Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса

Смирнова Надежда Александровна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №340
Невского района Санкт-Петербурга

        Раздел I. Пояснительная записка.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе:

-       федерального компонента государственного стандарта общего образования. – М., 2004.

-       программы для общеобразовательных учреждений: Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 10-11 классы, автор Н.Г. Гольцова. – М.: «Русское слово», 2006г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации;

-       учебника: Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 8-е изд. - М.: ООО  «ТИД «Русское слово - РС», 2011, 448с.

-       учебного плана ГБОУ школы № 340 Невского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год.

 

Обоснование выбора программы Н.Г. Гольцовой для разработки данной рабочей программы

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

-       рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;

-       соответствует  стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;

-       построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

-       способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

-          обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

 

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учётом особенностей региона, ОУ

Цель курса- повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.

-       повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии;

-       воспитаниегражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

-       дальнейшее развитие и совершенствованиеспособности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

-       освоениезнаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

-       овладение умениямиопознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

-       применениеполученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

 

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курсарусского языка в 10 классе по данной программе сводятся к следующему:

-       закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

-       -закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

-       совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

-       -обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

-       -развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-       формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа  с различными информационными источниками.

 

Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

Изучаемый в 10 классе материал  рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и  контрольных работ, включающих задания части А и В в 10 классе, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.

Рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся.

Содержание программы по русскому  языку отобрано на основе компетентностного подхода.

 

Языковая и языковедческая компетенция– углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых – русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

 

               Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

               Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально- культурной специфика русского языка; расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.                          

 

Данная программа отличается от примерной тем,

что в рабочую программу внесены дополнительные контрольные работы, обеспечивающие подготовку обучающихся к ЕГЭ по русскому языку, а также уроки развития речи, предполагающие более активную работу с текстом.

 

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана учебная программа (в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком)

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета  «Русский язык» на этапе среднего (полного) общего образования (Х класс) из расчёта 1 час в неделю. В учебном плане на изучение предмета добавлен 1 час в неделю (35 ч в год) за счёт регионального компонента. Всего в курсе с учётом регионального компонента 70 часов в год (2 часа в неделю).

Данная программа рассчитана на 68 часов в год (2 час в неделю) из расчёта 34 учебных недель в году.

Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков, видах и формах промежуточного контроля и итогового контроля (согласно уставу ОУ), о внеклассной деятельности по предмету

В преподавании учебного курса предполагается  использование следующих технологии обучения:

-       проблемное, развивающее обучение,

-       дифференцированное,

-       элементы технологии критического мышления при работе с текстом.

 

В программу включен перечень необходимых видов работы по развитию речи:

-       комплексный анализ текста,

-       словарная работа,

-       написание сочинений, изложений,

-       работа по редактированию текстов, отдельных предложений.

 

Использование современных образовательных технологий позволяют широко применять межпредметные связи, что способствует развитию как коммуникативных, так и учебных компетенций учащихся.   

Многосторонние межпредметные связи углубляют содержание урока, повышают его познавательную ценность, учащиеся наглядно убеждаются во взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира. Познавательная деятельность учащихся на уроке под влиянием межпредметных связей значительно активизируется. Ученики применяют знания сразу из нескольких предметов к решению новых познавательных задач, проблемных вопросов. Это требует значительного напряжения памяти, мыслительных и волевых процессов. Наблюдается высокий интерес учащихся к уроку на всем его протяжении

 

Межпредметные связив обучении русскому языку могут рассматриваться и с точки зрения общности методов, приемов, форм преподнесения знаний, выработки умений и навыков, с точки зрения общности между предметами в плане развития умственных способностей учащихся, воспитания их творческой активности и самостоятельности и т.п. Использование межпредметных связей на уроках русского языка способствует эффективному формированию коммуникативной компетентности  учащихся.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

 

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные(владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные(сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные(умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

 

Особенности организации учебного процесса:

 

Формы обучения:

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.

 

Методы и приёмы  обучения:

-       обобщающая беседа по изученному материалу;

-       различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

-       виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

-       составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т. д);

-       составление учащимися авторского текста  на основе исходного, что представляет собой задание С1 ЕГЭ;

-       наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-       изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

-       письмо под диктовку;

-       комментирование орфограмм и пунктограмм.

 

Виды деятельности учащихся на уроке:

-       оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-       взаиморецензирование;

-       анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-       разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

-       лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

-       разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

-       аудирование;

-       информационная переработка устного и письменного текста:

o       составление плана текста;

o       пересказ текста по плану;

o       продолжение текста;

o       составление тезисов;

o       редактирование;

o       создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

o       докладирование;

o       рецензирование;

-       создание  устных высказываний  различных типов и жанров в учебно-научной,  социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

-       участие в дискуссии;

-       создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

-       составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-       работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

 

Для выявления уровня обученности учащихся в курсе запланированы следующие виды и формы промежуточного и итогового контроля:

 

промежуточный:

-       тесты в формате ЕГЭ;

-       устный опрос;

-       диагностические работы в формате ЕГЭ;

-       различные виды диктантов;

-       самостоятельные работы;

-       контрольные работы;

-       сочинения-рассуждения;

-       зачёты.

     

     итоговый:

-       итоговый тест за 1 полугодие;

-       экзамен ЕГЭ.

 

         В рамках внеклассной деятельности по предмету планируется проведение творческих мероприятий на неделе русского языка и литературы.

 

Раздел II. Требования к уровню подготовки  выпускников на конец учебного года

(в соответствии с требованиями,  установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой ОУ, требованиями ЕГЭ)

 

Учащиеся должны знать:

-       взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;

-       смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

-       основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

-       орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

 

Учащиеся должны уметь:

-       использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста

-       осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;

-       анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-       проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

-       использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

-       извлекать необходимую информацию из различных источников;

-       применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.

-       использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

-       осознания русского языка как духовной, нравственной  и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

-       развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;

-       увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-       совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

-       самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

 

Раздел III. Содержание рабочей программы

 

Обоснование выбора рабочей программы с учётом особенностей класса:

Рабочая программа составлена с учётом особенностей  коллектива обучающихся 10А класса. Коллектив создан на базе 9-го класса данного ОУ и вновь прибывших учащихся. Это в основном дети со средним  уровнем способностей, хорошей мотивацией к обучению, которые  в состоянии освоить программу по предмету  на базовом уровне, о чём свидетельствуют результаты итоговой государственной аттестации за курс основной школы.

Содержание

Количество часов

 

по авторской программе

по рабочей программе

Уроки развития речи

Контрольные работы,

тесты

Введение

 

1

 

 

Лексика. Фразеология. Лексикография

 

10

1

1

Фонетика. Графика. Орфоэпия

 

2

1

 

Морфемика и словообразование

 

4

2

1

Морфология и орфография

 

48

3

6 (2)

Самостоятельные части речи

 

27

 

 

Имя существительное

 

2

 

 

Имя прилагательное

 

5

 

1

Местоимение

 

2

 

 

Имя числительное

 

3

1

1

Глагол

 

5

 

 

Причастие

 

2

 

 

Деепричастие

 

2

 

 

Наречие

 

4

1

1

Слова категории состояния

 

2

 

 

Служебные части речи

 

6

 

 

Предлог

 

2

 

 

Союзы и союзные слова

 

2

 

 

Частицы

 

3

 

 

Повторение и обобщение

 

3

 

1

Всего часов

34

68

10

8

           
 

Контрольных работ – 8  Уроков развития речи - 10

График контрольных работ по русскому языку

Вид работы

Тема

Дата

1

К/Р. № 1.Лексический анализ текста с решением тестовых задач.

Повторение изученного в 5-9классах.

Лексический анализ текста

 

2

К/Р. № 2. Тест.

Фонетика. Словообразование. Орфоэпия

 

3

К.р. № 3Практическая работа.Диктант с грамматическим заданием. Взаимопроверка/самопроверка.

 

 

4

К/Р. № 4.Контрольный диктант с творческим (мини-сочинение) заданием.

Морфемика. Орфография

 

5

К/Р. № 5. Контрольное изложение текста -рассуждения.

Рассуждение

 

6

К/Р. № 6.  Контрольное сочинение – рассуждение.

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

 

7

К/Р.  № 7. Тест.

Морфология. Орфография

 

8

К/Р. № 8. Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ. 2 часа

Пробный экзамен

 

 

Содержание программы

 

Введение

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.

         Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России.

         Русский язык как один из мировых языков.

         Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

         Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи.

         Понятие о функциональных разновидностях (Стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.

 

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ

         Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

         Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

         Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

         Лексикография.

 

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ

         Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.

         Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.

         Фонетический разбор.

         Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.

 

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

         Морфемный разбор слова.

         Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие слообразовательной цепочки.

         Неморфологические способы словообразования.

         Словообразовательный разбор.

         Основные способы формообразования в современном русском языке.

 

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

         Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

         Принципы русской орфографии.

         Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.

         Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

         Чередующиеся гласные в корне слова.

         Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

         Правописание звонких и глухих согласных.

         Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

         Правописание двойных согласных.

         Правописание гласных и согласных в приставках.

         Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

         Гласные И и Ы после приставок.

         Употребление Ь и Ъ.

Употребление прописных и срочных букв.

         Правила переноса слов.

 

Самостоятельные части речи

Имя существительное

 

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных.

         Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур. Число имён существительных.

         Морфологический разбор имён существительных.

         Правописание падежных окончаний имён существительных.

         Варианты падежных окончаний.

         Гласные в суффиксах имён существительных.

         Правописание сложных имён существительных. Составные наименования их правописание.

 

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных.

         Качественные прилагательные.

         Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения.

          Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

         Прилагательные относительные и притяжательные.

         Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

         Переход прилагательных из одного разряда в другой.

         Морфологический разбор имён прилагательных.

         Правописание окончаний имён прилагательных.    

         Склонение качественных и относительных прилагательных.

         Особенности склонения притяжательных прилагательных на ий.

         Правописание суффиксов имён прилагательных.

         Правописание Н- и НН- в суффиксах имён прилагательных.

         Правописание сложных имён прилагательных.

 

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Простые, сложные и составные числительные.

         Морфологический разбор числительных.

         Особенности склонения имён числительных.

         Правописание имён числительных.

         Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.

 

Местоимение

         Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.

         Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.

         Морфологический разбор местоимений.

         Правописание местоимений.

 

Глагол

         Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

         Инфинитив как начальная форма глагола.

         Категория вида русского глагола.

         Переходность / непереходность глагола.

         Возвратные глаголы..

         Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное).

Категории времени глагола.

         Спряжение глагола.

         Две основы глагола. Формообразование глагола.

         Правописание глаголов.

 

Причастие

Причастие как особая глагольная форма.

         Признаки глагола и прилагательного у причастий.

         Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

         Правописание суффиксов причастий.

         Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

         Переход причастий в прилагательные и существительные.

 

Деепричастие

         Деепричастие как особая форма глагола.

         Образование деепричастий.

         Морфологический разбор деепричастий.

         Переход  деепричастий в наречия  и предлоги.

 

Наречие

         Наречие как часть речи. Разряды наречий.

         Морфологический разбор наречий.

         Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия не шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

 

Слова категории состояния

Грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на о-, е- и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.

Морфологический разбор слов категории состояния.

 

Служебные части речи

 

Предлог

Предлог как служебная часть речи.

Особенности употребления предлогов.

Морфологический разбор предлогов.

Правописание предлогов.

 

Союзы и союзные слова

Союз как служебная часть речи. Союзные слова.

Классификации союзов по значению, употреблению, структуре.

Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов.

Правописание союзов.

 

Частицы

Частица как служебная часть речи.

Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.

 

Междометие. Звукоподражательные слова

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометия.

Правописание междометий.

Функционально-стилистические особенности употребления междометий.

 

Раздел IV. Литература и средства обучения

 

Литература для учителя

1.     Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 8-е изд. - М.: ООО  «ТИД «Русское слово - РС», 2011, 448с.

2.     Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя / Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. – 7-е изд., - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. – 304 с.

3.     Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2012. – 228с. – (В помощь школьному учителю).

4.     Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Тематическое планирование к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина): Базовый уровень. Профильный уровень /Н.Г. Голцова, М.А. Мищерина. – 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово- учебник», 2012. – 96 с.

5.     Гольцова Н.Г. Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 класы» (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина)  Н.Г. Гольцова. – 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. – 16 с.

6.     Планирование Методической лаборатории русского языка и литературы Московского Института Открытого Образования (на основе учебника Н.Г. Гольцовой, И.В.Шамшина «Русский язык. 10-11 классы»/ составитель Н. А. Нефёдова, Е. Л. Алешникова.

7.     Русский язык. 10-11 классы: развёрнутое тематическое планирование по программе Н.Г. Гольцовой. Базовый и профильный уровни / авт.-сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 87с.

8.     Рабочие программы по русскому языку: 10-11 классы / Сост. М.М. Баронова. – М.: ВАКО, 2011. – 144 с. – (Рабочие программы).

9.     Павлова С.А. Русский язык. Рекомендации по подготовке к ЕГЭ (части А, В, С) / С.А. Павлова. – М.: Дрофа, 2011. – 188 с. – (Готовимся к ЕГЭ).

10.           Вакурова О.Ф. Русский язык. Тематические тестовые задания / О.Ф. Вакурова, С.И. Львова, И.П. Цыбулько. – М.: Дрофа, 2011, 159 с. – (Готовимся к ЕГЭ).

11.           Цыбулько И.П. Русский язык: учеб. пособие / И.П.  Цыбулько, Ю.Н. Гостева. – М.: Дрофа, 2011. – 150 с. – (Сдаём ЕГЭ).

12.           Единый государственный экзамен 2011. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2011. – 224 с.

13.           Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. – Изд. 4-е, перераб. – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 230 с. – (Готовимся к ЕГЭ).

14.            Добротина И.Г. Русский язык. Теория, тренинги, решения / Ирина Добротина. – М.: Издательский дом «Учительская газета», 2011. 256 с. (Библиотека «Учительской газеты». Готовимся к ЕГЭ с лучшими учителями России).

15.            Кузнецова И.А. ЕГЭ 2011. Русский язык. Сдаём без проблем! / И.А. Кузнецова. – М.: Эксмо, 2010. – 320 с. –(ЕГЭ. Сдаём без проблем).

16.            Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: Части А, В и С (модели сочинений). 10-11 классы. – Учебное пособие. – Изд. 4-е испр. – Ростов-на-Дону: Легион, 2012. – 228 с. – (Готовимся к ЕГЭ).

17.           Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку: рабочая тетрадь. 10-11 классы / Авт.-сост. М.М. Казбек-Казиева. М.: ВАКО, 2013. – 272 с.

18.            Нарушевич А.Г. Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А.Г. Нарушевич; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2013. – 223 с. – (Академический школьный учебник).

19.           Русский язык. 11 класс: практикум / авт.-сост. Н.А. Шарова. – Вогоград: Учитель, 2009. – 296 с.

20.            Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Междунар. Отношения, 1995. – 560 с.

21.           Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное  редактирование / Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н.П. Кабанова. – 7-е изд. – М: Айрис-пресс, 2010. – 496с. – (От А до Я).

22.           Гырдымова Н.А. ЕГЭ. Русский язык: универсальный справочник / Н.А. Гырдымова, Н.В. Слаутина, Е.М. Ткаченко и др. – М.: Эксмо, 2010. – 368 с. – (ЕГЭ. Универсальный справочник).

23.           Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Коммисарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В. Русский язык. 11 кл.: учебн. Для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни. – 2-е изд., перераб. – М.: Баласс, 2012. – 272 с.; ил. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).

 

Учебные пособия для ученика

1.     Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 8-е изд. - М.: ООО  «ТИД «Русское слово - РС», 2011, 448с.

2.     Львов В.В. ЕГЭ 2013. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С)  В.В. Львов, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Л.И. Пучкова, Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 287 с. (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»).

 

Дидактические материалы и наглядные пособия

 

Словари

1.     Малый академический словарь в 4-х т.

2.     Школьный толковый словарь.

3.     Фразеологический словарь.

4.     Словообразовательный словарь.

5.     Орфоэпический словарь.

6.     Словарь синонимов.

7.     Словарь синонимов и антонимов.

8.     Словарь омонимов.

9.     Словарь иностранных слов.

10.           Этимологический словарь.

11.Орфографический словарь.

 

Материалы для контроля

1.     Львов В.В. ЕГЭ 2013. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С)  В.В. Львов, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Л.И. Пучкова, Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 287 с. (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»).

2.     Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты: орфография и пунктуация. 10-11 классы / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. – 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»,2012. – 48 с.

3.     Гырдымова Н.А. ЕГЭ. Русский язык: универсальный справочник / Н.А. Гырдымова, Н.В. Слаутина, Е.М. Ткаченко и др. – М.: Эксмо, 2010. – 368 с. – (ЕГЭ. Универсальный справочник).

4.     Нарушевич А.Г. Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А.Г. Нарушевич; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2013. – 223 с. – (Академический школьный учебник).

5.     Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку: рабочая тетрадь. 10-11 классы / Авт.-сост. М.М. Казбек-Казиева. М.: ВАКО, 2013. – 272 с.

6.     Н.А. Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: Части А, В и С (модели сочинений). 10-11 классы. – Учебное пособие. – Изд. 4-е испр. – Ростов-на-Дону: Легион, 2012. – 228 с. – (Готовимся к ЕГЭ).

7.     Вакурова О.Ф. Русский язык. Тематические тестовые задания / О.Ф. Вакурова, С.И. Львова, И.П. Цыбулько. – М.: Дрофа, 2011, 159 с. – (Готовимся к ЕГЭ).

8.     Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 11 класс Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2012. – 96 с.  – (Контрольно-измерительные материалы).

9.     Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: в 2 ч. Ч. 1.  Н.Г. Ткаченко. – 12 е изд., испр.. – М.: Айрис-пресс, 2011. 272с. – (Домашний репетитор).

10.           Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: в 2 ч. Ч. 1.  Н.Г. Ткаченко. – 10-е изд., испр.. – М.: Айрис-пресс, 2011. 400 с. – (Домашний репетитор).

11.           Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 10 класс Сост. Н.В. Егорова.- 2-е изд. перераб.  – М.: ВАКО, 2012. – 96 с.  – (Контрольно-измерительные материалы).

 

Медиаресурсы

1.     1С Репетитор. Сдаём ЕГЭ по русскому языку. 200-2007.

2.     Обучающая программа-тренажёр по русскому языку. – 4000 заданий! Фраза. 2004. Гуру Софт.

3.     Открытый класс. Сетевые сообщества. http://www.openclass.ru/sub/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

4.     Методическая лаборатория русского языка и литературы. http://ruslit.metodist.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1.

5.      Сайт МО и науки РФ. http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/.

6.     Всё для учителя. http://www.uroki.net/docrus.htm

7.     Сайт учителя со ссылками на уроки. http://pyataeva-maximova.narod.ru/pyataeva-maximova/tsor_na_urokah_russkogo_yazika_i_literaturi/.

8.     Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.

9.     Министерство РФ и науки. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/catalog/meta/4/mc/discipline%20OO/mi/4.01/p/page.html.

10.           Официальный информационный портал ЕГЭ. http://www.ege.edu.ru/ru/.

11.           Цифровое образование. http://www.digital-edu.ru/fcior/132/374.

12.           http://college.ru/russkij/.

13.            Программа "Электронный тренажер по русскому языку".

 

Раздел V. Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Тема урока

Дата

Виды и формы контроля

Форма занятия

Количество часов

Домашнее задание

        1.       

Слово о русском языке.

07.09

Фронтальный опрос.

 

 

1

Вступительная статья стр. 5-8.

Сообщение об одном учёном – лингвисте, который внёс вклад в развитие науки о языке. (М.В.Ломоносов, Ф.И.Буслаев, В.И.Даль, В.В.Виноградов, С.И.Ожегов и др.)

 

Лексика. Фразеология. Лексикография

 

 

10

 

        2.       

Слово и его значение. Однозначность и многозначность.

08.09.

Выслушивание докладов

1

§ 1, упр. 3. §1. Определения , карточка

        3.       

Изобразительно-выразительные средства русского языка

14.09

Словарный диктант, индивид. опрос по д.з. Практикум.

 

1

§ 3, упр. Словарная минутка, 7, 8. Повторить § 3, упр. 9,10,11 по заданию.

        4.       

Р.р. Практическая работа. Лингвистический анализ  текста.

15.09

 

1

 

        5.       

Омонимы, паронимы и их употребление. Работа со словарями.

21.09.

Практическая работа, работа со словарём.

1

§4, § 5, упр. 15, 16, 19.

        6.       

Синонимы, антонимы и их употребление. Работа со словарями.

21.09.

Практическая работа, работа со словарём.

1

§ 6 упр. 24, 26

        7.       

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов

28.09.

Конспектирование. Фронтальный опрос

1

§ 8, упр. 35, 36. Разбор предложения в тетради.

упр. 39 или 42 (по выбору)

        8.       

Фразеология.Фразеологические единицы и их употребление.

28.09.

Практикум, работа со словарём.

§ 11 – ознакомительное чтение, работа по группам с литер.источниками, работа со словарём, упр. 44, 45, 47.

1

§ 11 упр. 46.

        9.       

Р.р. Лексикография. Лексический анализ текста на основе работы со словарями.

05.10.

§ 12-чтение изучение, составление плана.

Выступление группы.

1

стр. 32 вопросы и задания, упр. 134.

      10.     

К.р. № 1.Лексический анализ текста с решением тестовых задач.

05.10.

упр. 497 или КАТ. Анализ текста.

1

стр. 452 выписать лингвистические словари и аспектные словари, объяснить значение.

      11.     

Анализ контрольной работы.

12.10.

Работа над ошибками.

1

 

 

Фонетика. Графика. Орфоэпия

 

 

2

 

      12.     

Фонетический разбор слова. Чередование звуков.

 

12.10

§ 13 знакомство с теоретическим материалом учебника, практическая работа, упр.  325 1-ый абзац.

Практикум (фонетический разбор).

1

Фонетический разбор слов  в тетради (предметы, теряли, постепенно, ослабевало, свистнула, встрепенулась).

      13.     

Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями. Решение грамматических задач в тестовой и др. формах.

19.10.

§14 изучающее чтение учебной статьи, упр. 52, 53

1

упр. 51-52, 49.

 

Морфемика. Словообразование

 

 

4

 

      14.     

Корневые и аффиксальные морфемы. Морфемный анализ слова.Работа со словарями.

19.10.

Практическая работа (морфемный разбор).

1

Вопросы стр. 47, 49, упр. 64, 69.

      15.     

Словообразовательные модели. Формообразование.

26.10.

Составление схем.

1

упр. 78, 79, 81 по заданию.

      16.     

Словообразовательный разбор слова.

26.10.

Конспектирование  (план).

1

упр. 84, стр. 58 вопросы.

      17.     

К.р. № 2. Тест.

09.11.

 

1

КАТ стр. 37 зад. 8.

 

Морфология. Орфография

 

 

48

 

      18.     

Анализ к/р №2. Принципы русской орфографии.

09.11.

Работа над ошибками.

1

стр. 61 вопросы.

      19.     

Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова.

 

Тест. Словарный диктант.

1

упр. 96 подгот. к диктанту.

§ 20 правило, упр. 98, 100(1-7), 102, 104.

      20.     

Употребление гласных после шипящих и Ц.Словарный диктант.

 

Практикум (сам. раб).

1

§ 22 правило, упр. 116карандашом

      21.     

Правописание звонких, глухих и двойных согласных.

 

Практическая работа.

1

упр. 120, 123, 128,

 § 27 изучить

      22.     

К.р. № 3. Практическая работа.Диктант с грамматическим заданием. Взаимопроверка/самопроверка.

 

Практикум (сам. раб).

1

карточка «Готовимся к ЕГЭ

      23.     

Р.р. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

 

 

1

карточка «Готовимся к ЕГЭ,

§ 21 правило упр. 112

      24.     

Р.р. Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста. Средства связи предложений в тексте.

 

Практикум (сам. раб).

1

карточка «Готовимся к ЕГЭ

      25.     

Правописание приставок. Словарный диктант.

 

§ 26, упр. 138-140 – сам.раб.

§27 упр. 142

1

§  27 правило упр. 144, 146 задание.

      26.     

Знакомство с требованиями

к части С.

 

 

1

 

      27.     

Гласные Ы-И после приставок.

 

Словарный диктант.

1

§  28 правило, упр. 150, 153

      28.     

Подготовка к контрольному диктанту с творческим заданием (мини-сочинением)

 

 

1

 

      29.     

К.р. № 4.Контрольный диктант с творческим (мини-сочинение) заданием.

 

 

1

 

      30.     

Работа над ошибками диктанта. Анализ выполнения творческого задания.

 

 

1

 

      31.     

Употребление Ъ и Ь. Словарный диктант.

 

Практическая работа.

1

стр. 104 вопросы, упр. 155, 163.

      32.     

Практическая работа. Обобщающий тренинг по орфографии.   

 

 

1

 

 

Самостоятельные части речи

 

 

27

 

 

Имя существительное

 

 

7

 

      33.     

Систематизация знаний о частях речи.

 

Фронтальный опрос.

1

§  32 правило, упр. 169.

      34.     

Морфологический разбор имени существительного.

 

Морфологический разбор.

1

 

      35.     

Правописание падежных окончаний имен существительных. Морфологические нормы.

 

Практическая работа.

1

упр. 177 ,  192.

      36.     

Гласные в суффиксах имен существительных. Морфологические нормы.

 

Тест.

1

 

      37.     

Р.р. Функционально-смысловые типы речи.

 

 

1

 

      38.     

Р.р. Особенности рассуждения как типа речи. Практическая работа. Типологический анализ текста - рассуждения.

 

 

1

 

      39.     

Р.р. Обучающее изложение текста - рассуждения.

 

 

1

 

 

Имя прилагательное

 

 

5

 

      40.     

Анализ изложения. Морфологический разбор имени прилагательного.

 

 

1

§  36 правило упр. 199.

      41.     

Правописание суффиксов имен прилагательных. Морфологические нормы.

 

Работа по индивид.  карточкам.

Практикум.

1

карточка «Готовимся к ЕГЭ»(стр. 88 метод) § 38 правило, упр. 212.

§39 правило упр. 214 (2).

      42.     

К.р. № 5. Контрольное изложение текста -рассуждения.

 

 

1

 

      43.     

Анализ изложений.

 

 

1

 

      44.     

Правописание  сложных имен существительных и прилагательных.Словарный диктант.

 

 

1

§  35 правило, упр. 195.

§40 правило, упр. 220.

 

Имя числительное

 

 

1

 

      45.     

Морфологический разбор числительных. Склонение числительных. Морфологические нормы.

 

Фронтальный опрос, морфологический

разбор. Работа по карточкам.

1

Разобрать числительные в тетради. упр. 226 карточка «Готовимся к ЕГЭ». стр. 151 вопросы карточка стр 108.

 

Местоимение

 

 

4

 

      46.     

Морфологический разбор местоимений.

 

Фронтальный опрос, морфологический

разбор.

1

упр. 236.

      47.     

Правописание местоимений. Морфологические нормы

 

Практикум.

1

упр. 239.

      48.     

К.р. № 6.  Контрольное сочинение – рассуждение.

 

 

1

 

      49.     

Анализ контрольных сочинений.

 

 

1

 

 

Глагол

 

 

3

 

      50.     

Морфологический разбор глагола.

 

Проверка д.з, фронтальный опрос,

морфологический разбор

1

упр. 246, 247.

      51.     

Правописание суффиксов глаголов. Морфологические нормы.

 

Практикум.

1

упр. 254, 258

      52.     

Правописание личных окончаний глаголов.

 

Практикум.

1

§ 47  с. 160-161, упр. 246-247.

 

Причастие

 

 

2

 

      53.     

Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Морфологические нормы. Синтаксические нормы

 

Словарный диктант, практикум.

1

упр. 262.

      54.     

Правописание суффиксов причастий и отглагольных прилагательных. Словарный диктант.

 

Тест.

1

§ 51 правило упр. 269.

 

Деепричастие

 

 

2

 

      55.     

Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий.

 

Письменный ответ на вопрос.

1

упр. 275.

      56.     

Правописание деепричастий. Синтаксические нормы употребления деепричастий.

 

 

1

стр. 182 вопросы.

 

Наречие

 

 

3

 

      57.     

Образование наречий. Морфологический разбор наречий. Морфологические нормы. Слова категории состояния.

 

Фронтальный опрос,  морфологический разбор.

1

§ 53 правило упр. 279, два наречия разобрать.

      58.     

Слитное, раздельное, дефисное написание наречий.

 

Разбор наречия проверка д.з.

1

§ 54 правило, упр. 287 288 устно, стр. 190 вопросы.

      59.     

К.р.  № 7. Тест.

 

 

1

 

 

Служебные части речи

 

 

6

 

 

Предлог

 

 

2

 

      60.     

Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи.

 

Составление плана-конспекта.

Практикум.

1

§ 56-57 упр. 301.

      61.     

Правописание предлогов.

 

 

1

№ 299.

 

Союз

 

 

1

 

      62.     

Союз  как служебная часть речи. Правописание союзов.

 

Практическая работа.

1

§ 58-59, упр. 306.

 

Частицы

 

 

3

 

      63.     

Частицы. Правописание частиц.

 

 

1

Задание на карточках.

      64.     

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.

 

КАТ

1

упр. 308 предл. 5-8, подгот к теор опросу по служ. частям речи.

      65.     

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.

 

Устный опрос.

1

§ 63, упр. 318 по заданию

 

Повторение и обобщение

 

 

1

 

      66.     

К.р. № 8. Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ.

 

 

1

 

      67.     

Анализ итоговой контрольной работы.

 

 

1

 

      68.     

Итоговый урок

 

 

1

 

 

Список учебно-методической литературы:

1.     Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. – М., 2004.

2.     Программы для общеобразовательных учреждений: Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 10-11 классы, автор Н.Г. Гольцова. – М.: «Русское слово», 2006г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации;

3.     Учебник: Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 8-е изд. - М.: ООО  «ТИД «Русское слово - РС», 2011, 448с.

4.     Учебный плана ГБОУ школы № 340 Невского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio