Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Диктанты, созданные учениками

(из опыта работы)

 

Никулина Мария Владимировна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №493
Кировского района Санкт-Петербурга

В учебном пособии «Диктанты, которые пишут дети» Айдаровой Л. И., Соколовой Т.Ю. приводятся тексты диктантов на орфографический материал по русскому языку с 1 по 8 класс, придуманные учениками московских и новосибирских школ, работавших в течение ряда лет по экспериментальной программе «Начинаем исследовать родной язык».

По словам авторов книги, поскольку задача педагога - «всячески обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, активности, заинтересованности и формировать творческую позицию ребенка», то «составление диктантов является звеном большой работы, призванной обучить грамотному письму», «она приобщает детей к новой для них авторской позиции». «Чтобы ребенок приобрел умение продвигаться в материале, он должен учиться не только выполнять готовые задания, которые ему предлагаются, но и в какой-то мере осваивать другое - учиться ставить задачи, подбирать для них материал, контролировать и оценивать как свои, так и чужие решения».

Действительно, самостоятельное сочинение диктантов способствует развитию речи, мышления, выработке орфографических навыков, расширяет словарный запас. Кроме того, этот вид работы имеет, несомненно, высокий мотивационный потенциал, а сам процесс учения становится по-настоящему творческим для ребенка. Этот интересный опыт авторов книги частично был опробован на практике моих уроков.

При изучении новой орфограммы или повторении уже пройденных учителем предлагается задание самостоятельно составить диктант со словами-примерами к этому правилу. В классе ребята узнают и обсуждают требования к хорошему диктанту. Были прочитаны 2-3 примера текстов из книги «Диктанты, которые пишут дети». Итак, решив выполнить такое задание, ученик вспоминает известные ему слова (или берет из словаря, какого-либо справочника) с определенной орфограммой. «Слабоуспевающим» ученикам слова может помочь подобрать (или просто дать их список) учитель. Ученик составляет словосочетания, затем предложения по выбранной теме и объединяет их в текст. Важно, чтобы текст был лаконичен, но при этом насыщен словами с определенной орфограммой и, разумеется, грамотен. Здесь не самоцель сочинение объемного художественного текста. Достоинством текста должно стать интересное, оригинальное содержание, может быть, забавный сюжет.

В первый раз из 29 учеников класса захотели выполнить это творческое задание 8 человек (остальные выбрали обычное упражнение по учебнику). Пользуясь опытом авторов книги, мы работали с получившимися текстами так же: автор читал вслух свое произведение, класс оценивал его работу (интересен ли текст по содержанию и с орфографической точки зрения). Естественно, за этот новый вид творческой работы не ставилось оценок «2» и «3». Далее лучшие тексты диктовались (чаще учителем, но по возможности и подготовленным автором-учеником) всем ребятам в классе, а автор (по желанию) мог помочь их проверить.

Позже задание придумать диктант на новую орфограмму ребята стали выбирать индивидуально, по желанию, причем тоже попробовать придумать свой диктант захотели и многие из тех, кто не решился сделать это в первый раз. Так, в третий раз получив предложение написать диктант по уже иной новой теме, это задание выполнили 23 ученика.

Получившиеся тексты обсуждались вместе с учителем, а затем корректировались. Как и когда обсудить свой текст (с одноклассниками на уроке или один на один с учителем) решал сам ученик, но диктовались тексты лишь обязательно проверенные учителем, без каких бы то ни было ошибок.

Затем ребята очень заинтересованно придумывали диктанты для учеников классом младше и радовались их хорошим оценкам. Поскольку это был уже не первый опыт, действительно, к этому заданию дети подошли особенно серьезно, строго и разборчиво.

Тогда в качестве этапа работы над заданием учителем была предложена взаимооценка (типа отзыва, мини-рецензии) черновых вариантов текстов придуманных диктантов. Естественно, что при этом кроме собственно материала для автора текста (что мне особенно хорошо удалось, а что мне следовало бы изменить?), это рецензирование приносило пользу и «рецензенту» как средство формирования орфографической зоркости, умений критической оценки и самооценки, поскольку в свою очередь он тоже получал одну или несколько рецензий на свой диктант.

Пример отзыва ученицы 6 класса: «Диктант называется «Чудесный щенок по имени Чук». Я думаю, правильно написать «по кличке Чук». Хорошо, что текст небольшой (43 слова), зато в нем целых 10 слов на правило «чу-щу, ча­ща, жи-ши». Он очень смешной, на самом деле так бывает в жизни. Только я советую придумать последнее предложение, а то непонятно, выздоровел щенок или нет, поэтому в конце немножко грустно. Еще мне понравилось предложение про «очаровательный чубчик». Только тут надо исправить две ошибки, «печально» и «собачонка» неправильно написаны. Вообще я бы поставила 5-. Молодец!»

А позже у ребят появилось желание еще и оформлять диктанты. Оформление никогда не было непременным условием, но желание оригинально выполнить работу - тоже показатель непосредственного интереса к такому заданию. Примеры оформления детских диктантов:

Примеры текстов диктантов, придуманных учениками нашей школы.

Лентяй небрежно подмел пол, оставив по углам несколько скомканных бумажек. Потом неумело протер пыль. Нисколько не красиво расставил чашки на немного покосившейся полке. Неспешно поплелся за водой, неловко уронил ведро в колодец. Домой он пришел, негромко напевая: «Мне трудиться нелегко!» («Не» слитно и раздельно», Шабанова Катя)

Волны плещут, быстро мчатся. В воду я хочу забраться, плавать, прыгать и смеяться. Мама крикнула: «Купаться!» Я бегу повеселится и водою насладится. Целый день готов плескаться, и нырять, и кувыркаться. Мама просит возвращаться. Начала она сердится: «Можешь переохладиться, будешь ты потом лечиться! Тебе нужно выбираться, полотенцем растираться!» («Ться- и тся-»,  Гривкова Наташа)

Я люблю, когда вечером дома тишь. Я взяла альбом, карандаш и разноцветную гуашь и села порисовать. Вот на листе появились несколько дач, а позади них золотится рожь. На небе не видно туч, потому что надвигается темная ночь. Вдруг дверь распахнулась настежь. Прибежал мой младший братик, подбрасывая мяч. Я спросила: «Нравится рисунок? Только не трожь, а то его изомнешь!» Братик сказал: «Он так хорош! Подаришь мне?» Я согласилась, а он обрадовался и сказал, что будет беречь. («Правописание ь с разными частями речи», Ратушняк Вика)

У меня жил куцый цыпленок Цыпка. Он рос без мамы курицы, но был умненький, как звери в цирке. Как я позову «цып-цып», так он бежит. Только однажды он потерялся. Наверное, он летать захотел, как все птицы. Цыпку искал наш пес Цыганок. Отыскав, он так радостно залаял, что я на него цыкнул: «Цыц, не пугай!» Я подошел на цыпочках и взял цыпленка на руки. («И, Ы после Ц», Ремизов Артур)

Саша считает дни до субботы. Тогда он поедет к бабушке. Он сидит и грустно думает, что завтра настанет еще только среда. А потом будет четверг, пятница. Он не знает, что бабушка тоже думает о нем и вяжет ему варежки. Саша тоже готовит подарок. Завтра он вырежет из цветной бумаги закладку и наклеит на нее красивый узор. Мальчик надеется, что закладка бабушке понравится. («Е, И в окончаниях глаголов», Фомичев Денис)

Я часто чудесными летними днями ходил с товарищами в лес. Однажды мы чуть-чуть заблудились и попали в чащу. Вдруг появилось чудище. Оно зашипело, прищурилось, заворчало и за нами поползло. Все закричали. Мы были от страха еле живы. Шибко мы бросились удирать. А оно за нами бежит и кричит: «Я не злое чудище! Это чушь! Давайте дружить!» («ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА», Бебелин Алеша)

Итог. Для выявления уровня результативности были проанализированы работы учеников 7а и 7б класса. Классы были несколько отличавшимися по успеваемости (7а немного слабее). Текст проверочного диктанта был взят учителем из методического пособия. Оценки учеников 7б класса подтвердили практическую пользу данного вида работы. Традиционная работа (7б) – средний балл 3,9. Ученики 7а придумывали дома диктанты для своего класса, писали отзывы на работы одноклассников, написали на уроках два придуманных самими диктанта, делали работу над ошибками – средний балл 4,2.

 

Литература

1. Айдарова Лада Иосифовна, Соколова Татьяна Юрьевна. «Диктанты, которые пишут дети», учебное издание, «Лист-нью», Москва, 1997 г.

Joomla SEF URLs by Artio