Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Методическая разработка

Дифференцированное обучение учащихся в вечерней школе

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

I.Пояснительная записка

1.1.Введение ….. ……………………………………………………

1.2.Актуализация выбранной темы………………………………..

1.3.Цели и задачи……………………………………………………

II.Теоретическое исследование темы «Дифференцированное обучение учащихся в вечерней школе».

2.1.Понятие дифференцированного обучения.

2.2.Технологии дифференцированного обучения.

III.Практическая часть.

3.1.План-конспект урока с использованием дифференцированного обучения.

IV.Итоги работы над темой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          1.1     Проблема УДО ( уровневая дифференциация обучения ) не является новой для школы. Однако выдвижение и развитие концептуальной идеи планирования обязательных результатов обучения позволило подойти к этой проблеме с новых позиций. Принципиальное отличие нового подхода состоит в том, что все ученики должны достичь определенного уровня подготовки по русскому языку и литературе, называемого базовым, а другие, проявляющие интерес к предмету и обладающие хорошими лингвистическими способностями, должны иметь возможность добиться более высоких результатов. Ориентация на личность ученика требует, чтобы УДО учитывала потребности всех школьников- не только сильных, но и тех, кому этот предмет дается с трудом, чьи интересы лежат в других областях.

         1.2       В вечерней школе наряду с уроками существует  специфическая форма организации учебной работы – индивидуальные консультации,  в процессе которых осуществляется  индивидуальный подход, накапливается опыт работы как  с небольшими группами, так и с отдельными учениками. Не подлежит сомнению, что найденное в работе на индивидуальных консультациях с необходимыми коррективами применяется на уроках.

   Особенности индивидуальных консультаций определяются прежде всего всеми теми целями, которые ставятся перед ними как перед самостоятельной формой организации учебной работы. Индивидуальная консультация – это занятия, которые проводятся по мере надобности (хотя и в установленное расписанием время) с группами обучающихся или с отдельными учениками по какому-нибудь учебному вопросу. Индивидуальные консультации предназначены для тех обучающихся, которым необходимо оказать помощь, дать совет или разъяснение по тому или иному вопросу, или для тех, кто считает эту помощь для себя необходимой. Эти занятия могут быть плановыми, предусмотренными, возникшими по инициативе самих учеников.

   Практика показывает, что все-таки преобладают индивидуальные консультации плановые, т.к. самостоятельно за помощью и советом  к учителю обращается сравнительно небольшая часть тех обучающихся, которым эта помощь необходима. Чаще всего в порядке личной инициативы с вопросами  обращаются, как это ни странно, более сильные ученики: у  того, кто больше знает, и вопросов больше, больше желания проникнуть в сущность изучаемого. Разумеется, вопросы данной категории обучающихся должны быть удовлетворены, и учитель это особо учитывает и планирует свою работу с ними. Основные же усилия  направлены на организацию консультационной работы с теми обучающимися, которые по личной инициативе на внеурочные занятия не придут, хотя без этих занятий им с учебным материалом не справиться.

   Чтобы эту работу спланировать и наладить, необходимо, прежде всего, знать каждого ученика, изучить его индивидуальные психолого-педагогические особенности, учитывать возрастную, личностную характеристику,  уровень его подготовки,  пробелы в знаниях за предыдущие классы и по программе текущего года. Имеет значение и характер пробелов. Один вид занятий нужно провести, если ученик просто забыл то, что когда-то изучал и хорошо знал. Совсем другая работа потребуется с обучающимся, который в силу каких-то причин никогда не обладал знанием той или иной темы или целого раздела курса. Одна методика потребуется при занятиях с обучающимся, пропустившим текущую тему вследствие своей непосредственной работы или болезни, другая – с обучающимся, который аккуратно посещал уроки, но всё же не усвоил пройденный материал.

   Разнобой в знаниях учеников, пришедших в вечернюю школу из разных школ, учеников, пришедших  после различного перерыва в обучении, часто неодинаковых в возрастном отношении,  по русскому языку значительно больше, чем по другим учебным  предметам, и поэтому в дополнительной индивидуальной помощи нуждается немалое число обучающихся. По обилию и разнообразию различных правил  и исключений из них курс русского языка трудно сравнивать с каким-либо учебным предметом, следовательно, трудно сравнить и бесконечное разнообразие индивидуальных ошибок и пробелов при изучении этого курса обучающимися.  Поэтому учитель организовывает глубокую индивидуальную работу, систематически ведёт учет ошибок, допускаемых учениками в их письменных работах, в устных ответах, при сдаче зачетов и на уроках. Практика показывает, что наиболее простая и действенная форма учёта – завести на каждого обучающегося «индивидуальный лист», отражающий и состояние знаний, и выполняемую ими работу по ликвидации пробелов.

   На один и тот же час, отведённый расписанием для проведения индивидуальных консультаций, учитель обычно вынужден приглашать разных учеников и по разным вопросам. Кроме того, в это же время могут  явиться и  обучающие, проявившие личную инициативу. Обеспечить индивидуальный подход и добиться  высокой эффективности в таких условиях можно лишь на основе тщательной подготовки к каждому занятию и при такой организации, когда основную часть работы ученики выполняют самостоятельно. Поэтому как для приглашённых, так и для пришедших без вызова обучающихся у учителя имеется запас дидактических материалов разнообразного характера по целевым установкам и по степени сложности тестовых заданий, учебников, справочников , словарей и т.д., в результате организовывается работа на основе индивидуализации и дифференциации обучения.

   Специфика работы в вечерней школе требует  особого подхода к обучающимся средних умственных способностей. В нашей школе много учащихся разных по уровню подготовленности, поэтому применение дифференцированного подхода в обучении, формирующего самостоятельность, активность в учебной деятельности обучающихся -  необходимое условие.

 

  1.3      Цели и задачи дифференцированного обучения таковы:

         С педагогической точки зрения- индивидуализация обучения, основанная на оптимальных условиях для выявления задатков ,развития интереса и способностей каждого обучаемого.

        С социальной точки зрения- целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества.

        С дидактической точки зрения- решение назреваемых проблем в обучении путем создания новой методической системы дифф.обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной почве.

       На учебную деятельность учащихся влияют и социальные факторы. Индивидуализация обучения предполагает комплекс различных особенностей, либо какую-то индивидуальную особенность .

  В комплекс таких особенностей включается:

1)уровень умственного развития ,способность достигать в более короткие сроки более высокого уровня.

2)скорость усвоения учебного материала. Комплекс, где доминирует уровень знаний, умений, навыков и познавательных способностей, которые необходимо правильно продиагностировать

3)общие умственные способности- способность запоминать, выполнять логические операции, творчески мыслить.

             Приоритетными задачами  обучения являются формирование позитивного отношения к учению, сохранение и укрепление психосоматического здоровья обучающихся, создание условий для развития и самовыражения индивидуальности каждого ученика. Эти задачи связаны с общей тенденцией гуманизации образования, в котором наметился переход от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в условиях открытого общества. Ученик рассматривается не как объект педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, личностным потенциалом, индивидуальными возможностями и особенностями. Такие возможности предоставляет дифференцированное обучение, которое учитывает темп деятельности обучающегося, уровень его обученности,  сформированность умений и навыков и др. Осуществление дифференцированного подхода в обучении в вечерней школе - явление позитивное, заключающее в себе большой творческий потенциал

ТЕОРЕТИЧСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМЫ «ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ».

2.1    Дифференциация – это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

        Внутренняя дифференциацияпредполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя. При этом возможно разделение учащихся на группы внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами. Эти группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны.

        Особенность внутренней дифференциации на современном этапе – ее направленность не только на детей, испытывающих трудности в обучении (что традиционно для школы), но и на одаренных детей. Традиционно сущность внутренней дифференциации состояла в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей вели бы школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом.

       В основе работы по УДО- зачетная система проверки и оценки знаний учащихся. Применяемая система включает в себя не только проведение зачетов, но и  предусматривает специальное построение системы уроков.

       Формы организации учебно-познавательной деятельности.

1.Лекция. Форма работы фронтальная. Она предполагает организацию совместных усилий всех учеников класса для достижения общей познавательной задачи. Все, что необходимо знать и уметь каждому ученику, сообщается в начале изучения темы, при этом используется технологическая карта. Учитывая специфику предмета, нецелесообразно увлекаться лекциями на уроках русского языка. Она наиболее эффективна, когда достаточно велик объем изучаемого материала

 2. Практические занятия. Цель :отработка знаний и умений по изученной теме. Групповая, индивидуальная, фронтальная формы работы по выполнению общей познавательной задачи, учебного задания. Для отработки учебного материала довольно часто применяются разноуровневые, дифференцированные задания, открытые и закрытые тесты. Практика показала, что лишь при многократном повторении основных понятий в разных методических ключах возможны хорошие результаты.

3.Подготовка к зачету. Индивидуальная и групповая формы работы. На этих уроках учащиеся могут работать над заданиями различной сложности, в зависимости от своей подготовленности.

4.Четко проверить знания каждого ученика можно на зачете. Форма работы индивидуальная. Зачет рассчитан на три уровня. Ученик сам выбирает себе задания. Первый уровень- самый простой (зачет), второй и третий – разной степени сложности         ( «4» и «5»).Ученик не может приступить к выполнению заданий  2 и 3 уровней, если не справился с первым.

5.Урок коррекции. Индивидуальная и групповая формы работы.

Результаты выполнения заданий каждым учеником фиксируются в листе контроля и учета знаний. На его основе организуется целенаправленная  работа как с отдельным учеником , так и со всем классом по ликвидации выявленных пробелов. Таким образом, технология УДО предоставляет и учителю , и ученику возможность свободного и реального выбора содержания образования, снимает груз непосильных учебных требований, создает положительную мотивацию учения, дает хорошие результаты.           

         2.2     Технология дифференцированного обучения – процессуальная система совместной деятельности учителя и учащегося по проектированию, организации, ориентированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий учащихся.

           Слово ТЕХНОЛОГИЯ  само по себе означает совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфаб­риката, осуществляемых в процессе производства продукции.

         В школе определение технологии может быть сформулировано следующим об­разом: это совокупность методов и форм обучения, конкретные операции по дости­жению необходимого учебного результата.

При соединении понятий выходит, что технология дифференцированного обу­чения - это совокупность методов и форм обучения, конкретные операции по дости­жению необходимого учебного результата отдельными группами класса.

 Некоторые рекомендации, сформировавшиеся в процессе педаго­гической работы и представленные ниже:

1.                  Начав учебный год в новом или уже знакомом классе, учитель прежде всего должен провести дифференциацию, разделение целого на части, т.е. необходимо оп­ределить, на каком уровне усвоения учебного материала находится каждый ученик. Это может быть любая «входная» проверочная или контрольная работа.

2.                 За дифференциацией - очередь индивидуализации, т.е. выделения единично­го и индивидуального из общего. Индивидуализация в данном случае - не факт под­готовки к уроку индивидуальных заданий. Это определение индивидуальной траекто­рии обучения каждой группы, каждого ученика в ней.

3.                  Начать апробирование на уроках отдельных дифференцированных форм обучения и контроля.

Используя эту схему, работу можно организовать следующим образом.

Готовясь к конкретному уроку, определить этап, на котором будут использованы эле­менты дифференцированного обучения. Можно это делать последовательно: при повторении изученного, затем при проведении сло­варной работы (на уроках русского языка), потом при изучении нового материала, при закреплении изученного. Но чаще всего на одном уроке используется от 2 до 4 дифференцированных форм работы.

Планируя урок, не следует забыть о видах дифференцированных заданий: за­дания, которые учащимся дает учитель, и задания, которые учащиеся выбирают сами. Очевидно, к этому учеников тоже нужно приучить постепенно. Главное, научиться видеть возможности дифференциации обучения.

Когда отработаны все комплекты дифференцированных заданий для каждого этапа урока, пора переходить к дифференцированному уроку как конечному продук­ту. Именно дифференцированный урок - итог всех проб и тренировок, соединение всех дифференцированных форм и приемов, имеющихся в методическом арсенале учителя.

На общую схему урока (повторение, изучение нового и т.д.) нуж­но разложить, как в мозаике, соответствующие возрасту учеников, учебному предме­ту, способностям учащихся дифференцированные задания. Для этого я использую различ­ные приемы педагогической техники, способствующие повышению интереса к учеб­ному материалу:

 

- На уроках литературы создаем памятник герою, произведению, «паспорт» на­правления, течения. Принимая во внимание все страницы паспорта гражданина Рос­сийской Федерации, отмечаем их в паспорте литературного течения, например, Се­ребряного века.

Паспорт литературного течения

·        Время существования течения.

·        «Происхождение» течения (истоки течения).

·        Основоположники-«родители» течения.

·        Положительные и отрицательные черты течения (признаки течения).

·        «Дети» течения.

·        «Родственники» за границей (зарубежные источники)

·        Другие основополагающие документы (статьи).

 

 -  На уроках литературы  прием  - «А знаете ли вы?»

Пример. А знаете ли вы, что М. Цветаева очень хотела иметь кудрявые волосы? Она узнала где-то, что этого можно добиться, если остричь волосы наголо десять раз. Поэтесса проделала эту процедуру, поэтому на всех портретах она с волнистыми во­лосами.

 - На уроке литературы в 11 классе перед изучением темы «Футуризм» читаем стихотворение В. Хлебникова «Бобэоби пелись губы.», предлагаем определить тече­ние Серебряного века, к которому можно отнести стихотворение и его автора. Путем анализа содержания стихотворения, языкового и образного строя выявляем признаки футуризма, читаем учебную статью о течении, манифест «Пощечина общественному вкусу».

-  Фантастическая добавка.В русском языке существует три типа связи слов в словосочетании: управление, согласование, примыкание. На уроке русского языка в 8 классе предлагаем рассмотреть изучаемые языковые явления с необычной точки зре­ния: что произойдет, если в русском языке не будут действовать эти способы связи слов? Ученики придумывают самые невероятные истории с употреблением слов при отсутствии соблюдения условий согласования, управления и примыкания.

- Лови ошибку! Очень распространенный прием педагогической техники. На­меренное использование языковых ошибок заставляет учащихся «включать» внима­ние, вспоминать известные правила, вчитываться или вслушиваться в текст: предло­жения или правила с ошибками требуют правки и доказательства правильности выбо­ра.

В старших классах на уроках литературы некоторые темы освещаются в форме обзорных лекций.

В рамках приема «Лови ошибку» удачно проходит лекция с ошибками. Испра­вить ошибки в лекции можно, лишь изучив материал в учебнике, справочниках, эн­циклопедиях. Конечно, темы, по которым проводятся такие лекции, должны быть также представлены и в учебнике литературы, в других источниках информации, что­бы у учащихся была возможность сопоставить учебный материал. Учащимся может быть заранее объявлено, сколько ошибок допущено в лекции. Например, в учебнике литературы для учеников 11 класса символизм, акмеизм, футуризм как течения мо­дернизма в русской поэзии рубежа веков рассматриваются интересно и доступно.

На уроках литературы сформировалась и реализуется целая система работы по обучению сочинениям.Практически каждый урок - лепта в дело обучения сочинени­ям. Сообщение учителя о том, что на уроке мы учимся писать историческое, лириче­ское или аналитическое введение к сочинению, сравнительную или групповую харак­теристику, мобилизует деятельность учеников, так как они хорошо знают и помнят об обязательном минимуме творческих работ за учебный год, с которым им необходимо справиться.

- Вопрос к тексту. При изучении большого объема теоретического материала самостоятельно предлагаем ученикам составить вопросы к тексту параграфа. Вопросы могут быть разными: репродуктивными, расширяющими, развивающими. Способные ученики ориентируются, безусловно, на развивающие вопросы.

 На уроке русского языка в 11 классе по теме «Публицистический стиль ре­чи» учениками составлены вопросы:

·        репродуктивный -«Каковы главные признаки публицистического стиля?»;

·        расширяющий - «Как используются тексты публици­стического стиля речи в политических, культурных отношениях?»;

·        развивающий - «Как отличить текст публицистического стиля речи от, например, текста научного стиля?».

- Творчество работает на будущее. Суть этого приема не нова: ученики выпол­няют творческое задание по разработке дидактических материалов.

На уроках русского языка это составление кроссвордов, тестов. На уроках литературы - составление учебных «шпаргалок», опорных схем-конспектов.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

 3.1   Краткая характеристика некоторых конспектов уроков.

Урок русского языка в 8 классе «Обобщение изученного по теме «Обобщаю­щие слова при однородных членах предложения» предполагает проведение диффе­ренцированной словарной работы и пунктуационной проверки

На уроке литературы в 9 классе по рассказу А.И. Солженицына «Как жаль» ап­робируются дифференцированное текущее тестирование, отслеживание деятельности каждого ученика на уроке через таблицу успехов.

Урок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» предполагает дифференцированную работу при самопроверке   повторении изученного и при закреплении изученного.

 

3.2  Конспект урока по русскому языку в 9 классе с применением технологии критического мыщления. Принцип дифференцирования может быть применен на этапах закрепления пройденного и изучения нового материала. «Тире в бессоюзном сложном предложении»

Цели урока:

1.формировать умение определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения с тире ;правильно ставить знаки препинания в предложениях указанного вида;

2.научить формировать собственное мнение по проблеме;

-совершать обдуманный выбор между различными аргументами;

-уметь оценить иную точку зрения;

-уметь совместно работать в парах и совместно принимать решения

3.Воспитывать чувства  взаимовыручки ,взаимопомощи.

   I.Этап. Стадия вызова.

1) Запись предложений с объяснением знаков препинания.

Ребята группы А (более « сильные»)выполняют кроме того творческую работу. Так как с заданием они справляются быстрее,они придумывают свои предложения(1-2) на данную орфограмму.

   «Хороший вкус-это прежде всего чувство меры,»-утверждал К.Г.Паустовский.  2.На красноватой траве, на былинках, на соломинках -всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.(И.Тургенев).3.Все кругом: зеленая трава на улице, шумящая от ветра листва  на деревьях, солнце над головой- выглядело радостным и привлекательным.

-Объясните постановку знаков препинания в предложениях.

-Какие это предложения- сложные или простые? Докажите.

 2) «Взрыв мозга» (Листочек со стихотворением у каждого на столе  либо записано на доске).

        Я встретил вас и все былое-

         В отжившем сердце отжило;

         Я вспомнил время золотое-

         И сердцу стало так тепло…

 

1.Знаете ли вы, перу какого поэта принадлежат данные строчки?(Ф.И.Тютчев)

2.Знаете ли вы, кому были посвящены эти строки?(Амалии фон Лерхенфельд0

3.Простое это предложение или сложное? Докажите.(сложное ,)

4.Сложное союзное или бессоюзное? Докажите.(бессоюзное)

5.Какими знаками препинания отделяются простые предложения ?(точка с запятой.  тире).

6 С.постановкой какого знака препинания в сложном предложении вы не знакомы?

7.Как вы думаете, как звучит тема сегодняшнего урока?(Тире в бессоюзном сложном предложении).

(Озвучиваем тему и записываем на доске и в тетрадях).

 

-Сформулируйте  каждый для себя цель урока., запишите. В конце урока мы с вами выясним. достигли ли вы ее.

IIЭтап.Стадия осиысления.

Работа с учебником. § 26.Маркирвка (Инсерт)

Памятка на столе у учащегося.

^-знаком с темой

*-новая информация

?- информация, требующая пояснения  

Работа по вопросам согласно маркировки

-с какими понятиями вы знакомы?

-о каком понятии вы слышите впервые?

-какое понятие вызвало у вас трудность при прочтении нового материала?

-при каких значениях предложений ставится “-“ ?

- с какими предложениями  можно соотнести бессоюзные сложные предложения  со знаком препинания “-“ ?

-Кто знает, как называется такое соотношение?

После беседы составляем вместе с ребятами кластер до заполнения квадратиков с примерами. (Приложение2)(Более слабые ученики заполняют одно пустое поле, более сильные –два)

Выполняют практическую работу ,используя памятку, заготовленную учителем.

Тире между частями БСП ставится ,если при этом возможна замена

А,НО(противопоставление)

ЕСЛИ(условие)

КОГДА(время)

ТАК ЧТО,ЗНАЧИТ(следствие, вывод)

 

Быстрая смена событий(И)

 

Лето запасает- зима поедает.

Любишь кататься- люби и саночки возить.

Настанет вечер- сделаем привал.

Дети стали большими- им надо серьезно учиться.

Сыр выпал-с ним была плутовка такова.

 

 

Практическая работа

 а)Упр.231 .Выполняем  затем проверяем.Комментируем.

-Почему в данных предложениях поставлено тире?

б) У каждого на столе листочки с текстом.

Задание:расставьте знаки препинания. Заполните пустые ромбики  кластера  примерами из данного текста.

    1)Упадет луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.(М.Горький) 2)За все браться ничего не сделать(пословица) 3)Хотел я встать передо мной все закружилось.(М.Лермонтов).4))Четвертый час надо торопиться к обеду.(И.Гончаров)5)Спать ложился дядя Степа ноги клал на табурет.(С.Михалков)6)Рукам работа душе праздник (пословица)8)Надвигается шторм надо убирать паруса. 

IIIэтап. Рефлексия.

-Вернемся к началу нашего разговора .Достигли ли вы цели. которую вы поставлены перед собой?

Синквейн.

1.Предложение

2.Сложное бессоюзное

3.Определить,записать,заменить

4.Получил новую важную информацию.

5.Счастлив!

IV.Таблица оценки.

 

Тема урока была сложная, но я все понял

Тема урока требует для меня дополнительного объяснения

Тему урока понял ,с трудом. нужна практика.

Не понял ни-че-го!

 

 

 

 

                    

Joomla SEF URLs by Artio