Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

 

 

Элективный курс

«Правила и культура разговорной и письменной речи»

(программа для учащихся 9-10 классов учреждений дополнительного образования)

 

                               Соковых Надежда Николаевн

                  учитель русского языка ГБОУ СОШ № 250

                      г. Санкт-Петербурга

 

 

 

 

                                         Пояснительная записка.

Цели и задачи курса:

1.Учить грамотно пользоваться средствами языка.

2. Обучать умению использовать различные средства выразительности речи в устной и письменной форме, развивать творческие способности учащихся.

3. Прививать отвращение к речевым штампам, «переводить» высказывание с языка одного стиля на другой.

4. Учить понимать язык поэзии.

5. Познакомить с особенностями детской речи и  восприятия детьми речи взрослых.

За основу данного курса предлагается использовать учебное пособие автора Служевской Т.Л.  « Уроки русской словесности» в 2-х частях:

1. Методическое руководство к учебнику « Уроки русской словесности»;

2. Практикум по культуре речи «Уроки русской словесности».

В данном пособии представлен интересный, разнообразный материал, предлагаются различные формы работы с учащимися, как-то: работа над устными упражнениями, фронтальные эвристические беседы, конференции, монологические выступления, редактирование текста, игра, классификация и исправление ошибок, устные и письменные контрольные работы.

От знакомства с языковыми нормами автор ведёт к умению использовать различные средства выразительности в устной и письменной речи, причём устной работе отдаётся большая часть времени.

Научиться выступать легко и свободно перед аудиторией,  понимать язык поэзии, вооружиться примерами построения высказывания, познакомиться с изобразительно – выразительными возможностями языка – вот далеко не полный перечень того,  что  поможет решить данный элективный курс.

На занятиях  учащиеся  научатся тактично, деликатно общаться, уроки способствуют развитию чувства юмора, речевому творчеству.

Курс рассчитан на 35 часов.

Границы его  могут быть раздвинуты (по усмотрению учителя).

В « Приложении» даётся перечень классификации ошибок.

К программе прилагается презентация.

 

                         Тематическое планирование.

                            Темы уроков

1

Речь правильная и речь хорошая.

2

Богатство точность, логичность, чистота и уместность речи.

3 – 4 Выразительность речи. Тропы.  Риторические фигуры. Антитеза. Фигура перечисления.Звуковой уровень.
5 Орфоэпические трудности. Звук в поэтической речи.Интонация
6 Cлово с точки зрения грамматики. Грамматические трудности, связанные с образованием слов.
7-8 Уместность употребления слов различных словообразовательных типов.
9-10 Словотворчество. Слово с точки зрения лексики. Употребление слова в несвойственном ему значении как речевая ошибка.
11 Лексикологические словари и справочники.
12 Слово в художественном тексте. Аллегория и символ.
13 Контрольно – обобщающий урок.
14 Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка. Градация.
15 -16 Близкое употребление однокоренных слов и повторение слов как речевая ошибка и как средство выразительности. Анафора и эпифора.
17 - 18 Слово с точки зрения его формы. Ошибки в формообразовании  числительных.
19 - 20 Ошибки в формах числа имён существительных и  в падежных формах.
21 -22 Род имён существительных. Имена собственные склоняемые и несклоняемые.
23 Трудности в формообразовании и употреблении местоимений. Местоимение и вежливость. 
24 -25 Местоимение и сочинение. Перифраз.
26 Трудности в образовании глагола и его форм.
27 Трудности в употреблении причастного и деепричастного оборотов. Параллелизм.
28 Трудности в образовании и употреблении наречий.
29 Трудности в образовании и употреблении наречий.Ошибки в согласовании и управлении.
30 Трудности в образовании и употреблении наречий.Предложение. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.
31 Предложение и мысль. Фигура умолчания. Риторический вопрос.
32 Трудности в употреблении синтаксических конструкций с однородными членами и в построении сложного предложения.
33 Инверсия как речевая ошибка и как средство выразительности.
34 Выразительные возможности односоставных и неполных предложений. Ошибки в построении предложений с прямой речью и при цитировании.
35 Контрольно-обобщающий урок.

 

        Приложение 1.

Классификация грамматических ошибок.

Г-1. Ошибки в образовании слова.

Г-2. Ошибки в образовании форм слова.

Г-3. Ошибки в согласовании.

Г-4. Ошибки в управлении.

Г-5 Ошибки в управлении причастного оборота.

Г-6. Ошибки в управлении деепричастного оборота.

Г-7. Ошибки в согласовании сказуемого с подлежащим.

Г-8. Ошибки при употреблении однородных членов.

Г-9. Ошибки в построении сложного предложения.

Г-10. Ошибки при употреблении конструкций с прямой и косвенной речью.

Г-11. Нарушение границ предложения (парцелляция).

 

Приложение 2.

Классификация речевых ошибок.

Р-1.Употребление слова в несвойственном ему значении.

Р-2. Нарушение лексической сочетаемости.

Р-3. Лишнее слово.

Р-4. Близкое употребление однокоренных слов (тавтология).

Р-5. Неуместное повторение слова.

Р-6. Двусмысленность при употреблении местоимения.

Р-7. Синтаксическая бедность.

Р-8. Неуместное употребление диалектных и просторечных слов.

Р-9. стилистическая неуместность.

Р-10. Нарушение порядка слов.

Р-11. Нарушение видовременных отношений глаголов.

 

{edocs}Petr/Pravila_rechi(1).pdf,800,600,link{/edocs}


 

Joomla SEF URLs by Artio