Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Урок по обществознанию в 7 классе

Права человека

Ануфриева Светлана Валентиновна,
ГБОУ СОШ № 479

Цели и задачи урока:

Цели урока:

  • Сформировать у учащихся понимание того, что права человека, во первых, принадлежат каждому от рождения.

  • Во вторых, они закрепляются в законах, в которых особое внимание уделяется юридическим гарантиям прав и свобод.

  • Развивать критическое мышление через чтение и письмо (РКМЧП)

 

Задача урока:

 

  • Раскрыть смысл понятия «права человека», познакомить с основными группами прав человека и гражданина.

  • Объяснить, чем ограничены права одного человека

  • Углубить представление об обязанностях гражданина

  • Сформировать понимание единства прав и обязанностей

 

План урока:

 

  1. Права человека:

 

  1. Кто и как обеспечивает твои права

  2. Где проходит граница твоих прав

  3. Единство прав и обязанностей.

 

 

 

  1. Работа с текстом учебника: Рубрика «вспомни!»

 

О каких правах человека и гражданина ты уже знаешь?
Какие права ребёнка тебе уже известны?

 

Составление таблицы №1

 

Знаю – Хочу узнать – Узнал.

 

Я знал

Новое для меня

Я думал иначе

Непонятно, интересно, нужно разобраться

 

Работа в группах по заполнению таблица №1.

 

  • Использование пройденного материала по теме «потребности человека» как опора для определения прав человека.

  • Подводя итог понятия «права человека» выделяются основные группы прав – гражданские, экономические, политические, социальные, культурные.

  • Делается запись с перечислением этих прав на доске и в тетради.

 

Работа с рубрикой «Обсудим вместе» подводит учащихся к понятию, что природа всех прав одинакова и носит естественных характер, то есть принадлежит человеку от рождения.

 

Права на жизнь, свободу и достоинство принадлежащее человеку от рождения называется естественными правами человека, оно записано во всех международных правозащитных документов в главном законе Российского Федерации – конституции.

 

Запись в тетрадь:

 

  • Конституция РФ – Основной закон Российский Федерации.

  • Историческая справка – чтение высказывания Дж. Локка из учебника.

 

 

 

  1. Кто и как обеспечивает твои права.

 

Знакомство с международными правозащитными документами:

 

  • Всеобщая декларация прав человека

  • Международный пакт о гражданских и политических правах

  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

  • Конвенция ООН о правах ребенка.

 

На основе этих документов прослеживаются этапы законодательного закрепления прав человека.

 

Всеобщая декларация прав человека. ®

 

Международные пакты

 

Основной закон (Конституция)

 

Национальное законодательство

 

Запись в тетрадь:

 

  • Схема № 1

 

  1. Где проходит граница твоих прав.

 

Иногда люди оказываются в таких ситуациях, когда их права вступают в конфликт с правами других людей.

 

Ситуация:

 

Диме купили музыкальный центр. Он с утра до вечера слушал громкую музыку. Вечером с работы вернулся старший брат, он очень устал и хотел отдохнуть в тишине. Братья поссорились, так как Дима не захотел выключать музыкальный центр. Конфликт возник из-за того, что братья не захотели считаться с правами друг друга.

 

Подумай, чьи права были нарушены в данной ситуации, какие права?

 

Обсуждение ситуации в группах, составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов.

 

Ответы учеников на поставленные вопросы.

 

 

 

  1. Единство прав и обязанностей.

     

 

Права и обязанности определяют допустимое и должное поведение человека, дают простор любым его законным действиям

 

Примеры единства и взаимосвязи прав и обязанностей записаны в Декларации прав человека и в Конституции РФ.

 

Подведем итог по теме: вернемся к рубрике «Обсудим вместе»

 

  • Какие права и свобода являются основными?

  • Почему они названы неотчуждаемыми?

  • Зачем нужно об этом говорить в Основном законе страны?

 

После обсуждения формируется вывод и записывается в тетрадь.

 

Запись в тетрадь:

 

Чем больше людей поймут значительность прав человека, тем больше вероятность что эти права станут реальностью, для большинства людей.

 

Закрепление:

 

Учащиеся отвечают на вопрос: Почему для нормальной жизни общества необходимо, чтобы все люди не только имели права, но и выполняли обяхзанности?

 

Домашнее задание: §6. Выполнить задание 1;7 из рубрики «В классе и дома» Составление синквейна «Права человека»

 

 

 

Этапы урока.

 

I этап Вызов.

 

Обобщение имеющихся знаний по теме. Пробуждение интереса к теме. Обнаружение и осознание недостаточности имеющихся знаний. Побуждение учеников к активной деятельности учитель. Учитель предлагает разбиться на группы, для того что бы выяснить уровень знаний по теме. Группы заполняют таблицу «Знаю – Хочу – Узнал». Графа «Новое для меня» заполняется после выступления всех групп и пояснений учителя .

 

II. Осмысление

 

Активное получение новой информации, соотнесение новой информации с собственными знаниями.

 

 

 

Приемы осмысления:

 

  • Обсуждение в группах

  • Работа с материалом параграфа

  • Составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов

 

«Тонкие» - требующие односложного ответа.
Например: Имеет ли братья права заниматься дома, чем хотят?

 

«Толстые» - сложные.
Например: Почему Вы считаете, что права одних людей не должны нарушать права других?

 

Ответы учащихся на поставленные вопросы.

 

III. Размышление или рефлексия.

 

На данном этапе происходит целостное осмысление материала, вырабатывается собственное отношения учащихся к теме, выявляется, что еще не понятно, происходит поиск проблем для последующей работы.

 

Учитель подводит итог по теме, ученики отвечают на поставленные вопросы, делают запись вывода в тетрадь.

 

Происходит закрепление изученного материала, ученики отвечают на основной вопрос урока.
Задается домашнее задание.

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение урока.

 

На уроке использовалась технология Развития критического мышления через чтение и письмо (РКЧМ).

 

РКЧМ позволяет мотивировать учением и активно усваивать учебным материал, развивать способности самостоятельно анализировать и оценивать информацию.

 

Особенности организации урока – использование рамочной технологии, включающей 3 этапа: вызов, осмысление, размышление или рефлексия.
Используется «Синквейн» - обогащает словарный запас, учит формулировать идею.

 

 

 

Дидактический материал и средства обучения.

 

  • Поурочные разработки по обществознанию под редакцией Л. Ф. Ивановой, Москва «Просвещение» 2010.

  • Учебник «Обществознание» 7 класс под редакцией Л. Н. Боголюбова, Москва «Просвещение» 2010.

  • Конституция РФ

  • Всеобщая декларация прав человека и гражданина.

  • Конвенция ООН о правах ребёнка.

 

Рекомендации по подготовке и проведению урока.

 

Тему урока нужно сообщить заранее. Разделить класс на группы. Дать опережающее задание: Что я знаю о правах ребёнка в РФ?

 

 

 

 

 

Схема 1

Итоги урока:

 

Тема хорошо усваивается, не вызывает проблем в понимании. Удается вовлечь в активное обсуждение темы, большую часть учащихся.

 

Пример выполнения задания: «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

 

Я знал

Новое для меня

Я думал иначе

Непонятно. Интересно, нужно разобраться

У всех людей есть права

Естественные права человека принадлежат ему от рождения

Обязанности человека не носят характер закона

Права одних людей не могут нарушать права других.

 

 


 

 

Рефлексия учащихся

 

Практическое применение изученной темы: Единство прав и обязанностей.

 

Учимся пользоваться своими правами – права подростков, которым исполнилось 14 лет.

 

Синквейн «Права человека»

 

Права человека

 

Справедливые, гражданские

 

Утверждают, закрепляют, учат.

 

Устанавливаются и охраняются государством.

 

Даны гражданам.

 

 

 

Права человека

 

Естественные, неотчуждаемые

 

Принадлежат, защищают, являют

 

Даны нам от рождения

 

Да здравствует Декларация!

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio