Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Конспект урока в 8 классе

Обращение и знаки препинания при нем

 Вороненко Татьяна Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ Школа№429 имени М.Ю.Малофеева

 

Цели урока:

1.повторить и закрепить знания об обращении;

2.находить обращение в тексте, употреблять его с учетом речевой ситуации;

3.постановка знаков препинания при обращении;

4. выразительное чтение предложений с обращениями, используя звательную интонацию

Ход урока.

1.     Проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу во время урока.

2.     Задание №1. Разминка.

Запиши слова, расставь ударение

Банты, торты, обеспечение, кухонный, оптовый, жалюзи, гнала, ждала, отбыла

Проверка выполнения работ(слабые учащиеся могут воспользоваться орфографическим словарем)

     3.Задание №2

1)(для слабых учащихся) Составить простое предложение, используя слова из разминки.

Дать  характеристику предложению, составить схему предложения.

2)( для сильных учащихся) Составить сложное предложение, используя слова из разминки.

Дать характеристику предложению, составить схему предложения.

Проверка работ учащихся.

4.Запись и анализ  предложений.

Допетровская Россия не знала «светской» живописи.

Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!(Ф.И.Тютчев.)

Люблю твою, Россия, старину!(Н.Рубцов.)

- В роли каких членов предложения выступает слово Россия?

-В каком предложении это слово не является членом предложения? Почему?

5.Повторение об обращении.

-Что такое обращение?

-Что оно обозначает?

-Как оформляется на письме?

Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.

Роль обращения обычно выполняет существительное в именительном падеже (с зависимыми словами или без них) или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и др.).

Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения:

Чаадаев, помнишь ли былое? (Пушкин); О, скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки? (Пушкин); Не гаси, любимая, огонёк (Малков).

Запиши примеры 3 простых предложений, используя обращение, которое будет стоять в начале предложения, в середине и в конце предложения.(Учащиеся записывают в тетради и на доске примеры, анализируя постановку знаков препинания при обращении)

6. Каковы же функции обращения?

1)Обращение испокон веков выполняло несколько функций. Главная из них — привлечь внимание собеседникапобудить к восприятию речи– звательная функция.

-Кто вы такой будете, гражданин?( М.Булгаков.)

-Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?(К.Симонов.)

2)Экспрессивная (оценочно-характеризующая) функция –это стилистический прием, усиливающий выразительность речи.

- Что у тебя в портфеле, паразит?- пронзительно прокричал похожий на кота.(М.Булгаков.)

-Ты опять со мной, подруга осень….(И.Анненский)

7.Форма употребления обращения.

В русском языке в функции обращения употребляется имя существительное в именительном падеже или равнозначная словоформа в сочетании со специальной звательной интонацией, а иногда и с вокативной частицей «о!». В некоторых языках (в большинстве древних индоевропейских — древнегреческом, латыни, старославянском, из современных славянских языков это украинскийчешский, из неиндоевропейских грузинский язык) у обращения имеется специализированное средство выражения — так называемый звательный падеж. В болгарском языке звательная форма является остатком древнего звательного падежа. В современном русском языке развивается новая разговорная звательная форма путём усечения именительного падежа (мам, Петь, Серёж).

 

При формальном обращении используется имя и отчество (Елена Сергеевна), при неформальном — только имя, часто его уменьшительные формы (Елена или Лена). При формальном обращении может также использоваться фамилия либо должность или звание в сочетании с одним из слов-обращений (господинтоварищ и т. п.):господин Ивановгосподин Президенттоварищ майор. В российской армии обращение товарищ сохраняется с советских времён.

После распада Советского Союза многие российские организации выбрали в качестве формы обращения обращение по имени, как это принято во многих англоязычных странах. Однако по правилам современного делового языка правильным обращением в русском языке считается формальное, то есть по имени и отчеству.

8. Лексико-семантический анализ предложений. Определение функции обращения.

1) Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.В.Гоголь.)

2)Князь, голубчик, опомнись! (Ф.М.Достоевский.)

3)Матушка! Королева! Всемогущая!..(Ф.М.Достоевский.)

4)Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?(А.Блок)

9.Знаки препинания в предложениях при обращении.

Чтение п.29 по учебнику.

10 Закрепление.

1)    Устно упр.261

2)    Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания.

-Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулася. (И.Никитин.)

-Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия.(А.Пушкин.)

-Рисуй, художник вдохновленный, картины родины моей. (С.Дрожжин.)

-Привет тебе, мой край родной, с твоими темными лесами.(С.Дрожжин.)

    3)упр. 260( устно)

Делается вывод: обращение употребляется в разных стилях речи-разговорном, публицистическом, книжном.

11. Проверочное тестирование.(распечатано на каждого ученика, работа выполняется на листочках)

Найдите в предложениях обращения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Милый сын когда же начало? Господа начало! Прошу внимания!..  (Чехов)

 2. Дорогая моя хорошая чистая будьте моей женой! (Чехов)

 3. Горе тебе город Казань едет толпа удальцов собирать невольную дань с твоих беззаботных купцов (Лермонтов).

 4. Спящий в гробе мирно спи, жизнью пользуйся живущий (Жуковский).

5. Как любил Кавказ мой величавый твоих сынов воинственные нравы (Лермонтов)

. 6. Кто волны вас остановил, кто оковал ваш бег могучий! (Пушкин)

 7. Не зови меня ты воля не зови в поля! (Блок).

8. Вставай творящий чудеса Кипи неистощимой силой мой Севастополь город милый отчизны вечная краса! (Жаров)

 10. До войны едва в помине был ты Тёркин на Руси (Твардовский). 11. Поплачь поплачь Настенька дочушка моя. Лети лети ластынька лети за моря (Твардовский).

12.Подведение итогов урока.

-Что повторили на уроке?

-Что нового узнали на уроке?

-Где пригодились полученные на уроке знания?

13.Домашнее задание.

Задание по выбору:

1.     Упр. 260

2.     Выписать из стихотворений А.С.Пушкина по три предложения, в которых использованы обращения: а) с положительной оценкой героя,

Б) с отрицательной оценкой героя или предмета.

 

Использованная литература:

1.Википедия.Обращение(Лингвистика)

2.Г.А.Богданова.Уроки русского языка в 8 классе.М.: Просвещение, 2000.

3.Н.А.Репина.Поурочные разработки к учебнику «Русский язык. 8 класс» под ред.М.М.Разумовской.М.: Дрофа, 2007.

Joomla SEF URLs by Artio