Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Статья Твердохлебовой Веры Павловны

учителя музыки высшей квалификационной категории

Петергофской гимназии императора Александра II.

 

            Музыка – искусство интонационное. Это качество пронизывает все сферы общения с ней слушателя. Явления действительности, попадающие     в поле отражения музыки, получают преломление в интонации. Вне пости-  жения  интонации  как смысловой  частицы  музыки  все суждения  о  ней остаются  лишь декларациями и не вникают в суть.  

            Кто станет оспаривать эту аксиому? Но чтобы  прочувствовать, осо знать  и  наполнить эмоцией интонацию  ребенку мало слушать,  включать фантазию. Ему необходимо  интонацию  исполнять  самому.  Эту задачу на уроках музыки в школе призвана решать вокально–хоровая работа, важнейший из видов исполнительской деятельности. Она способствует росту певческой культуры школьников, общему и музыкальному развитию,  становлению  детского  мировоззрения.

            Современные программы по музыке наполнены прекрасным содержанием, талантливо выстроены тематически, оснащены УМК, особенную благодарность  хочется высказать создателям великолепных по содержанию  и художественному воплощению учебников   (программа Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С.Шмагиной  - Москва «Просвещение»).  Но вот что настораживает: от молодых учителей музыки,  а  подчас, и от опытных   педагогов  часто слышу жалобы на то, что петь на уроке некогда. Урок музыки превращается в слушание музыки, т.е. в музыкальную литературу.    С данной программой я познакомилась в 2002 году, года три апробировала   ее в начальных классах, затем вместе с детьми «взрослела» и сейчас могу отметить десятилетний юбилей работы. Мне думается, я вправе разделить обеспокоенность моих коллег. Но…

              При тщательной  проработке  каждой  темы,   каждого урока и его

элементов становится  очевидной  возможность  наполнить  урок пением детей. Пение  попевок, закличек,  хороводных народных песен  первоклас- сниками  при знакомстве с греческим танцем сиртаки и молдавской хорой  в теме «Хоровод муз». В ролевой игре «Играем в композитора» дети могут импровизировать мелодии и целые песенки на основе предложенных текс- тов. Полноценно  работаем разучивая новую песню в теме «Душа музыки – мелодия», прослушивая «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайков –ского,  затем можно организовать игрушечный парад: исполнять не только шаги, пульсацию пальцами, но и петь сочиненные детьми слова или слоги, подходящие для марша «тра-та-та-та» и др.  Главное это делать  вокально грамотно и эмоционально.  При работе с детьми над песней В.Павленко «Капельки» сразу привлекаю их внимание к припеву, повтор одной и той же интонации (пропеваем) вносит в песню некоторую монотонность. Эта изобразительная  интонация  очень  выразительна,  в ней смысл образа. Запев и припев помогают понять  двухчастность  куплетной  формы .     Знакомясь с музыкой М.П.Мусоргского и М.И.Глинки, С.С.Прокофьева и С.В.Рахманинова  важно пропевать темы  для лучшего эмоционального осознания  и запоминания музыки.  Опера «Князь Игорь» А.П.Бородина  для  семиклассников становится любимой, если арии и хоры пропевать  с ребятами, а затем и поставить сцену в их исполнении (хор полонянок, фрагмент арии князя Игоря,  Ярославны, песня Владимира Галицкого…)  и исполнить ее на творческом интегрированном отчете «Россия, Русь,    храни меня, храни!»  в конце четверти.  И такую работу  возможно проводить в каждом классе, в каждой теме.

                 Решение задач музыкального воспитания  воможно только при  условии  достижения  школьниками художественного исполнения  даже  самого небольшого произведения, песенки. Выразительное  исполнение  непременно эмоциональное, в нем должна чувствоваться глубина пони –мания музыкальных образов. Такое исполнение требует владения вокаль но-хоровыми навыками.

                 Важная задача – достижения унисона. Однако при этом у ребят активно развивается мелодический слух. Формированию гармонического слуха способствует многоголосное пение. Хорошей подготовкой  к двух- голосному  пению  является  разучивание  песен  с сопровождением, не дублирующим мелодию. Приступая к пению простейших мелодий на два  голоса нужно стремиться к тому, чтобы дети слушали оба голоса, испол- няя  один из них, а также пение канонов, полезно терцовое  двухголосие, закрепление при озвучивании противоположного голоса.

                 Правильно  поставленная  вокально – хоровая работа преду-  сматривает широкое применение пения  a capella ( без сопровождения).  Оно способствует достижению чистоты интонации, формированию у детей музыкально – слуховых представлений. Репертуар должен быть высокохудожественным, с учетом интереса детей, что прекрасно осуществляется в данной программе. Певческий голос всегда с нами, это  самый доступный музыкальный инструмент, и в нашем педагогическом деле пение – ведущий способ музыкальной деятельности, потому что  каждый ребенок хочет и может петь, он должен чувствовать в этом нашу заинтересованность и поддержку.

                   Хочется напомнить высказывание прекрасного педагога, ученого Б.С.Рачиной «Пение –это не только чисто выстроенное звучащее полотно, это живая, сию минуту рождающаяся мысль,  вызывающая в нас, слушателях, ответные мысли и эмоции». И пусть не «уходит в прошлое поющая Россия, в песнях раскрывавшая свою душу, утверждавшая нравственность, прославлявшая подвиги героев, открывавшая красоту мироздания, людей, своей Родины и наполнявшая души любовью».

Joomla SEF URLs by Artio