Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Прием развития критического мышления на уроке и во внеклассной работе

Балобанова Анна Петровна,
учитель русского языка
ГБОУ ЦО №133
Санкт-Петербурга

 -  Критическое мышление – это способность анализировать ситуацию с позиции логики.

 -  Критическое мышление – это умение анализировать свою точку зрения с позиции логики.

 - Критическое мышление – умение признавать свои ошибки и брать ответственность за собственные решения или поступки.

- Критическое мышление способствует развитию культуры диалога через совместную деятельность.

Мы привыкли считать, что критическое мышление связано с критикой, а мы умеем хорошо критиковать других, находить недостатки, возражать, спорить. Но владение приемами критического мышления помогает создавать новые идеи, искать объяснение непонятных данных, видеть проблемы и решать их.

   Моя задача – показать прием формирования критического мышления на уроке литературы и во внеклассной работе.

«Гроза» Островского

1.Ввод в проблемную ситуацию.

Мнение критика Валерия Петровского:

  «Терпение и послушание Катерины прочно удерживают ее в мире темного. Протест возвышает героиню, поднимает ее над всем темным. Этот протест – подвиг для женщины, чье имя намек на то, что она создана для света и неба» (точка зрения близкая Добролюбову)

 А теперь обратимся к пьесе. Два монолога.

 А) «Отчего люди не летают как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица….Я жила ни об чем не тужила, точно птичка на воле. …Потом пойдем с маменькой в церковь, у нас полон дом странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом…..Потом к вечерне…»

  Б) Когда бросила мужа: « …Все пойдут спать, и я пойду; всем ничего, а мне как в могилу. Страшно так в потемках. Шум какой-то сделается, и поют, точно кого хоронят, только так тихо, чуть слышно, далеко от меня… Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил! – а смерть не приходит. Что ни увижу, что не услышу, только тут больно...»

Найдите ключевые слова монологов: когда жила в послушании, терпении, - ассоциировалась с птицей, когда ушла – могила, тьма, пустота, уныние.

 2.Работа над проблемной ситуацией

- Совпадает ли точка зрения критика и Островского?Не совпадают! Когда жила в послушании была птицей…Брак и семья – долг…Табу в обществе должно быть. «Не так живи, как хочется». Разрушать, протестовать, проявлять своеволие, утверждать свои амбиции – всегда легче, чем созидать, сохранять.

- Улучшит ли протест жизнь? Нет, не улучшит, внесет больший разлад, внутреннюю опустошенность. Тяга к насилию у грубых натур ведет к насилию над близкими, у сильных – к отвращению к жизни.

-Какая мысль ближе Островскому? Подвиг – это протест? Терпение – это подвиг?

 Анализ выводов здесь можно использовать прием разрешения проблемы подведения всех мнений под критериальную базу – общечеловеческие ценности.

 3.   Критериальная база необходима, чтобы понять, чья точка зрения верна.

-Религиозный - самоубийство - страшный грех.

-Культурно-исторический – «Домострой» - жена да убоится мужа своего.

-Позиция автора – текст пьесы. Что изменилось? Кабаниха торжествует, Борис уедет, Калинов пополнится еще одной сплетней.

Joomla SEF URLs by Artio