Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Волова Екатерина Владимировна

Новые ФГОС декларируют  как основной приоритет образования формирования у школьников  общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний в рамках отдельных дисциплин. 

Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности формируются умения,  общие для всех видов.

Конечная цель обучения русскому языку -  это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.  Схематически это можно представить следующим образом:

      Аудирование     ↔        Чтение

         ↕                 Текст         ↕

   Говорение           ↔       Письмо

 

М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании,  статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление  о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы.

 

Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:

- нахождение границ  предложений в тексте;

- деление текста на абзацы;

- восстановление деформированного текста;

- собирание текста из фрагментов;

- определение темы, главной мысли, идеи;

- озаглавливание;

- дописывание концовки текста;

- создание текстов разных стилей, разных типов речи.

Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом

1.     Комплексный анализ текста.

Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста. Пример такой работы:

 

 

 

Текст 1.

Прощальными ра(с;з)катами прогр..мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со..нце еще щед­ро отдает свое тепло.

В август., в природ., улавливает., приметы пе­рехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть.

Разн..травье превратилось в душистые скирды. Небо ра(с;з)чистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет, когда в нем зазв..нят пр..щальные поклики птиц.

Когда в полдень припекает со..нце, замечает., особо нежное томление земли. Зеленая листва от­служила свое и начинает блекнуть. Пол..няли крас­ки летней поры.

Со..нце выплыва..т теперь в глубокой т..шине и посеревших от ноч..ной прохлады туманах.

(По А. Марину.)

1.Озаглавьте текст.

2.Тема текста

3. Основная мысль текста

4.Стиль текста

5.Тип текста

6.Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

7. Произведите фонетический разбор слова  еще

8. Найдите и выпишите из текста эпитеты

9.Разберите по составу следующие слова:
прохлада,          душистые,             припекает

10.Произведите морфологический разбор одного глагола 2-го лица.

11.Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения.

12.Понаблюдайте за приходом осени в вашем крае. Напишите небольшое сочинение об этом.

 

Текст 2

Глава 1- ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ. Статья 1.

 

    Р..ссийская Ф..дерация — Р..ссия есть демократиче­ское ф..деративное пр..вовое г..сударство с р..спубликанской формой правления.

     Наименования «Р..ссийская Ф..дерация» и «Р..ссия» (равно) значны.

Статья 2.

Человек, его права и св..боды ..вляются высш..й це(н, нн)остью в Р..ссийской Ф..дераци... Пр..знание, со­блюдение и защита (не) отьемлемых прав и свобод человека и гр..жданина — обязанность г..сударства.

Статья 3.

1.   Носителем суверенитета и единственным источником власти в Р..ссийской Ф..дераци„ ..вляется ее (много) н..цио­нальный народ.

2.Народ   Р..ссийской   Ф..дераци..   осуществля..т   свою власть (не) посредственно, а так(же) через органы государетве(н, нн)ой власти и органы мес(?)ного (само) управления.

3.Высшим выражением (не) посредственной власти наро­да  ..вляются р..ферендум и свободные выборы.

4.  (Ни) кто (не) может пр..сваивать власть в Р..ссийской Ф..дераци... Узурпация государстве(н, нн)ой власти ..вляет­ ся особо тяжким пр..ступлением.

 

Задания:

1.Выразительно прочитайте текст

2.Докажите, что это текст. Укажите признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).

3. Определите тему текста.

4. Определите его основную мысль.

5. Определите стиль текста.

6. Определите тип речи текста.

7. Выполните лексический анализ текста:

а) определите лексическое значение характерных для данного текста слов (двух-трёх по выбору);

б) определите, есть ли в тексте многозначные слова, слова, употреблённые в переносном значении, синонимы и антонимы;

в) определите специфические особенности лексики.

8. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Проанализируйте орфографию и пунктуацию данного текста.

9. Выполните указанные виды разбора.

 

 

2. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ».  Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении  нового материала.

а)  при знакомстве в 5 классе с понятием «текст» предлагается восстановить древний  пергамент, в которой  некоторая информация  оказалась утраченной.

Текст – это связанное … наопределенную…

Вбольшинствеслучаевтекстсостоитизнескольких…, связанныхмеждусобой… ипосвященныходной…

Основныепризнакитекста

1.     Единство… текста

2.     Наличие… мыслитекста

3.     Относительная…. Текста

4.     Определенный…предложений

5.     …связьпредложенийвтексте.

б) знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного.  Составление рассказа о существительном по опорным словам.

1) Имя существительное обозначает…

Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.

 

2)  Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:

… или ….

… или …

Относятся к … или …,  или … роду,  к … , или … , или ….. склонению.

Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….

Существительные изменяются по … и … .

3. В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .

Имя существительное не является членом предложения , если… .

 

 

 

 

 

3.Сложение целого текста из  частей

Задание:

А. Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?

1. Они то косо л..тели  (по)ветру, то отвес..но ложились в сырую траву.

2. Лист..я падали дни и ночи.

3. Нач..лся  л..стопад.

4.Этот дож..дь  шел  н..делями.

5. Л..са моросили д..ждем обл..тавшей л..ствы.

Б. Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Озаглавьте текст.

В. Вставьте где нужно пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

 

4. Синквейн

Правила создания синквейна:

1 строка – тема текста называется одним словом (обычно  существительным);

2 строка -  описание темы в двух словах (прилагательными);

3 строка – описание действия в рамках темы тремя словами (глаголами);

4 строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме;

5 строка – синоним из одного слова или словосочетания, повторяющий суть темы.

 

—  Язык.

—  Русский, английский.

—  Учит, рассказывает, повествует.

—  Даёт способность общения.

—  Жизнь.

 

 

5. Поэтическая разминка

        

Этот прием используется  на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.

 

Есть в осени ,................................

Короткая, но …………...    пора -

Весь день стоит как бы………..

И …………. ………….. вечера …


Где ……… серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде,

Лишь паутины …………….. волос

Блести на ………………….. борозде.


             Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых …….. бурь -

И льется  ………….   и  ……….. лазурь

На …………………………….поле.

 

А. Вставьте пропущенные эпитеты.

Б. Назовите автора стихотворения.

В. Сверьте свой текст с оригиналом.

Г. Определите  настроение, интонацию, характер лексики.

 

Заключение

Представленные приемы работы с текстом  позволяют решать такие речевые задачи:

●     учить видеть, слышать и чувствовать текст;

●     пополнять речевую память учащегося;

●     обогащать словарный запас;

●     продуктивно усваивать учебный материал;

●     прививать  эстетический вкус;

●     формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.

 

 

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio