Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Современные образовательные технологии: кейс-метод
Урок – практическое занятие

Роль СМИ в политической жизни

Полянская Виктория Владимировна

Технологическая карта урока:

Предмет: обществознание (базовый уровень)

Класс: 11.

Тип урока: проблемно - диалогический

Средства обучения: компьютер, презентация, печатные материалы

 

Цели и задачи урока:

1) изучить, какую роль играют СМИ в политической жизни общества;

2) воспитывать интерес к политической жизни общества, активную гражданскую позицию;

3) развивать умение работать с разнородными источниками социальной информации (в т.ч., неадаптированными), критически осмысливать информацию, которая содержится в СМИ.

4) Закрепить навыки работы с заданиями ЕГЭ часть С6 и С7.

Этапы урока:

- Оргмомент – 2 минуты.

- Постановка задачи на урок – 5 минут

- Беседа с классом по материалу учебника обществознания 11 класс под ред. Л.Н.Боголюбова – 8 минут

-  Работа в аналитических  группах (каждая группа получает свой пакет документов, анализирует текстовую и графическую информацию, делает выводы) – 10 минут

- Выступление аналитических групп, совместное обсуждение и  формулировка выводов – 15 минут

- Общий вывод  о роли средств массовой информации в  современной российской политике – 5 минут

- Подведение итогов, выставление оценок – 5 минут.

Содержательный элемент полностью  соответствует  кодификатору ЕГЭ 2012 года.

Ход урока:

Опережающее задание: Прочитать стр. стр. 168 - 169 учебника и ответить на вопрос 6 на стр. 169: Определите место СМИ в современной политической жизни. Что вам известно об их функциях? Каким образом СМИ осуществляют свое политическое влияние?

1. Постановка задачи на урок

Обсуждение политической ситуации «Президент Германии Кристиан Вульф и его попытке давления на газету Bild.

Lenta.ru/ 03/01/2012

Немецкие журналисты обвинили президента ФРГ в попытке давления на прессу.

Президент Германии Кристиан Вульф с угрозами требовал от главного редактора немецкого таблоида Bild Кая Дикмана (Kai Dieckmann), чтобы тот не публиковал статью о крупном кредите, полученном Вульфом от друзей-бизнесменов. Об этом в понедельник, 2 января, заявила немецкая газета Suddeutsche Zeitung.

Газета Suddeutsche Zeitung сослалась на аудиосообщение, оставленное Вульфом на автоответчике Дикмана 12 декабря, за день до публикации статьи. По информации издания, Дикман находился в тот момент в Нью-Йорке, поэтому Вульф оставил ему сообщение, в котором угрожал разорвать все отношения с издательским домом Axel Springer, которому принадлежит Bild. Вульф также заявил, что, опубликовав эту статью, Дикман "перейдет Рубикон" и развяжет с ним войну.

Suddeutsche Zeitung позже добавила, что после этого сообщения Вульф позвонил президенту издательского дома Axel Springer Матиасу Допфнеру (Mathias Dopfner) с требованием повлиять на Дикмана. Допфнер в ответ заявил ему, что редакторы газеты Bild независимы в своих решениях.

Позже в понедельник на сайте Bild появилось официальное подтверждение этой информации. Редакция газеты заявила, что Вульф действительно оставил Дикману такое сообщение, однако перезвонил через три дня и извинился за "тон и содержание" своих слов. Тогда газета Bild решила не сообщать об этом инциденте.

Как пишет Deutsche Welle, ведомство президента заявило в понедельник, что Кристиан Вульф не будет комментировать свои телефонные разговоры. В ведомстве отметили при этом, что свобода прессы является для президента "ценным достоянием".

Немецкий союз журналистов (DJV) осудил попытку давления на прессу со стороны Вульфа. "Критику в СМИ известные личности должны принимать как часть свободы слова", - заявил глава DJV Михаэль Конкен (Michael Konken). Газеты Financial Times Deutschland и Suddeutsche Zeitung призвали Вульфа уйти в отставку, заявив, что пост президента, по-видимому, слишком велик для него.

В статье, которую Bild опубликовал в середине декабря, сообщалось, что в 2008 году Вульф, будучи премьер-министром Нижней Саксонии, получил от жены своего друга-миллионера Эгона Геркенса (Egon Geerkens) льготный кредит на 500 тысяч евро. Тем самым Вульф нарушил закон Нижней Саксонии, запрещающий членам правительства этой федеральной земли брать льготные кредиты. После разгоревшегося скандала несколько немецких политиков призвали Вульфа уйти в отставку. Однако Вульф отказался, сославшись на то, что уже раскрыл все данные о кредитах и своем финансовом положении.

Lenta.ru/ 05/01/2012

Президент Германии объяснил свой звонок главреду Bild.

Президент Германии Кристиан Вульф вечером в среду, 4 января, дал телевизионное интервью, чтобы ответить на обвинения в попытке надавить на немецкий таблоид Bild. Как передает Associated Press, Вульф признал, что звонил главному редактору Bild перед тем, как газета опубликовала статью о том, что политик в прошлом незаконно получил льготный кредит. Однако, по словам президента, он не угрожал журналисту, а лишь просил его отложить публикацию, чтобы дать свои пояснения относительно изложенных в ней фактов.

Также Вульф принес свои извинения таблоиду и признал, что его звонок был "серьезной ошибкой".

Вместе с тем, президент Германии вновь подчеркнул, что никогда не нарушал никаких законов и не намерен уходить в отставку. Также Вульф заявил, что президент обладает теми же правами человека, что и все остальные, и имеет право брать в долг у своих друзей.

Скандал вокруг имени Кристиана Вульфа, который занимает пост президента Германии с 2010 года, разгорелся в декабре 2011 года. Тогда таблоид Bild опубликовал материал, в котором утверждалось, что в 2008 году, будучи еще премьер-министром Нижней Саксонии, взял в долг на льготных условиях 500 тысяч евро у жены своего друга, предпринимателя Эгона Геркенса. Эти деньги пошли на покупку дома.

Вскоре после того, как Вульф стал президентом, представители оппозиции спрашивали у него, не имел ли он деловых отношений с Геркенсом. Политик ответил отрицательно и не упомянул о кредите, полученном у жены бизнесмена.

Прокуратура, изучив ситуацию, не нашла оснований, чтобы начать уголовное преследование Вульфа, однако многие немецкие политики сочли поведение президента аморальным и потребовали его отставки.

Классу задаются вопросы:

- Почему президент Германии оказался в центре политического скандала?

- Как президент Германии объясняет свою позицию по данному вопросу?

- Что заставило президента выступить с извинениями перед  журналистами?

- Как данный факт иллюстрирует особенности политической жизни в демократической стране?

=  Какую роль в данной ситуации сыграли СМИ?

Учитель: Сегодня мы обсуждаем вопрос о роли СМИ в политической жизни  =

= запись темы урока.

Задача на урок:  На основе анализа функций СМИ и особенностей их деятельности   сделать вывод о  роли средств массовой информации  в современной политике.

 

2. Вводная беседа с классом:

Определение понятия

= используя схему на слайде, сформулируйте определение понятия «СМИ».

 

 

СМИ – это организации, основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоев населения с помощью специальных технических средств.

-  Какие виды современных СМИ вам известны?

Работа с заданиями ЕГЭ С6 и С7:

- Каковы функции СМИ?

- Проиллюстрируйте каждую из функций СМИ конкретным примером из жизни.

3. Работа в аналитических  группах (каждая группа получает свой пакет документов, анализирует текстовую и графическую информацию, делает выводы)

1 группа:

Объяснить,  как взаимосвязаны граждане,  СМИ и власть. Проиллюстрировать эти взаимосвязи конкретными фактами современной политики.

2 группа:

Выяснить,  как политическая реклама и политическое манипулирование общественным сознанием влияют на принятие важных политических решений.

3 группа:

Выяснить, что такое цензура и определить отношение к ней со стороны общества, государства и свое личное отношение.

 

4. Выступление аналитических групп, совместное обсуждение и  формулировка выводов.

1 группа:  «СМИ – четвертая власть»

· Опираясь на схему, объясните, как взаимосвязаны СМИ с другими ветвями власти.

· Проиллюстрируйте эти взаимосвязи конкретными фактами современной политики.

· Как происходит взаимодействие граждан и СМИ? Проиллюстрируйте ответ фактами.

 

Работа с данными опроса «Влияние СМИ на судебную власть»

 

Вывод: В современном мире власть СМИ становится решающей в управлении обществом, в борьбе за обладание рычагами государственной власти. СМИ критикуют законодательную, исполнительную и судебную власти, оказывают на них давление и заставляют принимать решения и законы в интересах общества.  Поэтому СМИ называют четвертой властью в государстве. Некоторые называют интернет - блоги пятой властью, поскольку они все больше конкурируют с традиционными СМИ при обсуждении политических проблем, привлекая внимание к фактам нарушений политических прав человека.

2 группа: «Политическая реклама и политическое манипулирование»

С помощью СМИ осуществляется политическая реклама  - воздействие на население в лаконичной, оригинальной, легко запоминающейся форме. Политическая реклама отражает суть политической платформы определенных политических сил, настраивает избирателей на их поддержку, формирует и внедряет в массовое сознание определенное представление о характере этих политических сил, создает желаемую психологическую установку на голосование.

Работа с данными социологического опроса.

На основе данных диаграммы сделайте три вывода о роли СМИ в информировании граждан РФ в ходе избирательной кампании

Выскажите предположения о причинах различного отношения  граждан к представленным на диаграмме источникам информации

 

 

 

 

 

Работа с данными социологического опроса:

· На основе данных социологического опроса сделайте вывод о влиянии  политических ток-шоу и предвыборных дебатов на политическое сознание граждан.

· Сформулируйте три причины повышенного интереса  избирателей к предвыборным дебатам.

 

Политическое манипулирование.

Политическое манипулирование - скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам.

Вывод: Манипулирование в его сегодняшней форме свело действительное участие народа в своей судьбе практически на нет, превратив проявления «воли народа» не более чем в неэффективные выступления. Поэтому обществу необходимо разработать и реализовать ряд мер по противодействию политическим манипуляциям СМИ.

 

3 группа: «СМИ и цензура»

Работа со статистическими данными об отношении российских граждан к цензуре.

 

Вывод: Информационная, политическая и любая другая свобода одних людей требует ограничений в тех случаях, когда она нарушает свободу и права других граждан и целых государств. Демократический контроль со стороны общества за масс-медиа  необходим  и не имеет ничего общего с предварительной цензурой, существующей в тоталитарных и авторитарных государствах, и не является нарушением свободы слова и выражения мнений. Кроме того, необходим самоконтроль СМИ и полное соответствие их работы законодательству РФ.

 

5. Общий вывод  о роли средств массовой информации в  современной российской политике

· Выполняют репродуктивную и креативную  функции.

Играют как роль консолидатора общества, так и дезинтегрирующую роль.

На современном этапе развития  существует  симбиоз медиасообщества с политической властью.

Информация часто становится инструментом манипулирования общественным мнением.

Но:   средства массовой информации – это институт гражданского общества. Свобода СМИ свидетельствует о наличии в стране демократии. Поэтому необходимо добиваться свободы СМИ, создавать механизмы социального контроля над ними.

Домашнее  задание: написать эссе по одной из следующих тем:

«О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, о светлом настоящем – журналисты»

Жарко Петан

«Ни одно правительство не может существовать без цензуры: там, где печать свободна, никто не свободен».

Томас Джефферсон

«Свободная печать бывает хорошей или плохой, это верно. Но еще более верно то, что несвободная печать бывает только плохой»

А. Камю

 

Список использованной литературы:

1.Обществознание. 11 класс. Учебник. Базовый уровень. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.Н.Городецкой, А.И.Матвеева. Москва, «Просвещение», 2010.

2. Саплина Е.В. Безносов А.Э. ЕГЭ по истории и обществознанию. Москва, Педагогический университет «Первое сентября» , 2010.

Интернет – ресурсы:

1. Lenta.ru

2. www.rg.ru

3. piter.tv

4. www.library.cjes.ru

5. www.emc.komi.com

6. www.33333.ru

7. www.bru.mogilev.by

8. izvestia.com

9. globalmsk.ru

10. bd.fom.ru

11. festival.1september.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio