Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Гражданин и государство

(9 класс, 2 часа).

Тип урока: комбинированный (с элементами интерактивной работы) Цель : дать представление учащимся о государстве и о том, что значит быть гражданином своей страны. Учащиеся должны знать, что: 1. На определенном этапе исторического развития возникают люди, которые осуществляют управление обществом ; 2. Существуют разные объяснения причин возникновения государства; 3. Государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определенной территории; 4. По форме правления государство может быть монархией или республикой; 5. По формам территориально-государственного устройства различают унитарные и федеративные государства; 6. Выделяют три типа режима; авторитарный ,тоталитарный, демократический. 7. Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством. Учащиеся должны понимать, что такое: 1. Государство; 6. Федеративное государство; 2. Суверенитет; 7. Авторитаризм; 3. Монархия; 8. Тоталитаризм; 4.Республика; 9. Демократия; 5. Унитарное государство 10.Гражданство Учащиеся должны уметь: 1. Называть различные точки зрения на причины появления государства. 2. Объяснять основные понятия. 3. Характеризовать основные отличия конституционной монархии от абсолютной. 4. Определить, как связаны права и обязанности гражданина. Ход урока. Изучение нового материала. (на партах у учащихся раздаточный материал « Функции государства» , задание №1 ). На доске расположены схемы: 1. Происхождение государства: - Что такое государство? - Причины возникновения государства; -Теории происхождения государства; - Функции государства; 2. П РИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА ? ? ? ? ? 3. Формы государства : - формы правления: - формы территориального устройства. Ребята, сегодня мы продолжаем изучать политическую сферу жизни общества. На прошлом уроке мы устанавливали, что каждый член общества является представителем той или иной социальной группы или нации. Но все мы, независимо от социальной и национальной принадлежности , живем в одной стране, все – граждане своего Отечества, своего государства. Тема сегодняшнего урока « Гражданин и государство». Чтобы узнать что такое государство и это значит быть гражданином своей страны. Эту тему мы будем изучать в течении 2 уроков. Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы: 1. Происхождение государства; 2. Признаки государства; 3. Формы государства; Изучая историю Древнего мира, вы узнали, что первобытное общество не имело государственного устройства. Жизнь людей регулировалась обычаями. Давайте разберемся, что такое государство и каковы причины возникновения государства. Задание № 1 Прочитайте высказывания, определите, что такое государство, каковы причины его возникновения.? 1 группа ( 1 ряд) - первые три высказывания. 2 группа ( 2 ряд) - высказывания с 4 – 6 3 группа ( 3 ряд ) – последние 4 ( с 7 по 10). На доске ( или в презентации) нарисована логическая цепочка ( причины возникновения государства), но в ней целый ряд элементов пропущено. Попробуйте воссоздать ее. В первобытном обществе орудия труда неравенство государство отсутствовало. Что же такое государство ? ( ответ учащихся с каждого ряда ). Государство – организация полной власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Какие вы можете назвать причины возникновения государства? ( помимо тех, которых не хватает в нашей цепочки ) Орудия выделение разделение развитие неравенство труда ремесла труда обмена Возникновение власть появление возникновен спец. групп отделяющаяся з-дов,судов, гос-ва кот. управляли от народа армии обществом Задание № 2 Ребята, послушайте мой рассказ и заполните пропуски в записях на доске Теории происхождения государства: 1. 2. 3. (рабочая тетрадь № 2) Кратко излагаются основные идеи каждой теории происхождения государства, учащиеся пытаются дать название каждой теории. 1. Государственная власть от бога, а правосудие есть проявление Божьего суда и поэтому оно необходимо, абсолютно и вечно (Божественная (теократическая, теологическая). 2.Государство появляется как результат добровольного соглашения людей, договора между ними. С помощью согласия и договора власть и сила передается одному человеку ( верховному правителю) или группе лиц. ). Так возникает государство. ( Договорная). 3.Из курса истории вам известно, что на определенном историческом этапе общество раскалывается на классы, противоположные по своим интересам. У экономически господствующего, но малочисленного класса ( рабовладельцев, феодалов) появилась необходимость укрепить свое положение с помощью власти, вооруженной силы, законов, т. е. государства. ( классовая). У государства имеется целый ряд важнейших функций. Этот вопрос мы с вами расширим, с учетом подготовки к ГИА. На ваших партах каждому из вас распечатана схема ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Внутренние Внешние ( С учащимися обговаривается каждая функция ) 2.Государство- особая организация политической власти, обладающая своими отличительным и чертами и признаками. Задание 3. Составьте кластер, используя учебник на стр. 13 – 14 & «Признаки государства» и раскройте сущность каждого признака. Единство Публичная территории власть ПРИЗНАКИ ГОС-ВА Суверенитет законодательная Налоговые Деятельность сборы 3. Давайте дальше будем рассматривать характеристики государства. (работа с интерактивной формой – диск по обществознанию «Политика», разбирается вопрос по схемам). Задание 4. Рассматривая различные схемы, производятся записи в тетради (предварительно обговаривая) формы правления и значения терминов (прописанных на доске) 1.монархия 2.республика 3.федерация 4. Унитарное государство 2- ой урок. Характеристики государства. 1.Формы правления: монархия и республика. (форма государственного – территориального устройства). Из курса истории вспомните какие бывают формы правления? (монархия, республика). Что такое монархия? Какие существуют признаки монархии? Какие виды монархии определяет политология? (абсолютная, ограниченная, конституционная, парламентская). Что такое республика ? Какие признаки определяет республика как форму прав? Какие виды республик изучают в политологии? (президентская ,парламентская, смешанная республика). 3. Формы государственно-территориального устройства: унитаризм и федерализм. – Что такое государственно -территориальное устройство? - Что в политологии понимают под унитарным государством? - Какие признаки имеет унитарное государство? - Что собой представляет федерация как форма государственно-территориального устройства? -По каким признакам определяется федеративное устройство государства? 4. Закрепление материала: Учащимся раздается индивидуальный тест, в течении 5 минут ими заполняется. Подведение итогов: -Что мы узнали на сегодняшнем уроке7 - Чему научились? -Понравилось ли вам работать на уроке? Домашнее задание: стр. 146 – 149 &25, рабочая тетрадь стр. 54 № 1 – 5.

Joomla SEF URLs by Artio