Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Музыкально-пластическая деятельность на уроках музыки

Морева Нина Александровна,

учитель музыки ГБОУ Лицей № 101

Выборгского района Санкт-Петербурга

Проблема.

Музыкально-пластическая деятельность является одним из основных направлений деятельности на уроках музыки, поскольку в ней наглядно реализуется взаимосвязь музыки  с движением, дети глубже осознают смыслкомпозиторского замысла, становятся соавторами музыкального произведения. За время работы с детьми возраста начальной школы, я прихожу к выводу, что движение непосредственно связано с психикой ребенка[i], особенностями развития нервной и мышечной систем организма, что проявляется и в возрасте основной школы.

Содержание.

С древних времен известно воздействие движения и музыки на состояние здоровья человека. Уже в первобытной магии колдуны, двигаясь под ритмичный аккомпанемент, вызывали у присутствующих стихийные движения, оказывая тем самым, мощное внушение. Оздоровительное сочетание музыки и движения широко применялось в древнем Египте, Китае, Индии. В Древней Греции движение под музыку использовалось в целях психологической гигиены. Пифагор, Аристотель, Платон считаются предшественниками музыкотерапии. В Античном Риме музыка и танец использовались для лечения разных заболеваний, вплоть до укусов паука-тарантула. Швейцарский педагог Песталоцци (1746 – 1827 гг.) полагал, что лучший путь для обучения движениям и действиям, необходимым в жизни, - это овладение элементарными формами движений, из которых складываются более сложные. Элементарными он называл движения в суставах, постепенно усложняющиеся. Система ритмической гимнастики разработана профессором  Женевской консерватории Ж. Далькроза (1865 – 1914 гг.). Его метод сводится к тому, чтобы, используя специально подобранные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений[ii].  На его идеях построены все современные программы ритмической гимнастики и основ хореографии, покорившие весь мир. Не секрет, что состояние здоровья современного ребенка, чада мегаполиса, оставляет желать лучшего. Повальная компьютеризация с раннего возраста, недостаток движения, неправильный образ жизни, точнее, копирование образа жизни своих родителей, экономические проблемы,  отнюдь не способствуют сохранению здоровья детей. Ситуация усугубляется и климатическими особенностями нашего региона. До 70% детей к 7-ми летнему возрасту имеют различные лор-заболевания. В своей профессиональной деятельности, как учителя музыки,  мы с этим сталкиваемся постоянно в слушательской, певческой и двигательной деятельностях.  Дети разкоординированы:  повтор простейшего движения вызывает затруднения. Большие проблемы с запоминанием последовательности движений. Поэтому учитель музыки обязан следить за осанкой, правильностью позы, приучать к самоконтролю своих учеников. Пластическая деятельность развивает группы мышц плечевого пояса, содействует координации движений. Формировать движения ребенка нужно последовательно, начиная с мышц головы, затем рук, туловища, ног. Следующий этап – совместные действия. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах, расположенных ближе к туловищу (плечевом, тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный), далее работать с лучезапястным и голеностопным суставами. Движения формируются от верхних отделов к нижним, от туловища по направлению к конечностям. Все движения классифицируются по анатомическому признаку: для развития и укрепления мышц плечевого пояса, рук, ног, туловища. Движения разучиваются по показу учителя (за исключением собственной импровизационной деятельности).

Методика и практика.

В своей практической деятельности я руководствуюсь методикой педагога-психолога  Анны Георгиевны Назаровой под названием «Радужная полянка»[iii], которая провозглашает лозунг: «Танцевать могут все!»

На начальном этапе развития навыков музыкально-пластической деятельности учащиеся знакомятся с командами педагога для начала движения и его прекращения, что стимулирует более быструю реакцию. Чтобы удобнее расположить детей и организовать танцевальное действие используются жетоны, которые раскладываются на паркете или ковре и закрепляют местоположение ребенка[iv]. Вырезанные из цветного картона нотки, фигурки овощей или фруктов доставляют радость детям. Кроме того, можно дать задание изготовить дома по несколько жетонов и принести на занятие, что также развивает интерес к движению. Основная команда – «внимание», т. е. собраться и приготовиться к действию. Приступая к созданию пластического образа необходимо предложить первоначально прослушать музыкальное произведение. Разговор о композиторе, эпохе, стиле, национальной школе и т. п. крайне необходим! Далее характеризуем само музыкальное произведение, не спрашивая: «Какое здесь настроение?», а спрашивая «О чем, по-вашему, мнению, хотел рассказать нам композитор?» Это способствует глубокому осмыслению содержания произведения.  Уже к 3-му классу уместен вопрос: «Ребята, а какие движения предложите вы?» Порой дети предлагают очень интересные движения или комбинации движений. За первичным прослушиванием и обсуждением содержания и замысла композитора следует деление произведения на фразы, такты, определение размера, числа долей в такте, дабы увязать все это с движением. Учитель помогает движению хлопками на сильные доли тактов. Выработку навыков начинают с простых шагов маршировки.  Разумеется, начинать нужно с самых простых попевок, детских песенок, постепенно приходя к жанру вальса, полонеза, мазурки. Организовав подобным образом музыкально-пластическую деятельность, мы экономим драгоценное время  урока музыки, грамотно используя каждую минуту. Для пробуждения интереса к движению необходимо создание игровой ситуации. К детям младшего возраста должны «приходить» герои или героини, например, сеньорита Клубничка, которая показывает несколько готовых движений.  Интересным для маленьких детей является использование различных атрибутов (мячиков, лент, скакалок и т. п.), в качестве музыкального материала я использую музыкальный материал для дошкольников. Задания: «Изобрази солдата, швею, мамочку» и т. п. радуют детей и раскрепощают их в движениях. Дети постарше работают с образами, создавая музыкально-пластические этюды и композиции. Пластическая импровизация доставляет большое эмоциональное удовольствие детям. Чего стоит, например,  театрально-пластическая импровизация песни  Л. Книппера «Почему медведь зимой спит?», а музыкально-пластический театр на музыку симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»?!  Дети чувствуют себя настоящими артистами! Обязателен 100% психологический комфорт на уроках! Ребенок не должен чувствовать себя неполноценным либо неспособным.  Учитель не должен демонстрировать ошибки учащегося всему классу! Нужно помнить, что любая деятельность на уроке есть не что иное, как развитие художественно-творческих способностей ребенка, и служит формированию гармоничной личности учащегося, развитию коммуникативности и способности к эмпатии – способности сопереживать другим людям![v]

Внеклассная работа нашего учреждения связана с организацией и проведением праздников, посвященных Дню учителя, Новому году, 8 Марта и др. Составляя сценарии  и готовя концерты, мы отталкиваемся от своих возможностей, поэтому пластическая импровизация на яркую выразительную музыку (чаще всего  – это классика в современной аранжировке) порой становится самостоятельным концертным номером.

Для создания яркого и неповторимого пластического образа большое значение имеет аранжировка музыкального произведения. Аранжировка должна быть понятной, не идти в разрез с характером пластической деятельности, иногда уместно использование современной аранжировки классики. Например, исполнение  скрипачкой Ванессой Мэй «Зимы» А. Вивальди из цикла «Времена года» создает сильное эмоциональное впечатление, помогает пластически раскрыть драматургию произведения.

Перспективы развития.

Разумеется, отрицать необходимость движения на уроках музыки абсурдно. Но единственный урок в неделю не предполагает уделять этому виду деятельности должного внимания. Решение проблемы, по-моему, заключается лишь в реорганизации урока. Можно попробовать совмещение нескольких видов музыкальной деятельности. Например, распевание с движением, вторичное прослушивание музыкального произведения с движением. Это помогает глубже прочувствовать суть произведения, написанного композитором. Популярная  нынче интеграция видов деятельности внутри одного предмета также уместна. Помогает создать пластический образ просмотр фрагмента балета, оперы, мюзикла. В конце четверти или триместра уместно проведение  урока-концерта или урока на тему  «Моя любимая музыка», куда  дети принесут записи своих любимых исполнителей. Под такую музыку, разумеется заранее одобренную учителем, обычно дети начинают двигаться свободнее и естественнее. Высказывание о том, что дети не хотят или не умеют то, что не хочет или не умеет учитель, я считаю абсолютно верным. Поэтому педагог должен постоянно повышать уровень собственного образования, посещать городские курсы по движению. Немногие из нас могут великолепно импровизировать в танце, поэтому, готовясь дома к  уроку музыки, неплохо подвигаться и протанцевать фрагмент произведения самому.

«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку, и научиться этому можно у ребенка»[vi], - считаетАнна Иосифовна Буренина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики детства Ленинградского областного института развития образования. С этим высказыванием трудно не согласиться.

Главным сокровищем была, есть и будет -  личность ребенка, как непреходящая ценность!

Литература

[i]Выготский Л. «Лекции по психологии» М., Эксмо, 2005.

[ii]Выготский Л.  «Мышление и речь» М., Лабиринт, 1999.

[iii]Назарова А. «Радужная мозаика» Санкт-Петербург, 2005.

[iv]Буренина А. «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург, 2000.

[v]Буренина А. «Коммуникативные танцы и игры», Санкт-Петербург, Музыкальная палитра, 2004.

[vi]Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребенка», М., Просвещение. 1999.

 

Joomla SEF URLs by Artio