Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Приставки пре- и при-. Закрепление пройденного

 (6  класс)

Ефремова Татьяна Олеговна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 544

Московского района Санкт-Петербурга

 

 

Задача: 1) закрепить знания по теме «Приставки при- и пре- ».

Цели. Обучающие:

1)     повторить значения приставок пре- и при-;  учить правильно определять эти значения в  разных  словах      

   2) учить разграничивать приставки пре- и при- и корни с начальным при-  и пре- в разных словах;

   3) совершенствовать умение правильно писать слова с начальными пре- и при-;

  4) повторить некоторые другие правила русской орфографии и пунктуации.

                                               Развивающие:

 развивать внимание, логическое мышление, воображение, зрительную память, пополнять словарный запас и развивать связную монологическую речь

                    Воспитывающие:

 

         Воспитывать ответственность, собранность, умение работать в коллективе.

 

I.Организация.

II. Сообщение темы и целей урока.   1 мин

-Тема нашего урока:Приставки при- и пре-.

Мы ещё раз повторим основные значения этих приставок, будем тренироваться  определять эти значения в разных словах и совершенствовать умение правильно писать слова с начальными пре- и при-.

III. Закрепление пройденного.

1. Повторение основных значений приставок пре- и при-. 10 мин.

Учащимся раздаются листочки со стихотворением. Они читают его про себя.

 

-         Прочитайте стихотворение про себя. Догадайтесь, что необходимо вставить на месте пропущенного.

-         Прочитайте стихотворение вслух.

-         Стихотворение разделено на  две большие части. Как следует их озаглавить?(  Iч.- при-, IIч. – пре-).

-         Запишите эти слова в качестве заголовков к частям стихотворения.

С/Р.Вставьте на месте пропусков то, что необходимо.

Проверка. Два ученика отвечают  на оценку, остальные проверяют устно.

- Какое значение имеет приставка при- в первой строфе? Что написали перед четверостишием?

-Какие приставки вставили в словах?

 Аналогично работаем с остальными четверостишиями.

-Какое значение имеет приставка пре- в пятой строфе? Какие два слова – исключения из этого правила пишутся с приставкой при-?

Аналогично – с последней строфой.

-         Итак, какие значения имеют приставки при- и пре-? Все ли значения мы назвали?

(нет, у приставки при- есть ещё несколько значений)

 

 

2. Дополнительные значения приставки при-. 5 минут

-Вспомним дополнительные значения приставки при-. Переверните листочки. Выполните задание.

Проверка. Третий ученик отвечает на оценку. Какое пятое значение имеет приставка при- ? Докажи.  6,7 – аналогично.

3. Слова с при- и пре-, в которых трудно определить значение исторической приставки. Д/З. 3 мин

-Давайте вернёмся к третьей строфе вашего стихотворения.

-          В каких словах при- не обозначает «близости нахождения»?  Слова пригожий, привередливый и привольный необходимо запомнить. В каком из них выделяется современная приставка при-? В остальных словах историческая приставка слилась с корнем. Мы уже встречались с такими словами.

-         Работе над ними посвящено ваше д/з. Прочитайте его. Откройте дневники, запишите д/з.

 Выучить значения приставокпре- и при-, выполнить письменное задание в тетради ( см. лист)

2. Игра-соревнование «Кто быстрей и грамотней?» По колонкам. 12 -15 минут.

-         Мы повторили  значения приставок пре- и при-, а сейчас проверим, как вы умеете применять знания на практике. Игра-соревнование «Кто быстрей и грамотней?» Каждая колонка получает листок с заданиями. Чья колонка быстрее справится с ними (разумеется, при условии, что всё будет выполнено правильно), та и победит.

-Задания выполняем по - одному. Внимательно слушаем первое задание: надо записать слова, обозначающие приближение кого-либо.

 Образец: приближение круглого предмета: прикатился.

                приближение спортсмена-легкоатлета: прибежал

-Обратите внимание: глаголы должны стоять в прош. вр., ед числе, м. или ж. р.

- IIзадание. Замените словосочетания одним словом.

Образец: присоединить с помощью паяльника: припаять.

- IIIзадание. Образуйте с помощью приставки при-(пре-) имена прилагательные от данных слов по модели:

Образец:  (посёлок) при городе - пригородный.

-Не забудьте, что имя прилагательное согласуется с именем существительным  (верно напишите окончания прилагательных).

-IV. Как сказать одним словом?

Образец:   открыл, но не полностью: приоткрыл.

-V. Замените синонимом с приставкой пре-:

Образец:  очень добрый – предобрый.

VI. Угадайте слово  с начальным пре- по  его ЛЗ.

Образец: Пре_______- перенести муку, лишения, голод, мучения. Претерпеть.

3. Проверка. 3  минуты.

-         Сейчас  у вас будет возможность проверить себя. Среди слов, записанных на доске, есть те, которые вы должны были записать.

Узнайте их. Но при этом вы должны выполнить ещё одно маленькое задание, развивающее логическое мышление и языковое чутьё.

-         Внимание!

1) «Шестой лишний».

1.Пр…летел, пр…скакал, пр..полз, пр…плыл, пр…ехал, пр…землился.

2. Пр…вязал, пр..клеил, пр…шил, пр…винтил, пр…бил, пр…говорил.

3. Пр…морский, пр…вольный, пр…дорожный, пр…вокзальный, пр…усадебный, пр…брежный.

4. Пр…поднял, пр…храмывает, пр…смотрелся, пр…остановился, пр…лёг, пр…глушил.

5. Пр…красный, пр…длинный, пр…спокойный, пр…любопытный, пр…чудливый, пр…интересный.

6. Пр…одолеть,   пр…рвать, пр..рывистый , пр…градить , пр…подавать, пр…словутый.

- Какими морфемами являются пре-  словах пресловутый, преподавать, преградить?

                                      (исторические приставки в современном русском языке слились с корнем, но, поскольку когда –то они были приставками и  их значение можно определить, я включила их в задания).

4. Проверочная работа. Попутное повторение изученных орфограмм.

 Вставить пропущенные буквы.

  Осенью лес прумолкает. Прслушайтесь! Какая стоит (не)обыкнове(н/нн)ая тиш! В предчувствии хлдов пртихли птицы. Ветка слегка прогнулась и прикснулась  к твоему лицу. Беспрдельная радость охватывает тебя. В такую пору особое наслждение приносит причудливая музыка дятла.

  Природа звёт, мнит к себе. Настрение прподнимается. Кажется, что продолимы все прпяТствия.

5. Итог урока. -Давайте подведём итог урока.

-Что повторили? Чему учились?

Оценки: за работу на уроке;  за пр. р; за победу в соревновании.

 

Доска ( презентация)

 

 

1.Пр…летел, пр…скакал, пр..полз, пр…плыл, пр…ехал, пр…землился.

2. Пр…вязал, пр..клеил, пр…шил, пр…винтил, пр…бил, пр…говорил.

3. Пр…морский, пр…вольный, пр…дорожный, пр…вокзальный, пр…усадебный, пр…брежный.

4. Пр…поднял, пр…храмывает, пр…смотрелся, пр…остановился, пр…лёг, пр…глушил.

 

5. Пр…красный, пр…длинный, пр…спокойный, пр…любопытный, пр…чудливый, пр…интересный.

 

6.Пр…одолеть,   пр…рвать, пр..рывистый , пр…градить , пр…подавать, пр…словутый.

 

1.Образец: приближение круглого предмета: прикатился.               приближение спортсмена-легкоатлета: прибежал

2.Образец: присоединить с помощью паяльника: припаять.  3.Образец:  (посёлок) при городе - пригородный.

 

 

Приставки при- и пре- и их значения.

 

I.                   ________

1.

2.

3.

4.

II.

1.

Исключения:_________________

2.

ДЗ приставки ПРИ-

5.

6.

7.

4. Образец:   открыл, но не полностью: приоткрыл.

 

5. Образец:  очень добрый – предобрый.

 6. Образец: Претерпеть- перенести муку, лишения, голод, мучения. Претерпеть.

 

 

Приставки при- и пре-.

 

 

I._________

 

1.Значение приставки:_______________________________

Прибыл  поезд, пр…плыл теплоход,

Космонавт пр…летел из Вселенной…

 В словах пр…дёт, пр…летит, пр…плывёт

Пишется ______, несомненно.

 

2.Значени приставки:_______________________________________

Винт пр…винтил, пр…крутил колесо,

 Пр…клеил, пр…шил умело.

Пишем мы ______, говоря обо всём,

Что добрые руки пр…делали.

 

3.Значение приставки (только для выделенных слов):

_____________________________________________________

В пригороде пр…морском,

На пр…школьном участке пригожем

Даже привередливому – приволье.

 

4._Значение приставки:_____________________________________

Язык пр…кусил – не совсем откусил,

Пр…горело – не значит сгорит.

Помни: что сделано, но не совсем,

Пишем с приставкой _________.

 

II._________________

 

 

1.Значение приставки:______________________________________

Пр…длинный достанет до крыши рукой,

Пр…жадный не даст вам конфету.

Если такой или «очень сякой»,

_________ мы напишем при этом.

Исключения: __________________________________

 

2. Значение приставки:_____________________________________

Дожди непр…рывные льют в октябре,

Но грамотным дождь не пр…града.

Где очень похожи _______ и _________,

Писать только _______ там надо.

 

 

I.                  Дополнительные значения приставки при-.          

 Вставить пропущенное.

 

5.____________________________________________

 

Пр…учить, пр…говорить, пр…брать, пр…душить.

 

6.____________________________________________

 

Пр..говаривать, пр…певать, пр…топывать, пр…стукивать.

 

7.____________________________________________

 

Пр…смотреться, пр…глядеться, пр…слушаться.

Не всегда удаётся определить значения приставок пре- и при-, особенно исторических.  (приволье,привередливый). Кроме того,  в русском языке есть ряд заимствованных слов с начальными пре- и при-. Правописание таких слов следует  проверять по Орфографическому словарю и запоминать.

Д/З ( ПИСЬМЕННОЕ)       .

Запишите слова, распределяя их в два столбика: с начальным  при- и начальным пре-:

      Беспримерный, беспристрастный, преподнести, пригожий, преследовать, привлекательный, привольный, привычка, преклонный, привередливый, присутствовать, прельщать, примечать, прилежный, причесать, приятный, препроводить, притеснять, принудительный.

       Принципиальный, приоритет, президентский, претензия, приватизация, привилегия, президиум, премиальный, премьера, престижный, примадонна, примитивный.

 

 

 

Задания по группам.

 

I.                   Запишите слова, обозначающие:

 

1)      приближение птицы____________________________________

2)      приближение коня_____________________________________

3)      приближение рыбы____________________________________

4)      приближение змеи__________________________________

5)      приближение автомобиля_______________________________

 

II.                Замените словосочетания одним словом:

 

1)      присоединить с помощью верёвки___________________________

2)      присоединить с помощью клея___________________________ __

3)      присоединить с помощью винтов и шурупов__________________

4)      присоединить с помощью иголки с ниткой____________________

5)      присоединить с помощью молотка и гвоздей__________________

 

III.             Образуйте с помощью приставки при-(пре-) имена прилагательные от данных слов по модели:

 

1)      (край) при море__________________________________________

2)      (канава) при дороге_______________________________________

3)      (площадь) при вокзале_____________________________________

4)      (огород) при усадьбе______________________________________

5)      (скалы) при береге________________________________________

 

IV.            Как сказать одним словом?

 

1)      немного поднял__________________________________________

2)      немного хромает_________________________________________

3)      ненадолго остановился____________________________________

4)      ненадолго лёг____________________________________________

5)      не совсем заглушил_______________________________________

 

V.     Замените синонимом с приставкой пре-:

 

Очень красивый_____________________________________________

Очень спокойный____________________________________________

Очень любопытный__________________________________________

Очень длинный_____________________________________________

Очень интересный___________________________________________

 

 

 

VI. Угадайте слово  с начальным пре- по его лексическому значению:

1.Пре ____________________- справиться с чем-нибудь, пересилить, перебороть, превозмочь. П. препятствие. П. себя. П. боль.

 

2.Пре_________________- 1)резко, внезапно прекратить или приостановить что-либо, «перервать»; 2) вмешаться в разговор, перебить.

П. отношения. П. беседу.

 

3.Пре_______________- имеющий перерывы через короткие промежутки времени. П. сигнал. Антоним: непрерывный.

 

4. Пре_______________ -загородить, сделать невозможным или затруднительным движение и т. п. П. доступ воздуху.

 

5. Пре_______________- учить, передавать знания. П. в школе.

 

 

II.               Вставить пропущенные буквы.

Пр…бежище,  пр….гибаться, пр…бавлять, пр….двинуться, пр…неприятный, пр…вязчивый, пр…задуматься, пр…жечь, пр…каспийский,  пр…творить (дверь), пр…творить (мечту в жизнь), пр…восходный, пр…емник (писателя), радиопр…ёмник.

 

 

Составьте словосочетания со словами (вставьте пропущенную букву):

 пр…рвать ___________________________

пр…градить__________________________

пр…терпеть__________________________

пр…поручить__________________________

пр…одолеть__________________________

 

 

3.Объяснительный диктант.

– В зависимости от значения в слове можно написать и пре-, и при-.  Произносятся такие слова одинаково, а их написание различается одной буквой. Называются они омофонами. Сейчас я продиктую вам пары словосочетаний с омофонами. Запишите их и объясните свой выбор приставки:

пр…дать значение – пр…дать земле

пр…бывать на станцию – пр…бывать в растерянности

пр…зреть сироту – пр…зирать врага

пр…творить мечту в жизнь – пр…творить дверь

пр…ступить к работе – пр…ступить закон

пр…емник поэта – радиопр…ёмник

 

Joomla SEF URLs by Artio