Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Подготовка к ЕГЭ. Комментарий к проблеме текста

Гладилова Галина Ивановна

            Учебный год проходит очень быстро. Не успеешь оглянуться – на календаре май месяц. Для наших выпускников грядет серьезное испытание – ЕГЭ. Хочется дать некоторые советы из опыта работы, может быть, они окажутся кому-то полезными.

            Поговорим о сочинении, о той его части, где надо, согласно заданию 25, определить проблему текста, прокомментировать ее и сформулировать позицию автора.

            К сожалению, возможны случаи, когда ребятам не удается выбрать необходимый материал для комментария по одной из проблем. Или комментируется не то, что заявлено в проблеме. Поэтому в результате при максимальном оценивании формулировки проблемы и позиции автора за комментирование выпускник может получить «0» баллов.

            Перед тем, как начать писать сочинение, советую ознакомиться с информацией об авторе текста: в какое время он жил, о каких событиях писал, а может быть, автор – наш современник. Это важно. И даже если не упомянуть об этом в сочинении, то хотя бы надо подумать о том, как мог бы рассуждать человек, живший до нас, например, более двухсот лет назад.

            Для примера обратимся к тексту В.Г.Белинского из варианта 24 ( книга Л.И.Мальцевой и Н.М.Смеречинской «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2015. Книга 2»). Вариант 24 предлагает в качестве материала для сочинения отрывок из статьи В.Г.Белинского.

            Итак, в тексте можно выделить три темы. Разберем каждую отдельно. В.Г.Белинский рассуждает об отношении людей к жизни и задумывается над вопросом: что означает для человека жизнь, как жить, чтобы она была счастливой? Интересная проблема, и чтобы решить ее, Белинский сравнивает два образа жизни: одна жизнь – бездеятельная, пассивная, автор уподобляет ее смерти. Другая – людей мыслящих, активных, умеющих чувствовать. Белинский приводит нас к мысли, к которой пришел сам: чем содержательнее наша жизнь, тем больше мы способны страдать и радоваться и тем полнее, интереснее, а значит и счастливее наша жизнь.

            Вторая тема касается внутренней жизни человека и жизни в обществе. Проблему можно сформулировать так: как связана внутренняя жизнь человека с жизнью общества или как человек со своим мироощущением вписывается в жизнь общества, всего человечества. Эта проблема важна сегодня так же, как и 19 веке, когда жил русский мыслитель В.Г.Белинский. Он приводит для рассмотрения модель внутренней жизни человека, внешне вполне благополучной, используя для доказательства этого фразеологизмы, сравнения и эпитеты («жизнь бьет ключом», «льется через край», «роскошная жизнь»). Белинский пришел к той мысли, с которой трудно не согласиться и нам. Личная жизнь человека должна непременно учитывать интересы внешнего мира, общества и всего человечества, в котором этот человек существует. Иначе жизнь его будет неполноценной.

            Третья тема включает рассуждения о любви Родине. Белинский задумывается над вопросом: что значит любить Родину? Чтобы на него ответить, автор рассматривает существование неразрывной связи человека и общества. Люди и окружающая их действительность живут одной жизнью, терзаются одними проблемами, болеют одними болезнями. Как о своем организме необходимо заботиться о своей планете. Так, вероятно, думал Виссарион Григорьевич Белинский, известный русский мыслитель 19 века. Он приводит нас к тому выводу, к которому пришел сам. Любить Родину – значит стараться изо всех сил сделать ее лучше, способствовать ее процветанию на благо всего человечества.

            Как вы заметили, три комментария получились по объему разные, но главное, что они правильно иллюстрируют сформулированную учеником проблему.

            При написании сочинения ученики могут пользоваться общепринятыми клише, словами-мостиками при переходе от одной части сочинения к другой. Поэтому в данной статье при разборе текста вы могли видеть однотипные конструкции предложений и даже выводов.

            В заключение хочется сказать, что написание сочинения на едином экзамене не является неразрешимой проблемой. Главное, серьезно подойти к работе с текстом, вдумчиво прочитать его. Тогда ученик сможет справиться с предложенным заданием и напишет сочинение.

Joomla SEF URLs by Artio