется Ь.

Тесты к блоку 4

Тест 4.1

На конце существительных второго склонения после шипящих ________________

Во всех формах глагола______________________________

Ты сидиш…

Громкая реч…

Большой ключ…

Не плач…

Березовых рощ…

Тест 4.2

На конце существительных третьего склонения после шипящих ____________________

Ь на конце слова после шипящих пишется во всех формах_________________

Чёрная ноч…

Много груш…

Испеч… пирог

Увидел мыш…

Солнечный луч…

Тест 4.3

На конце существительных после шипящих Ь пишется только в словах ________________ склонения.

На конце глаголов после шипящих Ь пишется____________________.

Весёлый грач…

Русская печ…

Спряч… яблоко

Унеси мяч…

Много туч…

Блок 5

Не с глаголами пишется раздельно.

Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? (в вопросе ЕСТЬ Ь), надо писать -ТЬСЯ: Идем (что делать?) купаться.

Если глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает? (в вопросе НЕТ Ь), то пишется -ТСЯ: Он (что делает?) купается.

На конце глагола никогда непишется ЦА!

Тесты к блоку 5

Тест 5.1

Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? (в вопросе есть Ь), надо писать ____________: Идем (что делать?) купа________.

Если глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает? (в вопросе НЕТ Ь), то пишется ____________: Он (что делает?) купае_______.

НЕ с глаголом пишется__________________.

Маша копае…

Перестань верте….

Не забудь помы…

Мальчик закаляе…

Тест 5.2

Если глагол __________________________________________________________, то пишется -ТСЯ: Он (________________) купае...

Если глагол ________________________________________________________, надо писать -ТЬСЯ: Идем (________________) купа...

НЕ с глаголом пишется__________________.

Саша толкае…

Нельзя прислоня…

Продавщица улыбае…

Хватит шепта…

Тест 5.3

Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? (в вопросе ЕСТЬ Ь), надо писать –ТЬСЯ, например:__________________________________

Если глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает? (в вопросе НЕТ Ь), то пишется –ТСЯ, например:___________________________________

НЕ с глаголом пишется__________________.

Можно спусти…

Рома верти…

Птица кружи…

Нужно учи…

Блок 6

После Ч и Щ никогда не пишется Я и Ю.

После Ж и Ш никогда не пишется Ы.

Проверить безударную гласную в корне можно, используя однокоренное слово, в котором эта же гласная будет ударной. Л…сичка - лИс.

Тесты к блоку 6

Тест 6.1

После Ч и Щ ____________________________.

После Ж и Ш ____________________________.

Круж…ть

Торч…ли

Сч…стье

Ч…вствую

Ч…сло

Прищ…рился

Маш…на

Ж…нюсь

Тест 6.2

_____________________ никогда не пишется Я и Ю.

_____________________ никогда не пишется Ы.

Молч…ли

Служ…ть

Ч…жой

Поч…сать

Карандаш…к

Трещ…ли

Ч…стнее

Не прощ…

Тест 6.3

После Ч и _____ никогда не пишется ______.

После ____ и Ш никогда не пишется ______.

Уч…сток

Друж…ть

Ж…лток

Прощ…емся

Ч…рнеет

Я грущ…

Накрош…ли

Ч…кча

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образовательный минимум по русскому языку для учащихся 5-х классов (1 полугодие)

Практическая часть

1)    Из ч…щи выл...тел грач… и сел на п...ньке, подставил спинку со...нцу.

2)    На высокой берё...ке пристроилась веселая стайка воробьёв, снегирей и с...ниц. 

3)    Позаботились люди о л...сных ж...телях.

4)    Целый день в л...сной ст..ловой раздаёт...ся шум, потому что стаи птиц прил...тают сюда, тихо становит…ся только тогда, когда приходит ноч…

5)    О пернатых друзьях человека надо заботит...ся.

6)    (Не)забывайте о птицах.

 

1.     Вставь пропущенные буквы.

2.     В первом предложении подчеркни все имена существительные.

3.     Во втором предложении подчеркни все имена прилагательные.

4.     В четвертом предложении подчеркни все глаголы.

5.     В третьем предложении подчеркни грамматическую основу.

 

Теоретическая часть

1.     Подчеркни названия частей речи: приставка, имя существительное, сказуемое, глагол, окончание, союз, согласный, подлежащее, имя прилагательное, предлог.

 

2.     _________________________ ­- это ____________________, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы «Кто? Что?»

 

 

3.     Имя прилагательное – это ___________________, которая обозначает _________________________ и отвечает на вопросы _________________________________

 

4.     ___________________ - это ____________________, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?»

 

 

5.     Грамматическая основа предложения – это __________________________________

________________________________

 

6.     Ь на конце существительных 2 склонения___________________

 

7.     НЕ с глаголами пишется __________________.

 

8.     Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? (в вопросе есть Ь), надо писать ____________: Идем (что делать?) купа________.

Если глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает? (в вопросе НЕТ Ь), то пишется ____________: Он (что делает?) купае_______.

 

9.                После Ч и Щ не пишем___________________.

После Ж и Ш не пишем____________________.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Для того, чтобы сдать образовательный минимум по русскому языку за первое полугодие 5 класса, ты должен знать:

Из теории:

Пять частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, союз.

Два главных члена предложения(они же – основа предложения): подлежащее, сказуемое.

Части слова(или морфемы): приставка, корень, суффикс, окончание.

Имя существительное– это часть речи, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы «Кто? Что?»

Имя прилагательное– это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «Какой? Какая? Какие? Чей? Чья? Чьё?»

Глагол– это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?»

Грамматическая основа предложения– это главные члены предложения, то есть подлежащее (кто,что)и сказуемое (что делает, что сделает, каков предмет).

Как пишется:

На конце имён существительных после шипящих Ь пишется только в словах 3 склонения. После шипящих во всех формах глагола пишется Ь.

Не с глаголами пишется раздельно.

Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? (в вопросе ЕСТЬ Ь), надо писать -ТЬСЯ: Идем (что делать?) купаться.

Если глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает? (в вопросе НЕТ Ь), то пишется -ТСЯ: Он (что делает?) купается.

Как никогда не пишется:

На конце глагола никогда непишется ЦА!

После Ч и Щ никогда не пишется Я и Ю.

После Ж и Ш никогда не пишется Ы.

Кроме того, ты должен уметь проверить гласную в корне, используя однокоренное слово, в котором эта же гласная будет ударной. Л…сичка -лИс.

Joomla SEF URLs by Artio