Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Деепричастие. Деепричастный оборот.
Запятая при деепричастном обороте

Большакова Татьяна Владимировна

ЦЕЛЬ

  1. Ознакомление с лексическим и грамматическим значением деепричастия как части речи.
  2. Введение понятия о деепричастном обороте.

Формирование навыка разграничения основного и добавочного действия.

  1. Нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми.
  2. Конструирование предложений по заданным моделям с использованием деепричастий для обозначения добавочного действия.

ХОД УРОКА

  1. Целевая установка.
  2. Объяснение нового материала.

Задание. Опишите действия ученика, который делает домашнее задание по русскому языку: как он пишет, какие добавочные действия при этом совершает.

Записываются и сопоставляются 2 предложения.

Мальчик выполнял домашнее задание и подчёркивал орфограммы.

Мальчик выполнял домашнее задание, подчёркивая орфограммы.

Анализ предложений.

В первом предложении глаголы-сказуемые называют оба действия как одинаково важные. Во втором предложении выполнял обозначает основное, главное действие, а подчёркивая – добавочное, дополнительное.

Часть речи, обозначающая действия, добавочные по отношению к основному, называется ДЕЕПРИЧАСТИЕМ.

Деепричастия образуются от глаголов, имеют вид, как и глаголы.

+ Д. имеет и признаки наречия: оно не изменяется, в предложении является обстоятельством. Как правило, деепричастие можно заменить глаголом-сказуемым.

Найти деепричастный оборот, опираясь на знания о причастном обороте. Определить его синтаксическую роль. Графически объяснить расстановку знаков препинания.

3.Закрепление материала.

  • Выразительное чтение отрывка из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали  паны, окруженные несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.

  • О каких основных действиях говорится в отрывке?
  • Какими средствами Н.В.Гоголь добивается яркого, образного описания этих действий?
  • ВЫВОД

Функция деепричастия в речи – описывает, дорисовывает основное действие.

  • Заменить деепричастием сначала первый глагол, потом второй. Записать предложения, расставить знаки препинания. Обратить внимание на то, что одиночные деепричастия тоже выделяются запятыми.

Белочка распушила  хвост и прыгала по веткам.

Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

Различаются ли по смыслу варианты каждого предложения?

Определите вид деепричастий.

4.Тесты.

  • Ø Найти предложение, в котором есть глагольная форма, обозначающая добавочное к основному действие.

А) Космонавт слушает и улыбается.

Б) Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

В) Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

Г) Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.

 

  • Ø Найти предложение с деепричастным оборотом.

А) Из дома вышел человек и направился к                          машине.

Б) Выйдя из дома, человек направился к машине.

В) Человек, вышедший из дома, направился к машине.

  • Ø Найти словосочетание с деепричастием.

А) закутанный в тулуп;

Б) проложенный геологами;

В) вырастив урожай;

Г) раскачивающихся от ветра

5.Обобщение материала урока.

  • Какова роль деепричастия в речи? (Дорисовывает, дописывает основное действие, называемое сказуемым, дополняет его.)
  • В каких текстах характерно употребление деепричастий? ( В текстах повествовательного характера.)
  • Какое лицо или предмет совершает действие, обозначенное  деепричастием? (То же, что и действие, обозначенное глаголом.)
  • Каковы признаки глагола у деепричастия?
  • Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении? (Является обстоятельством.)
  • Какой признак наречия имеет деепричастие? (Оно не изменяется.)

6. Домашнее задание.

Параграфы 26,27. Упражнение 159, 164 (письменно).

7.Подведение итогов урока.

 

Joomla SEF URLs by Artio