Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Методические рекомендации к проведению урока обществознания в 10-ом классе

Экономика и государство

Потылицыной Елена Игоревна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ №136
Калининского района Санкт-Петербурга.

 

Цели : 1). Ознакомить с функциями государства в рыночной экономике,

Механизмами государственного регулирования экономики.

2). Развивать умения вести дискуссию и отстаивать собственное мнение, аргументировать выводы и оценки.

3). Приучать систематической работе по выполнению заданий

из КИМов для успешной сдачи ЕГЭ.

Тип урока: комбинированный.

Х о д  у р о к а

1). Вступительная беседа:

Учитель: - Какую главу изучали в течении нескольких уроков?

( «Человек и экономика».)

- Какие вопросы рассматривали ?

( Экономический рост, экономическое развитие, фирмы в экономике, правовые основы предпринимательства, слагаемые успеха бизнеса).

2). Проверка Д/З:

А). Устный фронтальный опрос:

- Стоит ли учиться предпринимательству?

 

 

 

- Есть ли разница между бизнесом и предпринимательством?

- Какие формы бизнеса можно организовать в нашей школе ( в дру-

гих учебных заведениях)?

Б). Решение тестовых заданий : раздел «Человек и экономика» к теме

№ 6 «Слагаемые успеха в бизнесе» ( С.В. Краюшкина. Тесты

по обществознанию., М., Экзамен. 2014г., с. 35-36 ).

 

3). Переход к новой теме:

Учитель: - в настоящее время почти все действующие экономические системы характеризуются тесным переплетением рыночных отношений с элементами гос-го контроля и регулирования.

- не может быть эффективной рыночной экономики без ак-

тивной регулирующей роли государства.

 

4). Изучение нового материала:

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.

Актуализация темы ( дискуссия , столкновение 2-х точек зрения на масштабы и роль гос-го регулирования в разных странах) :

- Абсолютизация роли рынка (недооценивается роль государства),

- Преувеличение возможностей современного гос-ва, не признаётся роль рыночного регулирования.

Постановка цели:

Учитель: Какова же цель урока?

Учащиеся: 1).Роль и функции государства в рыночной экономике.

 

 

 

2).Инструменты регулирования экономической политики.

Учитель: Какова же тема сегодняшнего занятия?

Учащиеся: «Экономика и государство». ( Запись в тетрадь)

 

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (проблемно-поисковый метод) :

- с/р уч-ся: учебник с. 77 выписывают определение «экономическая политика государства».

( Экономическая политика государства – процесс реализации его экономич-х функций путём разных мер воздействия на экономические процессы для достижения опр-х экономических целей.)

- выписывается понятие «экономические цели гос-ва в рыноч-й экономике».

( - обеспечение условий экономического роста,

- создание условий экономической свободы,

- обеспечение экономической безопасности,

- эффективность производства , максимальный результат из ограниченности ресурсов),

- обеспечение полной занятости населения,

- оказание помощи малообеспеченным. )

 

Продолжение с/р уч-ся: учебник с. 78.

Учитель: выписать «Экономическая политика – сочетание целей:

 

 

 

 

 

С/р учащихся : учебник с. 78 :

 

( а). преспективных целей – формирование социально ориентированного рыночного варианта экономики;

 

 

б). текущих целей – решение вопроса гос. Долга, устранение роста дифференциации доходов, борьба с бедностью, снижение налогов малого бизнеса.

 

Учитель: Продолжите мысль: «Экономическую политику выделяют»:

Учащиеся: Финансовая, инвестиционная, аграрная, научно-техническая, внешнеэкономическая.

 

Учитель (продолжается беседа с уч-ся): с. 78 Допишите классические экономические функции гос-ва в современном обществе:

Учащиеся: - Стабилизация эк-ки;

- защита прав собственности;

- регулирование денежного обращения;

- перераспределение доходов;

- регулирование взаимоотношений между работодателем и наёмным работником;

- контроль над внешнеэкономической деят-тью;

- производство общественных благ.

 

 

 

 

Фронтальная работа :

Учитель: на с. 78 найти и выписать смысл понятия «общественные блага»;

Привести примеры.

( Общественные блага – товары и услуги, предоставляемые гос-ом на равных условиях всем гражданам без взимания платы;

Примеры: средства на оборону, бесплатное образование, услуги муниципальных поликлиник).

Учитель: Почему производство общественных благ берёт на себя государство?

( с. 78 учебник : их производство не выгодно для частного производителя, т.к. влечёт за собой «Внешние эффекты».)

Учащиеся : выписывают «Внешние эффекты» как издержки и выгоды;

Приводят примеры : отрицательных и положительных внешних эффектов.

 

Учитель: Дописать ещё одну экономическую функцию государства .

Учащиеся : Компенсация внешних эффектов.

 

Учитель : НТП вносит свои коррективы и дополнения в экономические функции государства ( фронтальная беседа с уч-ся; возможно выступление

Уч-ся с опережающим заданием; на местах осуществляется запись в тетрадях) :

1).Переход от административных (прямых) к экономическим (косвенным ) методам регулирования экономики.

2).Усиление роли гос-ва в решении социальных проблем ( снижение дифференциации доходов, обеспечение стабильности общества во всех сферах, регулирование трудовых отношений).

 

 

 

3).Поддержка фундаментальной науки.

4).Участие в решении глобальных проблем ( выход из экономического кризиса, устранение экономического отставания стран третьего мира, снижение вооружений…)

Учитель: какова же важнейшая функция гос-ва в рыночной системе. 5).Поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы

( роль компенсатора в несовершенстве рынка при :

- обеспечении баланса общественных интересов;

- обеспечении соц-ой стабильности;

- защите общенациональных интересов).

Учитель делает вывод (запись в тетрадь): функции гос-ва в РФ:

А). Обеспечивает контроль над экономикой;

Б). Выбор приоритетных направлений.

 

Учитель: ( беседа с учащимися) : Что необходимо гос-ву для успешного осуществления своих функций ?

Учащиеся : Ряд инструментов ( механизмов) регулирования эконом-й

Политики.

Учитель : с 81. Рассмотреть и записать схему «Механизмы гос-го регулирования»

Идёт комментированный разбор схемы с записью основных понятий:

Регулирование выделяют: а) ПРЯМОЕ (административные методы :

Законодательная деят-ть; развитие гос-го сектора; гос. Заказы);

 

 

 

 

Б)КОСВЕННЫЕ ( экономические методы :

1).фискальная пол-ка; 2).монетарная пол-ка.

 

Учитель : Как вы думаете, каким методам регулирования придают

Приоритет в рыночной экономике ?

Учащиеся : КОСВЕННЫМ.

Работа со словарём (запись с комментариями):

Фискальная политика – деятельность гос-ва по распоряжению

Бюджетными средствами. Это происходит через систему налогообложения

И сбор средств, через расходование этих средств. Манипулирую гос-ми расходами и налогами, можно воздействовать на деловую активность, решать проблемы безработицы и инфляции. (БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛ-КА),

Монетарная политика ( денежная) –позволяет влиять на цены и объёмы нац-го производства, гарантировать нац-е пректы и инвестиции.

Может быть как средством стабилизации, так и деструктивно влиять на экономическое развитие. (ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛ-КА).

 

Учитель : знакомит с 2-мя точками зрения О СПОСОБАХ И МАСШТАБАХ
ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОС-ВА в экономику

(учащиеся работают с учебником, комментируют) :

А). Монетаризм ( Юм., Фридман) –освобождение экономики от опеки гос-ва;

Б). Кейнсианское направление ( Д. Кейнс) – активная финансовая пол-ка гос-ва; правительственные меры до 70-х гг. ХХ в.

 

 

 

 

Учитель : ВЫВОД «Большинство стран используют стабилизационные меры как монетарного, так и кейнсианского характера.»

В Р.Ф. старт рынку был дан за счёт методов монетаризма.

В данный момент – стремление использовать 2 стороны:

Для современной России на переходном этапе к рыночной экономике гос-ое регулирование крайне важно : после тоталитаризма в экономике нельзя сразу отказаться от гос-го регулирования, хотя бы чтобы не разрушить наработанные связи и взаимодействия.

 

ПОВТОРЕНИЕ И ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

Учитель : Сегодня на первом уроке по теме «Экономика и государство»

Мы разобрали вопросы?

Учащиеся : Основные экономические функции гос-ва.;

Инструменты регулирования экономической пол-ки.

Закрепление : решаются тесты ( № 57, 58, 59, 60) – с. 9, раздел «Экономика».

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ :

Учитель : на след-й урок будем продолжать разбор темы по 2-м вопросам:

1).Налоги и налогообложение.

2).Государственный бюджет.

Опережающее задание : выписать ключевые поняти в словари :

- налогообложение, Виды налогов ( прямые, косвенные), Акциз,

- сборы (пошлины),

 

 

 

- государственный бюджет .

Проанализировать содержание Документа к теме № 7, в. 1 – письменно.

Написать ЭССЕ : «Нужна ли рынку помощь государства?»

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

1). Учебник «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. М., Просвещение, 2014 г.

 

3). Н.Е. Яценко. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб.: Лань, 2012 г.

4).ЕГЭ. Обществознание: Словарь понятий и терминов. М.Ю. Брандт. –

М.: Издательство «Экзамен». (Серия «ЕГЭ. Словарь»). ГРИФ ИСМО РАО.

5).ЕГЭ. Обществознание. Практикум по выполнению типовых тестовых

Заданий ЕГЭ. А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт. М.: «Экзамен». (Серия ЕГЭ. Практикум).

Joomla SEF URLs by Artio