Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Экстренная реанимационная помощь

 

при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания

 

(учебно-методическая разработка занятия по ОБЖ, 11 класс)

 

Алексеева Елена Леонидовна, учитель ОБЖ ГБОУ средняя школа 16

 

Семенова Надежда Игоревна, к.т.н.,

 

старший методист ГБОУ средняя школа 16, Санкт- Петербург

 

По словам Сергея Шойгу, мы живем в прекрасном, но неспокойном мире. Землетрясения, наводнения, крупные промышленные аварии и другие катаклизмы природного и техногенного характера сотрясают нашу планету. Обеспечение безопасности человека, его защита от чрезвычайных ситуаций не являются проблемой одного государства. «Предупреждение – спасение – помощь» – вот основной девиз спасательной службы России, которая всегда приходит на помощь людям, попавшим в беду. Но иногда спасателям требуется время, чтобы начать действовать. Поэтому в экстремальной ситуации каждый человек должен уметь оказать помощь себе и своим близким, сохраняя выдержку и хладнокровие [1].

Безопасность – одна из базовых потребностей каждого человека и в повседневной жизни, поэтому составной частью основного образования является предмет «Основы безопасности жизнедеятельности».

Существенным условием становления и развития школьного курса ОБЖ является поиск методов обучения, способствующих формированию практических умений и навыков, развитию качеств личности учащихся, обеспечивающих личную безопасность и безопасность окружающих. В преподавании ОБЖ особую значимость приобретают оригинальные методы обучения, максимальное использование натурных условий.

Курс ОБЖ должен быть максимально практичным. Урок ОБЖ, проходящий в виде лекции, значительно снижает мотивацию учащихся к обучению. При этом заметно падает престиж учебного предмета. Однако грамотно построенной беседой пренебрегать не стоит. Иногда система вопросов позволяет выявить различные бытовые заблуждения, касающиеся первой помощи пострадавшему, так как на практике они могут привести к серьезным отрицательным последствиям.

Ниже приводится план занятия по экстренной реанимационной помощи при остановке сердечной деятельности. Курсивом выделены важные моменты, на которые педагогу следует обратить внимание учащихся.

 

Учитель

Учащиеся

Человек упал или лежит, не шевелясь; похоже, что не дышит. Что с ним?

Похоже на клиническую смерть.

Почему вы решили, что это клиническая смерть?

Потеря сознания, нет дыхания.

Вы можете спасти человека!

Что делать?

Вызвать скорую помощь, затем осмотреть пострадавшего.

Почему нужно действовать очень быстро?

Продолжительность состояния клинической смерти в среднем 5 минут. После этого начинают происходить необратимые изменения в тканях головного мозга.

Скорую помощь вызвать в первую очередь!В обиходе говорят об остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания, тогда как это лишь симптомы одного из видов терминальных состояний.

Терминальные (конечные) состояния– это крайние состояния, переходные от жизни к смерти.

Различаются 4 вида терминальных состояний: преагония, терминальная пауза, агония, клиническая смерть.

Оказание первой медицинской помощи в подобной ситуации беспредметно и ошибочно: речь может идти только об экстренной реанимационной помощи.

Реанимация– это восстановление или временное замещение резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма.

Каковы симптомы клинической смерти?

Отсутствие пульса, отсутствие дыхания, потеря сознания, широкие зрачки и отсутствие их реакции на  свет.

Где следует проверять пульс? Почему?

Пульс следует проверять только на сонных или бедренных артериях. Он может быть очень слабым и на лучевой артерии его можно не почувствовать.

Как проверить наличие или отсутствие дыхания?

Поднести ко рту зеркало, стекла очков и т.д.

Как проверить реакцию зрачков на свет?

В мобильных телефонах бывают фонарики. Если фонарика нет,  закрыть глаза ладонью, затем резко снять руку – зрачки в этот момент должны сузиться.

Важно:при расширенных зрачках следует проверить, нет ли переломов шейных позвонков. Если переломы есть, перемещать пострадавшего нельзя.

Каковы могут быть причины клинической смерти?

Инфаркт миокарда, тяжелая механическая травма, утопление, поражение электрическим током, закупорка дыхательных путей.

Важно: знание причин клинической смерти может помочь правильно действовать в данной ситуации.

Можно ли начинать непосредственно реанимационные действия?

Нет, надо положить пострадавшего на ровную жесткую основу: твердый грунт, пол, доски. Следует ослабить стягивающие элементы костюма (пояс, воротник, галстук и т.д.)

Что еще следует проверить?

Нужно проверить, нет ли в ротовой полости инородных предметов, слизи и т.д.

Что делать, если рот пострадавшего плотно сжат из-за спазма мышц?

Его можно открыть любым твердым плоским предметом, например, черенком ложки.

Выделяют 4 этапа реанимации: диагностику, подготовительный этап, собственно реанимацию и профилактику повторного развития терминальных состояний. Какие этапы мы с вами уже обсудили?

Диагностический, подготовительный.

Из каких действий состоит непосредственно реанимационный комплекс?

Искусственная вентиляция легких – «искусственное дыхание» и непрямой массаж сердца.

Комплекс реанимационных действий лучше всего продемонстрировать видеороликом.

Какова последовательность действий при искусственном дыхании?

1. Очистить рот.

2. Запрокинуть голову.

3. Устранить западение языка.

4. Зажать нос.

5. Сделать глубокий вдох.

6. Сделать сильный выдох.

Каковы действия спасателя при непрямом массаже сердца?

Толчки производятся обеими руками, выпрямленными в локтевых суставах, всем корпусом. Нижняя кисть расположена по оси грудины, на два поперечных пальца выше мечевидного отростка. Вторая кисть – перпендикулярно на первой. Темп массажа – 60-70 толчков в минуту.

Перечислите последовательность действий в реанимационном комплексе.

1. Искусственная вентиляция легких  – 2 вдоха.

2. Удар кулаком в среднюю часть грудины.

3. 15 толчков наружного массажа сердца.

4. Проверка пульса на сонной артерии.

Важно:реанимационный комплекс осуществляется в течение не менее 30 минут до возникновения устойчивого пульса, устойчивого сужения зрачков, самостоятельного дыхания. Появление хотя бы одного из указанных проявлений обязывает продолжать реанимацию с отсчетом следующего 30-минутного цикла. Для предупреждения рецидива терминального состояния пострадавшего следует перевести в положение на правом боку.

Тренировку комплекса реанимационных действий эффективно проводить на соответствующем манекене-тренажере.

 

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся заполнить следующие две таблицы.

1. Описание симптомов терминальных состояний.

 

Дыхание

Сердечная деятельность, пульс

Сознание

Реакция зрачков на свет

Другие симптомы

Преагония

 

 

 

 

 

Терминальная пауза

 

 

 

 

 

Агония

 

 

 

 

 

Клиническая смерть

 

 

 

 

 

 

2. Комплекс реанимационных действий при разном количестве спасателей.

Количество человек, осуществляющих реанимацию

Первоначальное количество вдохов

Количество циклических надавливаний на грудину

Количество циклических вдохов

Один

 

 

 

Двое

 

 

 

 

Использованная литература:

1. Смирнов А.Т., Фролов М.П., Литвинов Е.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для общеобр. учр., 11 кл. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.

2. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: : Учебник для общеобр. учр., 11 кл. – М.: Просвещение, 2008.

Joomla SEF URLs by Artio