Ветрова Нелли Геннадьевна

«Русское народное творчество в музыкальной культуре»

Цель:

Воспитать интерес и уважение к музыкальной культуре русского народа

Задачи:

  1. Познакомить с особенностями хороводных песен
  2. Познакомить с особенностями русских народных песен
  3. Развивать музыкальный слух, память и чувство ритма
  4. Развивать исполнительские навыки.

Оборудование:

1.ТСО(аудиозапись),

2.музыкальные инструменты- гусли, ложки, трещетки, бубны, балалайка.

3. портрет, картина

Музыкальныйматериал:

1.Инструментальные обработки русских народных песен

Методыобучения:

  1. упражнения,

  2. беседа,

  3. творческие задания,

  4. самостоятельная работа.

Методыпреподавания:

  1. устное изложение учебного материала,

  2. беседа,

  3. учебная демонстрация.

 

Ход урока

Звучит музыка“Рассвет на Москве- реке”М.П. Мусоргскогокопере« Хованщина»

Учитель: глубоки, далеки истоки судьбы Российской. Русский народ сказ сказывал о судьбе своей былиною.

- Звучит в исполнении хора« Что не белая береза» ( Былина о Добрыне Никитиче)

Вопроск классу: Как выдумаете, что такое былина?

Учитель: Былина-это сказ. В далекие времена еще отсутствовала письменность и песня- былина, переходили из уст в уста и хранились в памяти народа.

Великой мудрости и правды полны былины, сказывалис ьони неизвестными певцами- сказателями, которыеназывались– Баянами.

Показкартины№1

В былинах и народныхпеснях глубоко и правдиво отражена истори ярусского народа.

-Звучит курскаяпесня Г. Свиридова« Ты воспой, воспой, жавороночек»

Учитель: Какая музыка по характеру, какие у нее интонации, какой ритм?

Ребята разбирают произведение по звучанию.

Учитель: Перед вами лежат русские народные инструменты. Выберете, пожалуйста, инструмент под который исполняется былина. Также, важную роль занимают в народном творчестве занимают русские народные песни.

Мы с вами уже знаем некоторые песни, давайте и хвспомним.

Учитель играет( р.н.п. « Солдатушки, бравы ребятушки»)

Ребята: « Солдатушки , бравы ребятушки» они исполняю тпесню

Учитель: Молодцы. В какой момент эта песня исполнялась?

Ребята: когда солдаты шлистроем, чтобы им былоудобно идти.

Учитель: какая музыка по характеру? Как эту песню исполняли?

Разбор песни.

Учитель играет( р.н.п. « Блины»)

Ребята отвечают и исполняют песню.

Учитель: Молодцы. А эту песню когда исполняли? Сколько в ней куплетов?

Учитель: Какие инструменты мы можем использовать в качестве аккомпанемента?

Ребята выбирают ложки, трещетки, бубны и учительпредлагает им исполнитьпесню без слов небольшим оркестром.

Учитель: Хочу еще напомнить о таком жанре, как частушки. Думаю, вам этот жанр тоже знаком.

Приглашаю смелым исполнитьчастушки, а другим помочь с аккомпанементом.

Исполняют.

Учитель: Частушки- это игровые, плясовые припевки или скоморошьи прибаутки или шуточные городские песенки. Происходит от слова« частый», « быстрый». Частушкой можно высмеять какое-либо недоразумение.

Исполнять ее надо четко, ритмично, следить за дикцией и ритмом.

.Вопрос: Какой аккомпанемент можно выбрать для исполнения частушки?

Ребята отвечают, учитель предлагает еще раз исполнить с аккомпанементом.

Учитель: В старину песни были связаны с календарными земледельческими праздникамии обрядами. Весенние песни начинали хороводными гуляньями. К праздничным хороводам готовились заранее: приглашалидрузей. соседи готовили угощение. Девушки и женщины одевались в красивые наряды, а молодцы- праздничныекосоворотки.

- Звучит( р.н.п. « Во поле береза стояла»)

Вопрос: как называется песня?

Ребята отвечают и исполняют

Учитель: «Во поле береза стояла» относится к медленной,хороводной песне.Звучание музыки с плавными, широкими распевами слогов. Хороводы- шествия отличаются разнообразными движениями, например, ходьба  парами,                « гуськом», « цепью», « змейкой».

Учитель предлагает девочкам исполнить« Во поле береза стояла» хороводом.

Учитель: Для быстрых хороводных песен какой будет характеру музыки?

Ребята отвечают. Для помощи, учитель наигрывает мелодию р.н.п. « Из под дуба»

( Разучивание песни)

Учитель: Подвижные, шуточные хороводные  песни сопровождаются припляской и прихлопыванием в ладоши участников хоровода.

Приглашаю мальчиков исполнить пляску под мелодию р.н.п. « Из под Дуба», а девочки дружно будут хлопать в ладоши.

Исполнение

Учитель: М.П.Мусоргский- русский композитор также опирался на русско енародное творчество в своих произведениях.( М.П. Мусоргский Опера«Хованщина» песня Марфы« Исходила младешенька»- слушание)

Вопрос:

К какому жанру относится эта песня? ( хоровод)

Какая музыка по характеру, ее особенности?

 

Итог урока:

Вопрос:

Мелодии каких народных песен прозвучали на уроке?

С какими жанрами русского народного творчества вы познакомились?

С музыкой какого композитора вы сегодня познакомились? ( М.П. Мусоргский опера« Хованщина»)

Овладевание навыков игры на русских народны хинструментов.

 

 

Joomla SEF URLs by Artio