Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

 

Как хорошо, что все мы разные

(урок по Обществознанию для 6 класса)

Вьюгинова Алла Юрьевна,
учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 147
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

 

 

Тема урока - «КАК ХОРОШО, ЧТО ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ».

Форма проведения  -  УРОК С ЭЛЕМЕНТАМИ ИГРЫ.

Цели урока:

 

1. Устранение почвы для возникновения конфликтов в детском
коллективе.

2. Сплочение класса.

 

Задачи:

 

  1. Познакомить учащихся с новыми словами и терминами.
  2. Отработка навыков работы в малых группах.
  3. Вовлечь в игру конкретных детей, плохо адаптированных в
    коллективе, сдружить их с классом.
  4. Эмоционально развивать позитивные чувства детей.

 

 

 

 

 

«КАК ХОРОШО,
ЧТО ВСЕ МЫ
РАЗНЫЕ!»

(урок по обществознанию

 

 

у

 

 

 

 

 


 

 

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО:

 

Ребята! Вы, конечно же, все много раз слышали ( да и продолжаете каждый день слышать!) УДИВИТЕЛЬНЕЙШЕЕ СЛОВО - «общество». По-моему, в жизни человека слово это НАИВАЖНЕЙШЕЕ!!! А как вы думаете, ребята, от чегоп р о и з о ш л о это слово - «общество»? (Еще говорят -«человеческое общество»).От какого слова или от каких слов произошло? Смелее, смелее! Мне интересно, именно, как вы думаете!.. От слов... От слов «общение» и«общаться»? А что? Очень и очень близко! Мо-лод-цы! Да, молодцы, и, несомненно, вы правы! Во всяком случае, это - родственные слова. Жить в человеческом обществе и НЕ ОБЩАТЬСЯ друг с другом просто-напросто НЕВОЗМОЖНО! Да к тому же, это было бы, наверное, еще и ужасно противно и скучно! Не правда ли? Вспомните хотя бы свое настроение в самом концедлиннющих летних каникул: не всем, может быть, хочется снова в школу, (в смысле, за школьную парту), но каждому, я уверена, побыстрее хочется вновь увидеть своих школьных друзей и обо всем - обо всем как следует НАГОВОРИТЬСЯ, то есть П О О Б Щ А Т Ь С Я! Пообщаться с друзьями! Потому что в первые дни после каникул (и я это всегда замечала!), в школе, как говорится, «тишь, да гладь, да божья благодать», полная ИДИЛИЯ, все друг другу - ДРУЗЬЯ!..И никаких конфликтов! Конфликты начнутся ПОЗЖЕ! И, к моему глубокому сожалению, они ОБЯЗАТЕЛЬНО начнутся!.. Но почему?!.

ПОЧЕМУ возникают конфликты? (И даже чисто в детских коллективах!).                                       Кто, в каждом конкретном случае, их

ИНИЦИАТОРЫ или ЗАЧИНЩИКИ? И можно ли (хотя бы общими усилиями!) РАЗОРВАТЬ этот порочный круг ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ возникновения конфликтов?.. Вот об этом, мои дорогие, я и хотела бы сегодня с вами поговорить, побеседовать, ПООБЩАТЬСЯ!..

 

 

ИГРА «ДОБРОЕ СЛОВО»:

 

Порядок проведения игры:

Учитель, предлагая учащимся вытянуть кружки (они четырех цветов), делит класс в соответствии с их цветом на четыре группы, каждая из которых выбирает лидера.

Для создания настроя на совместные действия в каждой группе проводится мини-игра «Доброе слово».

Описание игры: начинает ее лидер, который, наклонившись к соседу и дотронувшись до его плеча, тихо, чтобы другим не было слышно, шепчет ему: «Я желаю тебе... (далее следует доброе слово)». Эти действия лидера по очереди повторят все, сидящие в кругу, при этом начало предложения сохраняется, но доброе слово каждый придумывает свое. Игра заканчивается тогда, когда доброе слово услышит в свой адрес лидер, - круг замкнется.

 

 

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Да, кстати, даже сама не заметила, как употребила еще одно важное и родственное слову«общество» словосочетание. Какое? Правильно, словосочетание«общими усилиями». То есть СИЛАМИ ОБЩЕСТВА! А это, уверяю вас, немалые силы! Хотелось бы, чтобы эти НЕСМЕТНЫЕ силы любого, пусть даже самого маленького (как, например, наш класс!) общества, были направлены на СОЗИДАНИЕ, а не наразрушение, на ДРУЖБУ и на ОБЩИЕ ДЕЛА, а не на неоправданнуюагрессию и не на разрушающую самого человека злобу!..

А сейчас пусть каждый из вас немножко пофантазирует! Пофантазирует о приятном!.. Пустьпредставит себе БУДУЩЕЕ, пока такое ОТДАЛЕННОЕ, но такое ЖЕЛАЕМОЕ и ВОЗМОЖНОЕ, то есть такое, на самом-то деле,нефантастическое и такое ДОСТИЖИМОЕ... будущее нашего класса : общие ИНТЕРЕСЫ; общие ДЕЛА; общее СТРЕМЛЕНИЕ сделать жизнь своего класса, своей школы наиболее яркой и запоминающейся; и, как итог,

о б я з а т е л ъ н о - (я уверена!) - ОБЩАЯ РАДОСТЬ - что может быть прекраснее для всех нас! (И для меня, как для классного руководителя!).

Но при этом, (как мне кажется), даже в этомнафантазированном нами светлом будущем не должно быть (и не будет!) полного «единообразия взглядов». Общие взгляды на важнейшие общечеловеческие ценности - да! Но никак НЕ ОДИНАКОВОЕ ДУМАНЬЕ! (Ведь мы - не роботы!).Разносторонним интересам КАЖДОГО,разнообразным способностям МНОГИХ и неповторимым талантам НЕКОТОРЫХ (талантов не может быть много!) - мы найдем применение в нашем с вами ОБЩЕМ ДЕЛЕ! И не в отдаленном будущем, а, только если вы захотите, то прямо сейчас: сегодня, завтра и далее ВСЕГДА! Было бы только (повторюсь!) ваше ОБЩЕЕ (!) ДОБРОВОЛЬНОЕ (!) НЕПРЕОДОЛИМОЕ ЖЕЛАНИЕ (!) внести (и всегда вносить!) свою посильную лепту в создание нашего коллективного портрета, «ЛИЦА КЛАССА» - а запоминаются в истории школы только классы (поверьте мне!) ОСОБЫЕ, УДИВИТЕЛЬНЫЕ и, как сказал один поэт, «с лица НЕОБЩИМ ВЫРАЖЕНЬЕМ»!

 

 

ИГРА-МАСТЕРСКАЯ «ДЕРЕВО»:

 

Порядок проведения игры:

Каждому ученику раздается по половинке альбомного листа для рисования, на котором нужно нарисовать листок дерева любой формы, вырезать его, а затем, надписав свое имя и наклеив свою фотографию, прикрепить его на заранее подготовленный макет дерева. Как результат игры-мастерской получится своеобразный коллаж из именных листьев-фотографий.

 

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

 

Да, мы - разные! Да, каждый из нас - неповторим! Более того, каждый из нас - ЛИЧНОСТЬ! Но все мы с вами члены КОЛЛЕКТИВА, нашего (как мы уже говорили)маленького общества, и, поэтому, если мы хотим в этой жизни чего-то добиться, (каждый в отдельности и коллектив в целом!), то никогда, ни при каких обстоятельствах не должныуподобляться персонажам знаменитой и умной басни «ЛЕБЕДЬ, РАК и ЩУКА»!.. Но мы же с вами (согласитесь!) не «Лебедь, Рак, и Щука»! И поэтому не будем размениваться на мелочи конфликтов! Ведь нам так много нужно успеть!!!

 

 

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

 

Ребята! Есть такое взрослое слово -«толерантность». Честно говоря, точное его значение я сама узнала не так давно. И это, к сожалению, имеет свою вескую причину (или причины!). Дело в том, что в современном мире (в обществе и в средствах массовой информации) больше и чаще говорят не отолерантности, а, наоборот, о проявленияхнетолерантности, нетерпимости, а по научному -интолерантности.

Давайте мы тоже пойдем этим же путем, пытаясь понять значение термина«толерантность» через его противоположность, то есть, как говорят ученые, пойдем методом «от обратного»! (РАБОТА С КАРТОЧКОЙ № 1)

ВОПРОСЫ:

  1. Скажите, а вам приходилось испытывать на себе те или иные проявления нетерпимости (интолерантности)? Если «да» - поднимите руку.
  2. В каком состоянии при этом вы были? Какие ощущения испытывали? И какие чувства переживали?
 

 

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

 

Мы уже знаем синонимы к слову«интолерантность». А теперь попытаемся подобрать опять же синонимы к слову«толерантность». (НА ДОСКЕ ЧЕРТИТСЯ КРУГ. В ЦЕНТРЕ ЕГО ВПИСЫВАЕТСЯ СЛОВО «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». А ОТ КРУГА РАСХОДЯТСЯ ЛУЧИ, НА КОТОРЫХ И НУЖНО НАПИСАТЬ СИНОНИМЫ).

 

(В ПОМОЩЬ К ЭТОМУ ЗАДАНИЮ - РАБОТА С КАРТОЧКАМИ № 2)

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. Отметьте на карточках , какие черты толерантной личности присущи вам?
  2. Пользуясь карточками, давайте подберем синонимы к слову «толерантность».
  3. Выполнив эти задания, каждый из вас может сделать вывод, насколько он толерантен.
 

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Вы, наверное, уже обратили внимание на листовки, расклеенные в нашем классе, в которых на разных языках мира значится слово «толерантность». Звучит оно по-разному, а значение имеет одно.

 

Но есть еще один, наверное, самый понятный всем и каждому синоним слова «толерантность» - это«ДОБРОТА».

 

 

Поэтому и завершить сегодняшний важный разговор мне бы хотелось ДОБРЫМ СТИХОТВОРЕНИЕМ, прочитать которое, я думаю, вы мне все поможете ! О чем стихотворение? О ДОБРОТЕ! Автор стихотворения - МАКС ЮРЬЕВИЧ ДАХИЕ. А называется оно «ЭТОТ ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК».                    (РАЗДАЮТСЯ                ЛИСТОЧКИ                СО

СТИХОТВОРЕНИЕМ - ВСЕ ЧИТАЮТ ПО ДВЕ СТРОЧКИ).

 

«Этот добрый человек»

В солнце, дождик или снег
В город входит человек.

Он идет себе вприпрыжку,
Входит в скверы и дворы,

Он девчонкам, он мальчишкам
Дарит красные шары.

У него в руках треножник,
У него в руках мольберт,

Говорят, что он художник,
Говорят, что он поэт.

Он идет такой похожий...

 

На кого же? Не пойму.

 

Улыбнется, и прохожий Улыбается ему.

С нами в «классики» он скачет, Знает сказки наизусть.

Если кто-то где-то плачет, Позабыть поможет грусть.

Он несет с собою ветки

Вместе с птицами в руках,

 

Он несет с собою ветры, Те, что пели в парусах.

Босоногим капитанам Он подарит ленты рек.

До чего же он талантлив - Этот добрый человек!

И по всем, по всем приметам, Если сбудутся мечты,

Вот таким же человеком, Умным, добрым человеком, Подрастешь и станешь ты!!!

 

 

Карточка №1

 

Симптомы и проявления нетерпимости (интолерантности)

  • ЯЗЫК - очернительный, уничижительный; обесценивающий и унижающий культурные, религиозные, расовые и другие группы
  • СТЕРЕОТИПЫ, ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ - определение всех членов какой-либо социокультурной группы посредством обобщенных, как правило, негативных характеристик (крайний вариант: «они - враги, хотят нам плохого»)

" НАСМЕШКИ - привлечение внимания к конкретным моделям поведения людей, к их качествам и характеристикам с целью высмеивания и оскорбления

  • ПОИСК «КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯ» - обвинение конкретной группы или конкретного человека в несчастьях или в существовании социальных проблем
  • ОСТРАКИЗМ (бойкот) - поведение, игнорирующее присутствие или существование других; отказ говорить с другими, признавать их самих или их культуру

ПРЕСЛЕДОВАНИЕ (Harassment) - преднамеренные действия, направленные на устранение или унижение других; часто предпринимаются с целью вытеснения человека или группы из сообщества или организации

  • ОСКВЕРНЕНИЕ или ПОРЧА — нанесение прямого ущерба или искажение религиозных или культурных символов, предметов или зданий с целью дискредитации или осмеяния верований тех. для кого эти здания, предметы и символы являются значимыми
  • ЗАПУГИВАНИЕ — использование физического, морального или численного превосходства для унижения других, лишения их собственности, статуса или для склонения их к конкретным сомнительным действиям
 

Некоторые особо тяжелые формы нетерпимости

  • РАСИЗМ - отрицание прав человека на основании расовой принадлежности, исходящее из предпосылки о превосходстве одних рас над другими
  • КСЕНОФОБИЯ - боязнь иностранцев и представителей других культур, неприязнь к ним: убежденность в том, что «чужие» могут нанести обществу (человеку) вред
  • ДИСКРИМИНАЦИЯ - лишение отдельных лиц, групп или целых сообществ равных социальных, политических или экономических прав; преследование по причине этнического происхождения, национальности, мировоззрения или других социальных факторов

" СЕГРЕГАЦИЯ - установление принудительных ограничений для людей определенной группы по признаку расы, религии или пола (gender), как правило, с ущербом для этой группы (сегрегация включает АПАРТЕИД)

  • АГРЕССИВНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ - вера в то, что одна нация превосходит другие и имеет право ими распоряжаться
  • РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАНАТИЗМ - насаждение определенной веры, религиозных ценностей, обрядов (иногда в масштабах целых сообществ)
  • ТОТАЛИТАРИЗМ - препятствование свободному, открытому обсуждению политических вопросов; препятствование политическому участию, свободным и справедливым выборам; ограничение свободы распространения информации; наказание политических диссидентов, а также стремление государства к тотальному контролю над частной жизнью человека
  • СЕКСИЗМ - политика или поведение, направленные на исключение женщин из полноценного участия в жизни общества, на отрицание возможности для женщин пользоваться всеми правами человека; такая политика и формы поведения основаны на предположении о том, что мужчины по своей природе являются высшими, по сравнению с женщинами, существами.
 

Андрей Усачев

Из сказки

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕЧКА»

...А уж Маленького Человека большие люди и вовсе не замечали. Они могли толкнуть его на улице и не извиниться. Или пройти через его ухоженный сад, топ­ча своими слоновьими ногами цветы.

  • Что вы делаете? — кричал им Маленький Чело­век. — Пожалуйста, будьте внимательны...

Но большие люди не обращали на него никакого вни­мания и шли дальше по своим делам.

Тогда Маленький Человек купил себе собаку. Соба­ку он купил себе, конечно, очень маленькую. Но с та­ким громким голосом, что все стали обходить его дом стороной.

  • Странно, — думал Маленький Человек. — Боль­шие люди боятся, когда на них кто-нибудь ЛАЕТ. Но они совершенно никого НЕ УВАЖАЮТ...

Однажды Маленький Человек нашел в своей биб­лиотеке маленькую книжку, которая называлась «Все­общая Декларация Прав Человека». В ней говорилось о том, что все люди должны знать свои права и отно­ситься друг к другу с уважением. Книжка эта очень понравилась Маленькому Человеку. Но у кого он ни спрашивал, никто в городе даже не слышал о правах человека.

  • Большие люди удивительно безграмотны, — поду­мал Маленький Человек. — Надо это исправить.

И однажды он вышел на центральную площадь с большим плакатом в руках:

 

ВСЕ ЛЮДИ РОЖДАЮТСЯ СВОБОДНЫМИ И РАВНЫМИ, ВСЕ ИМЕЮТ ОДИНАКОВОЕ ДОСТОИНСТВО И ПРАВА. ВСЕ НАДЕЛЕНЫ РАЗУМОМ И СОВЕСТЬЮ И ДОЛЖНЫ ОТНОСИТЬСЯ ДРУГ К ДРУГУ КАК БРАТЬЯ И СЕСТРЫ.

 

Вскоре вокруг плаката собрались горожане.

  • Что это тут написано? — в недоумении спраши­вали они друг у друга. Хотя Маленький Человек напи­сал все ОЧЕНЬ БОЛЬШИМИ БУКВАМИ.
  • Это слова из «Всеобщей Декларации Прав Челове­ка», — объяснил им Маленький Человек. — Она напи­сана для того, чтобы все люди знали о своих правах...
  • Глупость какая-то написана, — заявил один Тол­стый гражданин. — Люди не могут рождаться равны­ми.Л, например, когда родился, весил4 килограмма 50 граммов, а мой сосед — всего 3 килограмма 100 грам­мов, а вы...
  • Послушайте! — сказал Маленький Человек. — Ро­ждаться равными — не значит рождаться одного роста и веса. Или одинаково сильными и красивыми. Рож­даться равными — значит РОЖДАТЬСЯ ЛЮДЬМИ. Ма­ленькими и голыми. Ведь никто еще не появлялся на свет Министром с Портфелем или Генералом с Погона­ми.
  • Допустим, — сказал Толстый гражданин. — Но по­чему это я должен относиться ко всем как к братьям и сестрам? Я — в семье единственный ребенок, и ника­ких братьев и сестер у меня с роду не было!
  • У меня их тоже не было, — вздохнул Маленький Человек. — Но все мы — люди, и значит, братья по разуму и происхождению... Говорят, что все люди про­изошли от Адама и Евы, то есть приходятся друг другу родственниками. Только очень дальними.

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ

  1. Согласны ли вы с объяснением Маленького Человека, что зна­чит «рождаться равными» и почему надо относиться ко всем «как к братьям и сестрам»?
  2. А что бы вы ответили Толстому гражданину?
 

Tolerancia(испанский)

- способность признавать
отличные от своих собственных
идеи или мнения.

 

Tolerance(английский)

- готовность быть терпимым,
снисходительность.

 

Tolerance(французский)

- отношение, при котором
допускается, что другие могут
думать или действовать иначе,
нежелиты сам.

 

Tasamul1(арабский)

- прощение, снисходительность,
мягкость, милосердие,
сострадание, благосклонность,
терпение, расположенность к
другим.

 

Kuanrong(китайский)

- позволять, принимать, быть по
отношению к другим
великодушным.

 

Терпимость (русский)

- способность терпеть что-то
или кого-то,быть выдержанным,
выносливым,стойким,уметь ми-
риться с существованием чего-
либо, кого-либо, считаться с мне-
ниемдругих, бытьснисходительным.

 

Черты толерантной личности

 

Карточка

 
  1. Расположенность к другим
  2. Снисходительность
  3. Терпение
  4. Чувство юмора
  5. Чуткость
  6. Доверие
  7. Альтруизм
  8. Терпимость к различиям
  9. Умение владеть собой
  10. Доброжелательность
  11. Умение не осуждать других
  12. Гуманизм

1 3. Умение слушать

  1. Любознательность
  2. Способность к сопереживанию
 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio