Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

П Р О Г Р А М М А

 

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

(Учебный курс профильного обучения для учащихся 10- 11 классов, 35 часов)

 

 

 

 

Составитель программы, педагог-психолог

          Малыгина Алла Валентиновна.

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013 г.

 

 

Обращение к родителям.

Кто я такой? Знаю ли я себя и что я знаю о своих друзьях, родителях? Всегда ли я понимаю их, а они меня? Как научиться понимать себя и других людей? Что я хочу от жизни, и что хотят от меня люди? Эти и другие вопросы возникают у подростков, и они ищут на них ответы разными способами. И от того, какие это будут способы, решения, зависит будущее наших взрослеющих детей. Найти же правильные ответы на вопросы, принять правильные решения, поможет данный курс.

 

Обращение к старшеклассникам.

Все мы живем среди людей и должны понимать, учитывать психологию окружающих, осознавать свои индивидуальные личностные особенности. В той или иной степени мы все психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Многие человеческие несчастья – будь то болезни, неудачи или одиночество – обусловлены недостаточным пониманием своей собственной природы, особенностей своего характера, ошибочной интерпретацией мотивов поведения других людей и, вследствие этого, сознательным или бессознательным выбором неадекватной, неверной линии поведения.

Знания психологии может помочь человеку в обыденной жизни. Зная, как функционируют мышление, память, внимание, применяя специальные приемы, можно развить свои способности, максимально использовать потенциал, данный нам природой. Изучая составные компоненты личности - темперамент, характер, самооценку – мы можем научиться понимать самого себя и владеть собой, быть терпимым к «недостаткам» окружающих и не требовать от них того, что им несвойственно. Имея представление о мотивах, потребностях, ценностях, психологических защитах как движущих силах человеческого поведения, можно избежать конфликтов как с самим собой, так и с другими людьми.

 

Пояснительная записка.

Данная программа представляет собой курс занятий по психологии с учащимися 10-11 классов.

Программа данного курса составлена на основе факультативного курса «Человековедение» Маленковой М.И. и личного опыта автора. Программа курса нестабильна, вариативна, изменчива. Она может корректироваться (по тематике, содержанию, формам уроков, методике их), в зависимости от задач, стратегии воспитания, специфики классного коллектива, особенностей отдельных учащихся.

По целевой направленности программа курса развивающая. Форма общения – диалог.

Эмоционально-личностному восприятию способствует использование произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, художественных и документальных фильмов, передач и т.д. Широко используются различные методики изучения личности учащегося: анкеты, опросники, тесты, психолого-педагогический тренинг, ролевые игры, этические и психологические задачи, индивидуальные и групповые ситуации и т.д.

Органичное сочетание теории и практики помогает более успешно усвоить учебный материал.

 

       Место курса в образовательном процессе.

Программа является модифицированной – адаптирована к условиям общеобразовательной школы.

Курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ.

Программа курса органически связана с общей программой воспитания подростков, является важным подспорьем классного руководителя, выступая в качестве дополнительного средства воспитательного воздействия на учащихся.

 

Актуальность курса.

Проблему «Каким быть современному человеку?» поставили как актуальную процессы и явления, происходящие в обществе: политико-экономические и социальные преобразования, демократизация управления и отношений между людьми, национальное самоопределение и гласность, плюрализм мнений и возможность альтернативных решений, обращение к истории страны, некоторые негативные проявления (рост преступности, обращение молодежи к алкоголю, наркомания, токсикомания). Все эти явления и процессы, факты окружающей жизни ставят перед современной школой, перед учителем и классным руководителем множество проблем, вопросов, требующих разрешения: как воспитывать детей сегодня? Какую цель преследовать? Как лучше ответить на интересующие их вопросы? Кто поможет воспитателю достигнуть желаемого? Какие методы и приемы воздействия на учащихся сегодня могут стать надежными? А какие наоборот – пойдут во вред?

Одно из средств решения проблем – обращение к личности самого воспитанника, к его жизненным силам и потенциальным возможностям.

 

          Основные цели курса.

Цель курса – вооружить научными знаниями по психологии старшеклассников; применяя специальные приемы, зная, как функционируют мышление, память, внимание, помочь учащимся развивать способности, максимально используя данный природой потенциал. Изучив составные компоненты личности: темперамент, характер, самооценку; учащиеся могут более глубоко исследовать свой внутренний мир, смогут избежать всевозможных комплексов, быть терпимее к окружающим. Имея представление о мотивах, потребностях человеческого поведения, старшеклассники смогут избежать конфликтов – как с самим собой, так и с другими людьми.

Посредством искусства, своих знаний, личностного опыта постичь прекрасное, познать и принять себя через свое взаимодействие с окружающим миром и жить по законам Красоты, сохранить нравственное здоровье.

 

Образовательные задачи курса:

1) Вооружить старшеклассников научными знаниями по психологии.

2)Принятие себя как ценности, проявление и укрепление веры в себя, в свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости.

3) Развитие мужественности у мальчиков, женственности у девочек.

4) Развитие чувства красоты, чувства прекрасного и умения строить свою жизнь по законам красоты.

5) Воспитание нравственных качеств личности.

6) Научить пользоваться справочной и специальной литературой по психологии.

7) Дать представление о саморазвитии, самовоспитании, самосовершенствовании и саморефлексии как необходимых средствах и способах движений человека к полной самореализации и счастливой жизни.

 

Формы и методы проведения занятий.

·        словесно-логические: рассказ, объяснение, беседа, диспут, публичные лекции;

·        круглый стол с острыми углами;

·        философский стол;

·        «конверт откровений», «экспресс-опрос»;

·        «5 минут с искусством»;

·        разговор при свечах;

·        дискуссионные качели;

·        разброс мнений, проблематизация, игра, семинар, научная конференция.

 

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Основной задачей элективных курсов является развитие творческого потенциала учащихся. Чтобы оценить, насколько учащиеся преуспели в освоении материалов программы, предлагается на этапе финального контроля учитывать следующие факторы:

·        Результаты самостоятельных учебных исследований и их процесса.

·        Способность к сотрудничеству и работе в команде.

·        Умение вести дискуссию.

·        Способность к решению проблем.

·        Качество выполнения творческих работ.

·        Активность участия в ролевых, деловых играх и тренингах.

Для оценки теоретических занятий проводится тестирование. Шкала оценок представлена в следующей таблице.

Оценка

Неудовлетворительно

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Итоговый балл, % от максимального балла

 

 

 

Менее 30%

 

 

 

30% - 50%

 

 

50% -

70%

 

 

Более

70%

 

 

 

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

 

I.Введение.

 

1.

Предмет психологии. История развития и отрасли психологии.

1

 

II. Познавательные процессы, способности.

 

2.

Внимание.

1

3.

Память.

1

4.

Мышление. Практическая работа. Подведение итогов. Тест.

1

5.

Способности. Интеллект.

1

6.

Творческие способности. Креативность.

1

7.

Мозг и психика. Межполушарная асимметрия мозга. Практическая работа. Подведение итогов. Тест.

1

 

III. Личность.

 

8.

Личность.

1

9.

Психологическая теория личности. (З. Фрейда)

1

10.

Индивидуальная теория личности. (А. Адлер)

1

11.

Бихевиоризм.

1

12.

Гуманистическая теория личности. (А. Маслоу) Практическая работа. Подведение итогов. Тест.

1

13.

Темперамент.

1

14.

Характер.

1

15.

Самосознание. «Я – концепция».

1

16.

Самоотношение.

1

17.

Эмоции и чувства.

1

18.

Любовь.

1

19.

Экология любви.

1

20.

Дружба. Практическая работа. Подведение итогов.

1

 

IV. Какой я человек?

 

21.

Что такое красота? Человек и красота. Красота и гармония.

1

22.

Знаете ли вы себя? Как нравиться себе? Как управлять впечатлением о себе?

1

23.

Что такое мужественность? Мужчина и красота. Каким должен быть настоящий мужчина?

1

24.

Что такое женственность? Женщина и красота. Что значит «настоящая» женщина?

1

25.

О потребностях. Что человек хочет? Что человек может? О способностях.

1

26.

Что человек есть на самом деле? Сколько меня во мне? Кем «Я» бываю?

1

27.

Я – человек, но какой?

Я – девушка, но какая?

Я – юноша, но какой?

1

28.

Практическая работа. Закрепление пройденного материала. Подведение итогов.

1

 

V. Красота и здоровье.

 

29.

Красота и здоровье. Человек создан для счастья. Стиль и тон поведения. Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям.

1

30.

Искусство общения. С кем и в какие отношения вступает человек? Искусство беседы.

1

31.

Интеллигентность и образованность. Что такое культурный человек? Культурный человек в конфликтной ситуации.

1

32.

Визитная карточка человека. Человек и мода. Хороший вкус. Правила этикета.

1

33.

Давай поговорим о любви. Самый трудный диалог. Зачем человеку семья? Семинар «Семья глазами ученых разных специальностей».

1

34.

В чем смысл жизни? Что значит быть счастливым? Прекрасное в нас.

1

35.

Закрепление пройденного материала. Подведение итогов.

1

 

Всего:

35 часов

Содержание программы.

 

I.                   Введение (1 ч.).

   Предмет психологии. Психика. История развития и отрасли психологии. Методы психологии. Практическая работа. Тест «Какой вы психолог?».

 

     II. Познавательные процессы, способности (6 ч.).

   Внимание. Виды внимания. Рекомендации по развитию внимания. Память.  Виды памяти. Рекомендации по развитию памяти. Мышление. Виды мышления. Пути развития и активизации мышления. Измерение интеллекта. Способности. Интеллект. Коэффициент интеллекта. Творческие способности. Креативность. Взаимосвязь между креативностью и интеллектом. Развитие творческих способностей.

 

     III. Личность (13 ч.).

   Личность. Психологическая теория личности по З. Фрейду. Индивидуальная теория личности по А. Адлеру. Бихевиоризм. Гуманистическая теория личности по А. Маслоу. Темперамент. Характер. Самосознание. «Я-концепция». Самоотношение. Самоуважение. Эмоции и чувства. Любовь. Современная классификация стилей любви. Экология любви. Две модели любви. «Разрушители» любви. Насилие. Дружба.

 

     IV. Какой я человек? (8 ч.).

   Что такое красота? Когда человек стремится к красоте? Какое значение имеет красота в нашей жизни? Идеалы красоты в разные эпохи. Гармония в жизни человека. Игра «На какого зверя я похож?» Завоевание симпатий. Игра «Зеркало». Мальчик-юноша-мужчина. Что значит красивый мужчина? Девочка-девушка-женщина. Черты женственности. Гармония-красота-женщина. Леди, госпожа, мадам. Материальные, социальные, духовные, личностные и творческие потребности. Тест «Ваш характер». Упражнения по познанию своего «Я». Практикумы по самопознанию. Этические игры «Мне - обо мне». Игра «Волшебный стул». Тест «Узнай себя».

    

     V. Красота и здоровье (7 ч.).

   Духовная и физическая красота. Научитесь любить себя. Счастье. Игра «Открытый микрофон». Доброта, великодушие, достоинство, гордость, скромность, милосердие. Общение. Специфика общения. Терпимость, симпатия, антипатия, эмпатия. Интеллигентность. Всегда ли образованный человек – интеллигент и наоборот? Культура – внешняя и внутренняя. Конфликт. Компромисс. Внешний облик человека. Мода. Проблемы моды. Хороший вкус. Имидж. Этикет. История этикета. Три этапа любви. Аксиомы любви. Любовный треугольник. Проблемы семьи и брака. Смысл жизни на основе представлений наук: философии, этики, эстетики и др., … религиозные учения. Право выбора. Гармония внутри себя.

 

Литература

 

1.     Гришак Л.П. Общение с собой. – М., 1991.

2.     Кон И.С. Психология ранней юности.

3.     Лубянова Н.Н. Мир мужественности, женственности и красоты. - Волгоград: Учитель, 2007.

4.     Московина Л. Энциклопедия психологических тестов. – Саратов, 1996.

5.     Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996.

6.     Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: пособие для педагога в 2 частях. – М.: Владос, 2003.

 

Joomla SEF URLs by Artio