Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Иванова Оксана Николаевна

 

Конспект урока по русскому языку

Класс: 5                                                                                   

Тема: Подготовка к написнаию изложения по рассказу «Ласточки» (2 урока).

Тип урока: урок развития речи.

Задачи

Образовательные:

  • учить правильному и последовательному построению предложений.

Развивающие:

  • развивать связную устную речь учащихся;
  • развивать логическое мышление учащихся путем отработки причинно-следственных связей;
  • развивать связную письменную речь учащихся.

Воспитательные:

  • прививать учащимся интерес к предмету;
  • призывать учащихся помогать тем, кто попал в беду.

Оборудование

Иллюстрация с изображением ласточек.

 

Ход урока

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

  • Сегодня на уроке мы будем писать изложение по рассказу. Давайте вспомним, что такое изложение.

2. Подготовка к усвоению нового материала

а) Вступительная беседа по иллюстрации.

Изображенные на этой иллюстрации залитые солнцем березки радуют глаз и вызывают волнующие чувства. Глядя на эту картину, мы испытываем чувство любви к родной природе. Береза живет до 140 лет. Рубить ее можно только с 50 лет. Береза приносит человеку большую пользу. Березовые дрова дают много тепла. Из березы делают посуду, сани, мебель. Дерево обжигают – получают уголь, потом деготь. Молодые березовые почки употребляют как лекарственное средство.

3. Изучение нового материала

а) Чтение текста изложения учителем.

  • Сегодня на уроке мы будем писать изложение по рассказу, который называется «Ласточки». Послушайте этот рассказ.

        Помню, еще в далеком детстве увидел я однажды над крышею нашего дома… метавшихся в беспокойстве ласточек. Они то садились на крышу, то взлетали. Ясно было, что там что-то случилось.

      Приятель мой,.. Сашка, забрался на крышу и увидел, что одна белогрудая птичка застряла лапкой в расщепе деревянной крыши. Другие ласточки  старались ее спасти. Сашка снял с крыши ласточку, спустился вниз. Мы увидели, что одна лапка сломана... Я перевязал тряпочкой лапку, положил ласточку в коробку, наполненную ватой.

      Некоторое время эта ласточка жила у меня, потом выпорхнула в окно, и я часто видел ее, когда она подлетала к своему гнезду. Самое удивительное, что эта ласточка на следующее лето вернулась (По И. Соколову-Микитову)

 

  • Ребята, вам понравился этот рассказ?
  • Каким он вам показался грустным или веселым? Почему?
  • Давайте определим стиль текста? (художественный)
  • Докажите, почему этот текст художественного стиля.
  • Тип речи? (повествование)
  • Докажите, почему это текст-повествование.
  • Определите тему текста (спасение ласточки).
  • Определите основную мысль (необходимо помогать тем, кто попал в беде).

б) Беседа по содержанию текста.

  • О чем говориться в рассказе?
  • Что говориться о ласточке?
  • Кто спас ласточку?Как вы относитесь к поступку ребят?

в) Составление и запись на доске плана изложения.

Учитель читает текст по частям.

Вопросы к 1-й части:

  • О чем говориться в этой части?
  • Что говориться о ласточках?
  • Как можно озаглавить эту часть? («Метавшиеся в беспокойстве ласточки»)

Вопросы ко 2-й части:

  • Кто забрался на крышу?
  • Что увидел Сашка?
  • Как автор описывает ласточку?
  • Что сделали мальчики?
  • Как можно озаглавить эту часть? («Белогрудая птичка застряла в расщепе»)

Вопросы к 3-й части:

  • Что случилось с ласточкой после спасения?
  • Как озаглавить эту часть? («Выпорхнула в окно»)

Вопросы к 4-й части:

  • Что оказалось самым удивительным?
  • Как озаглавить эту часть?  («Возвращение»)
  • Ребята, для чего нам нужен план?

д) Лексико-стилистическая работа

На доске записываются постепенно слова, после того, как учитель задает вопросы типа: «Найдите в тексте и прочитайте описание ласточки. Скажите в двух словах, какая она – «белогрудая птичка». Разбирается правописание каждого слово. Дается установка на то, что их можно и нужно использовать при написании изложения.

Ласточка-белогрудая птичка, метавшихся, расщеп.

    Физминутка

4. Закрепление изученного материала (2-й урок)

а) Повторное чтение текста учителем 1-2 раза.

б) Пересказ текста по плану.

в) Самостоятельная работа. Написание изложения.

Повторение правил правописания. Заключительное прочтение текста учителем и учащимися.

  

Joomla SEF URLs by Artio