Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Урок по русскому языку с применением технологии проблемного обучения

Что такое части речи?

Грагерт Ирина Юрьевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №147
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

УМК «Перспектива», 2 класс.

Авторы: Климанова Л. Ф. Бабушкина Т. В.

Цель: Создать условия для формирования у учащихся представления о частях речи и их морфологических признаках.

Планируемые результаты

Предметные

· Рассказывать о морфологических признаках частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола.

· Писать предложения со словами, обозначающими разные части речи.

· Обозначать  орфограммы в новых словарных словах.

· Классифицировать слова по группам.

Личностные результаты

• Проявлять:

– эмоционально-­ценностное отношение к проблеме Ани и Вани;

– творческое отношение к процессу оформления карты улицы Морфологическая в стране Грамматика;

–  осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Познавательные умения:

– определять отличительные особенности частей речи и обосновы­вать своё мнение;

– строить предложения со словами  –  различными частями речи, отвечающими на заданные вопросы;

– использовать приобретённые знания и умения при оформлении карты улицы Морфологическая в стране Грамматика.

 

 

 

Регулятивные умения:

– выполнять учебное задание в соответствии с целью;

– соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

– выполнять учебное задание с взаимопроверкой.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины;

— согласовывать позиции и находить общее решение;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Ход урока

1. Актуализация необходимых знаний и мотивации познавательной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает прочитать, какую задачу поставила королева Лексика для Ани и Вани.

– Аня и Ваня растерялись и не могут это сделать. Ребята вы поможете нашим героям?

 

Что нам для этого надо вспомнить?

 

 

Что же за слова у нас оказались в каждом домике?

Уточните свои версии, прочитав сообщение профессора Самоварова.

Аня и Ваня очень рады, что вы помогли им разобраться.

Как вы считаете надо ли нам учиться определять части речи  и зачем?

Читают задание на доске: распределить слова по домикам в стране Лексика на улице Морфологическая. (берёзка, белая, небо, светит, солнышко, золотое, растёт, голубое)

Объясняют, как разделить слова по домикам: надо определить это слово-предмет, признак предмета или действие предмета, надо поставить к словам вопросы

Распределяют слова по домикам.

Высказывают предположения.

Обосновывают свое мнение.

Читают. Уточняют.

 

Высказывают предположения.

Обосновывают свое мнение.

2. Основной этап урока. Учебно-познавательная деятельность

Определите цель нашего урока

 

Какие части речи нам назвал профессор Самоваров?

Как можно определить к какой части речи относится слово?

 

Уточните, верно ли мы составили алгоритм определение части речи, по карточке №1.

 

 

Организует работу в парах.

Повторение об имени существительном.

- Прочитайте стихотворение С.Есенина, на карточке №2. О чем оно? Найдите и выпишите все имена существительные.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы…

На какой вопрос отвечают имена существительные в стихотворении?

- Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? Приведите примеры.

 

 

Почему же поэт, говоря о березках, использует такие слова, будто говорит о живом человеке?

 

Предлагает с помощью алгоритма определить, к каким частям речи относятся остальные слова.

 

Можно ли утверждать, что слова жёлтый, желтеть, желтизна обозначают признак предмета?

Приведите свои примеры однокоренных слов разных частей речи.

 

 

Составьте и запишите 3 предложения с одной из групп однокоренных слов.

Организует взаимопроверку.

 

 

 

Оцените свою работу в парах с помощью оценочных карточек.

С помощью учителя определяют цель урока: Изучать части речи.

Называют части речи.

 

Объясняют.

Обосновывают свое мнение.

 

Читают. Уточняют.

 

Формулируют определение имени существительного. Уточняют его по учебнику.

Работают в парах.

 

 

 

 

 

 

Выписывают из стихотворения имена существительные.

Объясняют, что имена существительные могут отвечать на вопросы кто? и что?

Дают определение одушевленным и неодушевленным именам существительным. Приводят примеры.

Работают в парах.

Определяют части речи.

Высказывают предположения.

Обосновывают свое мнение.

 

 

 

Определяют,  к каким частям речи относятся другие слова.

 

Высказывают предположения.

Обосновывают свое мнение.

Определяют части речи по алгоритму:

жёлтый – обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? Следовательно это имя прилагательное. и т.д.

 

Работают в парах. Составляют группы однокоренных слов из разных частей речи.

Составляют предложения. Записывают. Взаимопроверка.

 

Оценивают друг друга.

3. Итог урока. Рефлексия.

Что нового мы узнали на уроке?

Какие трудности были на уроке?

Чему мы научились? Достигли мы цели урока?

Заполните карточку самооценки.

 

Нарисуйте смайлик – свое отношение к уроку.

Отвечают на вопросы учителя.

 

Заполняют карточки самооценки:

Допишите предложения:

На уроках по теме «Части речи» я узнал(а)…, понял(а)…, научил_ся(лась)…. .

Наибольшего успеха я достиг(ла) в…

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio