Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Статья

Формирование основополагающих умений учебного проектирования

Ширнина Анна Владимировна,
учитель технологии ГБОУ СОШ №504
с углубленным изучением английского языка
Кировского района Санкт-Петербурга

 

Неравнодушный учитель, заинтересованный своей работой, ставит перед собой задачу - активизировать мотивацию учащихся в процессе обучения. Итак, что же такое мотивация? В наиболее общем смысле, «мотивация рассматривается как внутреннее состояние организма, побуждающее его вести себя определенным образом» (5).

Особую роль в формировании мотивации играет новизна получаемой информации. Наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние учащихся обеспечивают им выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую.

Применение проектной деятельности на уроках технологии, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения, так как их использование способствует развитию исследовательских умений, работе с материалами. Образовательная область «Технология» на основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.

Технология проектной деятельности основывается на методологических подходах Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, В.Н. Шульгина, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьева и др.; современных ученых, исследователей – Е.С. Палат, В.Д. Симонентко, Г.И. Кругликова, В.В. Гузеева и др.

В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы и вместе с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени – направленность его на ребенка.

В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения.

В чем же суть проектного обучения?

Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном методе. Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.).

В основе этой системы лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и др. американских ученых. Главные их идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется  ребенком  только та деятельность, которая им выбрана свободно самим; деятельность строится не в русле учебного предмета; опора на сиюминутные увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др.

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Карл Фрей в своей книге «Проектный метод» под этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект. 

Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогом всегда.  Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие и роль учителя должна быть другой.

В школе № 504 было проведено анкетирование подростков 12-13 лет с целью исследования организации времени учеников. Почему был выбран именно данный возрастной период? Старший школьный возраст в различных источниках, исследованиях рассматривается как поле для изучения основ тайм-менеджмента, чего не скажешь о подростковом возрасте. Но и в этом возрасте необходимо научить ребенка правильно организовывать свое время, подвести его к осознанию и понимаю важности данного вопроса. Вопросы анкеты были связаны с организацией своего времени как в урочное, так и во внеурочное время, с соблюдением режима дня, с составлением планирования и т.п.   Результатами исследования выяснилось, что большинство учащихся нерационально используют свое время, как личное, свободное от учебных занятий, так и школьное, урочное время. Каким образом тайм-менеджмент и проектное обучение связаны между собой? Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего, учитель формирует и развивает умение планировать.  Сначала учащиеся учатся планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с составленным планом. Затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец,учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования:от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблему.

Целью проектной деятельности является понимание и применение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

- обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- умение составлять письменный отчет (обучающийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- формировать позитивное отношение к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).[2]

Таким образом, из задач проектной деятельности мы наблюдаем, что основополагающей является задача-обучению планированию, а это: и постановка цели и задач проектной деятельности, и составление плана работы, и следование этому плану.

Каким образом можно реализовать данную идею-идею формирования культуры организации труда, иными словами-что необходимо выполнить для развития умений и навыков самоорганизации? На наш взгляд следует включить в программу уроков цикл занятий по формированию умений и навыков целеполагания и планирования (в рамках преподавания проектной деятельности).

       Структура цикла занятий, как вариант, включает 4 модуля:

1.                «Мотивация».

2.                «Осмысление понятия «Время»».

3.                «Целеполагание и выбор».

4.                «Приемы планирования».

      Общие задачи цикла:

1.                Формирование и поддержание у школьников позитивной мотивации на изучение данного цикла занятий.

2.                Формирование у обучающихся представлений о понятии «время», о ситуациях, в которых происходит потеря времени, и способах организации времени в таких ситуациях.

3.                Обучение детей умению правильно формулировать цель и производить анализ целей. Также развитие умений постановки задач.

4.                Обучение школьников планированию времени в учебный период и в свободное от уроков время.

5.                Организация пространства проживания и проектирования школьником ситуаций, связанных с конструктивным и неконструктивным управлением временем.

И в данном направлении важно не игнорировать следующие моменты:

- учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, подходить к учащимся дифференцированно, принимая во внимание не только своеобразие их развития, но и возможности овладения учебным материалом и трудовыми умениями и навыками;

- корректировать и оценивать свой труд, применять знания, полученные на уроках;

- воспитывать трудолюбие и усидчивость;

- развивать творческие способности и самостоятельность в работе;

- организовывать и использовать формы обучения во всех видах практических занятий, экскурсиях, тренировочных упражнениях, метапредметных связях.

Рассмотрим подробней модули цикла.

1. Модуль «Мотивация». Цель модуля: сформировать мотивацию у обучающихся на активное и осознанное освоение приемов самоорганизации.   Есть такая поговорка, что можно лошадь привести к водопою, но нельзя заставить ее пить. Мы можем рассказать школьнику о том, как быть эффективным, как планировать свою деятельность и как распределять время, но если он не увидит практической значимости этого знания лично для себя и не захочет освоить предложенные приемы, мы не можем считать, что достигли цели. Пожалуй, это один из самых трудных модулей программы. Учителю необходимо знать детей, опираться на их потребности и показывать, как новое знание поможет им реализовать эти потребности.

2. Модуль «Осмысление понятия «Время»». Цель: познакомить детей с различными аспектами категории «Время». Восприятие времени детьми дошкольного и младшего школьного возраста строится с опорой на быт и природные явления. «Понедельник» - это когда у нас урок физкультуры, «неделя» - это время, когда нужно ходить в школу. В этом возрасте ребенок еще не до конца осознаёт тот факт, что время не подвластно влиянию человека. Дети среднего школьного возраста, конечно, уже не допускают таких ошибок при восприятии времени. Но и для учащихся этой возрастной группы оценить, сколько времени потребуется для выполнения той или иной задачи, требование практически непосильное! Эта способность формируется только к старшему школьному возрасту. Педагогу следует включить в данный модуль игры и упражнения, развивающие у детей способность чувствовать время, понимать влияние субъективных факторов на восприятие времени и – очень важная задача-отслеживать ситуации, в которых время расходуется впустую.

3. Модуль «Целеполагание и выбор». Цель: создать ситуации для осознания учащимися целей своей деятельности, обучить школьников умению правильно формулировать цель и производить анализ целей в ситуациях противоречия. Этот модуль программы наиболее актуален для старшеклассников. Дети в начальной школе еще не являются субъектами деятельности в полном значении этого слова. Это возраст, когда цель ставит взрослый. Ребенок должен понять и принять цель, а также выстроить сам или с помощью взрослого путь ее достижения. Поэтому педагог, работая с детьми начальной школы в рамках этого модуля, ориентирует их на разграничение понятий «мечта», «желание», «цель». А старшеклассников уже следует учить правильно формулировать цель, выделять этапы достижения цели, анализировать имеющиеся средства.

4. Модуль «Приемы планирования». Цель: знакомство детей с конкретными правилами, примами организации времени. Человек, владеющий методами планирования и организации деятельности, больше успевает, его деятельность носит целостный характер, он устает меньше. В целом можно говорить о том, что повышается качество его жизни. «Важно научить учащихся планировать свой труд, учитывая при этом технологическую последовательность рабочих операций. Все действия во время операций должны быть продуманы и точны. Неточность ведет к переделкам, а, следовательно, к потере времени, снижению качества изделия. Точность порождает легкость работы, обеспечивает высокое качество изделия» (1).

       Модули программы по формированию умений и навыков самоорганизации можно рассматривать как элементы конструктора. В зависимости от возраста детей, актуального состояния класса, ритма жизни, интересов и возможностей учащихся (в том числе психофизиологических) их можно менять местами, акцентировать внимание детей на одном из них и минимизировать значимость другого. Так, при создании  развивающих занятий в начальной школе особое значение будет иметь модуль «Осмысление понятия «Время», а в старшей - модуль «Целеполагание». Последовательность при этом может быть любой. Важно лишь соблюсти главное требование: цикл занятий всегда начинается с модуля «Мотивация».

        В заключении следует отметить, что современный образовательный процесс не представляется возможным без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей учащихся, формированию навыков саморазвития, самообразования, самоорганизации. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе, а именно-в образовательной области «Технология».

Литература:

1.     Касторная И. А., Рядинская Л. В., Кайдалова Е. В. Индивидуализация обучения как средство развития самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.).  — Уфа: Лето, 2013. — С. 88-90.

2.       Круглова О.С. Технология проектного обучения //Завуч. - 1999.- №6.

3.     Лукашенко М. Тайм-менеджмент для детей: Книга продвинутых родителей. –  М.: Альпина Паблишер, 2012.

4.     Пахомова Н.Ю., Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.

5.     http://psychology.academic.ru/1245/мотивация.

6.     http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/990/73990/53244?p_page=8.

Joomla SEF URLs by Artio