Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

Морфемный разбор

 

Кузнецова Юлия Владиславовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 189 «Шанс»
Центрального района Санкт-Петербурга

Цели:

  • углубить представления учащихся об изученных морфемах и  морфемном  разборе слов;
  • расширить словарный запас и кругозор учащихся;
  • продолжить формирование навыков самоконтроля, самопроверки, взаимопроверки;
  • развивать метапредметметные умения анализировать, сравнивать, выделять главное, систематизировать.
  • Организационный момент
  • Начнём урок с небольшого задания на сообразительность. Попробуйте догадаться, о каком слове идёт речь. Чтобы вам было легче, записывайте ход ваших размышлений. (Один  ученик работает  у доски, остальные – в тетрадях)

Приставка — как в слове подлизываться.

Корень — как в слове водяной.

Суффикс — как в слове земной.

Окончание — как в слове солидный.

(Подводный.)

А теперь – сами!

Корень — как в слове мышиный.

Соединительная гласная  —

как в слове кашевар.

Корень — как в слове подловить.

Суффикс — как в слове приманка.

Окончание — как в слове бусина.

(Мышеловка.)

3. Посмотрите, что мы сделали с записанными нами словами?

(разобрали по составу,  или выполнили морфемный разбор)

Я думаю, вы готовы сформулировать тему сегодняшнего урока.

Запись в тетрадь: «Морфемный разбор»

Проверьте себя. Правильно ли вы выполнили морфемный разбор?

(нет, мы не выделили основу слова)

Сделайте это самостоятельно. Что нужно сделать, чтобы найти основу слова?

(изменить слово и отбросить окончание)

Устно проверяем правильность выделения основы.

Для чего нужно уметь разбирать слово по составу? Понимать, из каких частей состоит слово?

(чтобы правильно писать)

Вспомните последние изученные нами орфограммы (перечислить: чередование и//е, о//а в корне слова, правописание - З, - С на конце приставок.  Почему в названии каждой орфограммы присутствует указание на ту морфему, в которой она находится?

(от этого зависит правописание)

( В сильном классе учитель может использовать сочетание слов «морфемный принцип русской орфографии»)

4. Чтобы вспомнить все морфемы, напишем маленький диктант.

Под диктовку пишем:

Приставка, корень, окончание, основа слова, морфема, морфемный разбор.

Как вы считаете, какого слова или слов не хватает, что ещё необходимо дописать?

(суффикс)

Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте (Тот, кто сидит один, может тихонько пересесть на свободное место рядом с одноклассником или – самопроверка). Перед каждым из вас – листок с заданиями. Первая строка – слова нашего  диктанта. Проверьте работу по данному образцу.

Кто не допустил ни одной ошибки? – 5!

Кто допустил 1-2 ошибки? – 4!

От 2-х до 4-х ошибок? -3!

5 и более ошибок? – 2!

За эту работу каждый получит 2 оценки. Первую – за то, как написал терминологический диктант, вторую - за то, как проверил работу соседа по парте.

5. Итак, мы вспомнили известные нам морфемы. Но начинать разбор по составу нужно не с выделения морфем, а с определения, к какой части речи относится слово. Выполним задание и подумаем, почему это важно. Перед вами в карточках дан ряд слов.

По какому признаку можно разделить данные сло­ва на три группы?

Слушаем и обсуждаем варианты. Письменно выполняем задание.

Яблоню, молодежь, спросонок, красив, потому что, бес­корыстие, бескорыстно.

С падежным с нулевым без окончания

окончанием окончанием (неизменяемые слова)

яблон-ю                     молодежь                    спросонок {нар.)

бескорысти-е             красив                         бескорыстно (нар.)

потому что (союз)

Почему для морфемного разбора важно, к какой части речи относится слово?

(У наречий и служебных частей речи не может быть окончаний.) К каким частям  речи относятся слова из 3 столбика?

Открываем справочник. Делаем запись в справочнике.

Образец морфемного разбора.

СОБИРАЕТСЯ –

1. глагол

2. собираются, собираемся  (изменить слово)

3. собирает, соберу, сбор, собрание   - и//е//о//0 звука (подобрать однокоренные

Две задачи: 1) найти все варианты корня – все чередования, 2) отбросить приставки и суффиксы)

4. приставка со- созывать, соображать

5. суффикс а - играть, решать (суффикс инфинитива); постфикс ся – умываться, причёсываться (тоже, что «себя»)

Далее работаем в тетради.

4 уч-ся у доски, остальные – в тетрадях

ПОДСВЕЧНИК -

  1. сущ.

2.  подсвечника, подсвечнику (изменить слово)

  1. свеча, светить, освещать  – ч//т// щ
  2. приставка под – подоконник, пододеяльник
  3. суффикс ник – бездельник

НЕДРУЖНЫЙ

1. прилаг.

2. недружного,  недружную (изменить слово)

3. друг, дружить, друзья – г //ж// з

4. приставка не-  независимый, недруг

5.  суффикс н – карманный, лунный

СВЕРХУ

  1. наречие
  2. –  не изменяется !!!
  3. верх, верхушка, вершина х//ш
  4. приставка с - слева, сдача
  5. суффикс у – сбоку, снизу

ОБЕРЕГАЕШЬ

  1. глагол
  2. оберегаю, оберегаем
  3. беречь, бережёный, небрежный – каково значение слова  небрежный?
  4. приставка о – обежал, оповестил
  5. суффикс инфинитива а – бежать, рисовать

Коллективная проверка. Уч-ся называют однокоренные слова, кот. нет на доске, добавляют ненайденные чередования.

  1. Работа с карточками. Исправление ошибок в употреблении суффиксов и приставок.

Упр. 1. Найдите  слова  с  неправильно  выбранной  приставкой. Подчеркните их. В скобках после предложения запишите правильный вариант.

1. Онскипятил чайник и снял обвертку с пач­ки печенья. (__________________________)

2. Я давно отстал и плелся взади, и мой спутник не переминул ехидно усмех­нуться. (___________________________________________________________________)

3. Совсем я влюдях изуверилась: любой обкрасть норовит! (___________________________________________________________________)

 

Упр. 2. В каких словах суффикс употреблен неправильно?

1. Здесь про­явились его гордость и упрямость. (__________________________________)

2. Не вам, при вашей низости, су­дить о его благородности! (__________________________________)

Что означают слова: верить, уверовать, изувер?

Изувер – человек, доходящий до крайней степени жестокости, первоначально из-за религиозной нетерпимости (синонимы: зверь, изверг).

Упр.3. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания. Пос…дили бер…жные руки р…сточек в землю и начала из него р…сти вишенка: р…сла  подр…стала и выр…сла в пышное дер…це.

Найдите и выпишите слова, соответствующие схемам (задание может варьироваться в зависимости от уровня подготовки класса)

  1. _____________________________________________
  2. _____________________________________________
  3. _____________________________________________

ВОПРОС:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В вашей карточке осталось последнее задание: записать вопрос, который возник у вас в процессе урока в связи с темой «Морфологический разбор»

Подумайте и запишите его ( 1 минута). Авторы самых интересных вопросов получат оценку «5».

На следующем уроке мы пишем диктант с грамматическим заданием – в нём обязательно будет морфемный разбор. Поэтому дома необходимо внимательно прочитать параграф 12 – порядок и образец разбора + по параграфам  6 -10  повторить правописание изученных корней и приставок.

По желанию – на «5»! Разработать задания, подобные тем, с которых мы начали урок («Угадай слово!»). 5 слов – пятёрка.

 

 

Приложение. Карточки для работы

 

Карточка по теме «Морфемный разбор»

 

Ученика (ученицы) 5А класса_________________________________

1. Слова для взаимопроверки:

Приставка, корень, окончание, основа слова, морфема, морфемный разбор, суффикс.

2.Исправление ошибок в употреблении суффиксов и приставок.

Упр. 1. Найдите  слова  с  неправильно  выбранной  приставкой. Подчеркните их. В скобках после предложения запишите правильный вариант.

1. Онскипятил чайник и снял обвертку с пач­ки печенья. (__________________________)

2. Я давно отстал и плелся взади, и мой спутник не переминул ехидно усмех­нуться. (_______________________________________________________________________)

3. Совсем я влюдях изуверилась: любой обкрасть норовит! (______________________________________________________________________)

Упр. 2. В каких словах суффикс употреблен неправильно?

1. Здесь про­явились его гордость и упрямость. (__________________________________)

2. Не вам, при вашей низости, су­дить о его благородности! (_________________________)

Упр.3. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.  Обозначьте орфограммы.

Пос…дили бер…жные руки р…сточек в землю и начала из него р…сти вишенка: р…сла  подр…стала и выр…сла в пышное дер…це.

Найдите и выпишите слова, соответствующие схемам:

  1. _____________________________________________
  2. _____________________________________________
  3. _____________________________________________

ВОПРОС:________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

Joomla SEF URLs by Artio