Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Статья

Метапредметный подход к формированию универсальных учебных действий у обучающихся на уроках технологии при реализации ФГОС

Гамзова Ирина Владимировна,
учитель технологии
ГБОУ СОШ №634 Санкт- Петербурга

Опираясь на мнение общества и его неудовлетворенность качеством общего образования, которое не может стать основой для будущей успешной карьеры выпускников, государством была сформирована новая модель развития российской школы.Создается Федеральный государственный образовательный стандарт, который был призван решить эту задачу.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к результатам освоения образовательной программы.

При реализации нового стандарт ФГОС в профессиональной  жизни педагога  появляются и новые педагогическое понятие  - УУД (универсальные учебные действия.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход,который определяет цель и результат российского образования как «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира»

В обучения школьников, отмечено,что одной из наиболее характерных трудностей, является неумение организовать самостоятельную работу. При формирование универсальных учебных действий основной акцент делается на  способность учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. 

Целью образования в данном контексте становится личностное ,познавательное и общекультурное развитие обучающихся, которое обеспечиваетих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса т.е.умение учиться. Эта задача решается путем сознательного, активного присвоения обучающимися социального опыта.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, они включают в себя познавательные и учебные мотивы, учебную задачу, постановку учебной цели, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). самостоятельное осуществление этой деятельности, поиск и использование необходимых средств и способов их достижения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности,открывают учащимся возможность ориентации  в различных предметных областях,  и помогает в строении учебной деятельности с полным осознанием её целей, ценностно-смысловых  характеристик,создают условия для гармоничного развития личности и её самореализации, обеспечению успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. 

Через введение в урок проблемного диалога,появляется возможность обучить детей целеполаганию, формулированию темы урока,учащиеся определяют границы знания – незнания через создания проблемной ситуации.

Педагогической практикой доказано, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация зависит от понимания значимости знаний. Учитель при построении урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, как моделирование  жизненных ситуаций.

 

Умение учиться — важный фактор, который повышает эффективность освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и образа мира , ценностно-смысловых оснований личностного выбора.

В основной образовательной программе в соответствии с ФГОС, представлены четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные,

Личностные действия указывают на систему ценностных ориентаций школьника и  его отношение к различным сторонам мира,который его окружает.

Регулятивные действия помогают обеспечить у обучающихся  способность организовывать свою учебно-познавательную деятельность.

Познавательные действия развивают способности к познанию окружающего мира: учат осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Коммуникативные действия обеспечивают умение и возможность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя взаимопонимание и уважение в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения учитывая конкретную ситуацию.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность личностного и познавательного развития школьника; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Часто учащиеся, изучая один и тот же материал по различным учебным предметам, не могут сформировать единое представление о понятии, сопоставить алгоритм решения задач. ученику поможет метапредметный подход в обучении, для того ,чтобы увидеть мир в целостности.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ учебных предметов.

Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Поэтому важно не столько дать ребенку как можно больше знаний, сколько обеспечить его личностное, познавательное и общекультурное развитие.

Каждый предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных). 
Возможности достижения метапредметных результатов заложены в ряде методик, подходов и технологий.

Метапредметный подход включает в себя следующее:


1. Работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями.

2. Метапредметный подход – это отличное знание своего предмета, что позволяет деятельностно перебрать учебный материал и заново его интерпретироватьв соответствии с новыми требованиями.

3.Необходимо  ориентироваться  на развитие у школьников базовых способностей. Таких, как мышление, воображение, способность целеполагания или самоопределения и т.д.

4.Инновации в использовании разного типа методических приемов.

В школе педагогические инновации приходят на помощь там, где традиционные способы обучения и воспитания не приносят желаемых результатов.                    

 Цель инновационной педагогической деятельности – личностное развитие субъектов образовательного процесса. Инновация как подсистема целостной педагогической системы имеет смысл, если она гуманистична, направлена на создание для учащегося возможности занимать активную, субъектную, инициативную позицию.

Таким образом у учителя появляется стимул для повышение профессиональной компетентности в рамках реализации ФГОС,стремлениеи к созданию рабочих образовательных программ в русле метапредметного подхода.

 Учение должно быть осознанным, а сами уроки и занятия - интересными и увлекательными.Необходимо создавать условия, когда учащиеся слушают и слышат друг друга, умеют оценивать свой ответ адекватно, хотят узнать новое. Но самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях. У учащихся формируется комплекс умений, обеспечивающих целенаправленную организацию собственных действий в определенной предметной области.

Развитие системы УУД осуществляется в рамках возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения определяет содержание и характеристики учебной деятельности школьника и тем самым создатзону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и логикой возрастного развития. 

Содержание и способы общения и коммуникации дает возможность развития способностей ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе.

Познавательные действия в свою очередь оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на становление личности учащегося.

Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является необходимым механизмом, который обеспечит целостность общекультурного, личностного и познавательного развития ребенка, а также преемственность всех ступеней образовательного процесса.

В современной системе обучения метапредметный подход выходит на ключевые позиции, занимая главенствующее место. Уже нельзя преподавать ни один предмет без опоры на метопредмет. И в этой связи урок технологии не исключение.. На уроках используется применение такого подхода,как переход от объяснительно-иллюстративного  обучения к активно-деятельностному,что и  предполагают ФГОС.

Метапредметные результаты обучения предполагают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий .

Вопросы метапредметного обучения проявлялись всегда. Со времен появления процесса обучения существовали вопросы проникновения одного предмета в другой. Но сам процесс формирования понятий метапредмет и метапредметный подход в обучении проходил на протяжении всего XX века. В его основу легли учения психологов и педагогов, направленные на создание условий для психического развития и обучения учащихся. Развитие психолого-педагогической науки привело к созданию положений деятельностного обучения, являющегося основным в реализации метапредметного подхода. И так родился “метапредмет” то, что по словам Хуторской А.В. “стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними”

Но раньше этому вопросу не уделялось столько внимания. И только в новых ФГОС были утверждены метапредметные требования к результатам обучения. Которые сейчас составляют основу реформирования системы образования.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий [1].

Урок технологии представляет собой один  из учебных предметов, который предусматривает следование учебному плану школы, и его педагогическая значимость повышается, если труд осуществляется в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Когда ручной труд  поставлен в  соотношение с другими предметами, он рассматриваться не как обособленный предмет, ставящий своей  целью осуществление только своих задач, а занимает  должное место в общей системе учебно-воспитательной работы и является практическим применением знаний в условиях трудовой деятельности школьника.

Взаимосвязь ручного труда с другими предметами прежде всего выражается в том, что на уроках технологии применяются, конкретизируются, закрепляются знания, полученные на уроках по этим предметам. Конкретные знания, полученные на уроках технологии, используются на уроках и по другим предметам как материал для обобщения, развития устной и письменной речи учащихся. Тем самым урок технологии помогает повышению качества преподавания других учебных предметов, обеспечивает активный характер усвоения знаний учащимися .

Взаимосвязь урока технологии с обучением детей русскому языку заключается в том, что на уроках труда дети на практике учатся владеть речью — формулировать мысли (вопросы, ответы), говорить кратко, содержательно; так же они овладевают специальным словарем (название материалов, инструментов, технические термины).

По содержанию и отчасти по виду ручной деятельности труд тесно связан с рисованием. Занятия трудовой деятельностью, содействует формированию гибкости руки, развивает моторику, координацию движений.

Взаимосвязь урока технологии с арифметикой выражается в употреблении мер и приемов измерения, мер времени. 

Так же труд обеспечивает взаимосвязь и по отношению к элементам естествознания, так как материалы экскурсий подлежат обработке и на предметных уроках, и на уроках труда.

Общенаучные знания  из области русского языка, арифметики,информатики,обществознания,химии,истории.

Знания из определенной научной области:

истории: изучение народных традиций, культуры русского народа.

социологии: роль труда в создании  материальных и духовных ценностей;

Фундаментальные знания из конкретной предметной области. черчение, графика, дизайн – создание наброска будущего изделия,построение композиции, подбор цветового решения ;

Экология -  возможность использования отходов производства в изготовлении изделий декоративно-прикладного творчества;

Таким образом можно утверждать, что на уроке технологии осуществляется тесная  взаимосвязь  с очень многими учебными предметами.

 

 

Joomla SEF URLs by Artio