Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Конспект урока-обозрения. 6 класс

Аве Мария в творчестве композиторов 16 - 19 вв.

Асанова Эльмира Эмировна,
учитель музыки лицея №486
Выборгского района

Цели и задачи:

1.Обобщение изученного материала по западноевропейской музыке .

2.Видение детьми общих свойств музыкального языка и стиля западноевропейской духовной музыки . Осознание ими социально-исторических условий , составляющих основу мировоззрения композиторов , а значит и их музыкального стиля .

3.Умение ориентироваться в системе средств музыкальной выразительности , составляющих идейно-образное содержание музыкальных произведений .

4.Осознание детьми духовной глубины , народности музыки , созданной по данной теме разными композиторами .

ПЛАН УРОКА :

1.Теоретическая часть .

Вступительное слово учителя. Вопросы детям :

Почему мы обратились к этой теме ?

Кем является Дева Мария для многих поколений людей во всем мире?

Почему многие композиторы обращались и обращаются к этой теме?

2.Практическая часть: обобщение пройденного материала.

Дети читают выдержки из докладов о творчестве композиторов , обращавшихся к этой теме: И.С.Бах , Ш.Ф.Гуно , Ф.Шуберт . Звучит музыка , иллюстрирующая сообщения учащихся.

3.Новый материал :

А. Джулио Каччини и его «Аве Мария».

Б. Ференц Лист и его духовная музыка.

Музыкальные иллюстрации.

4. Подведение итогов.

ХОД УРОКА :

Учитель сообщает детям тему урока - обобщение , читает развёрнутую цитату из книги «Отец А. Мень отвечает на вопросы» о значении Девы Марии в истории человечества, культуры и искусства:

«Непреходящее значение и обаяние этого образа , пожалуй , никого не оставит равнодушным …

Вот что говорит А. Мень (протоиерей, богослов и проповедник, открытый науке , светской культуре и другим конфессиям) , отвечая на вопрос о значении Девы Марии : «Каждый человек в какой-то степени несёт на себе печать своей матери . И телесно , и душевно . Если бы мы ничего не знали о ней , то уже один тот факт , что эта женщина Его родила , передала Ему черты своего лица и характера , учила Его первым словам , что она была Его матерью , ставит её на бесконечную высоту .

Путь её был необычайно трудный и жертвенный . Она молча стояла и у креста , и у гроба Христова .И поэтому для нас она остаётся величайшей из святых , поэтому её чтят с самых древних времён .Уже во 2-м веке в Галилее , где она жила , найдена надпись : «Радуйся , Мария !». Молитва «Богородица Дева» уже тогда произносилась . В церковных песнопениях Дева Мария возносилась выше небесных сил . Простая дева , ничем не знаменитая , стала посредницей великой тайны встречи человека с Вечностью».

Отвечая на вопросы учителя, учащиеся делятся впечатлениями от прослушанных на предыдущих уроках произведений, размышляют о том, почему этот образ так волновал представителей всех видов искусств и вдохновлял их на создание шедевров мирового значения.

ЧТЕНИЕ ДОКЛАДОВ :

1.И.С.Бах (1685-1750).

Род Бахов известен с 16-го века . Начало обширной музыкальной фамилии дал Фейд Бах , мельник и пекарь , любитель игры на цитре . Вскоре фамилия Бах стала нарицательной – так называли музыкально одарённых людей .

Иоганн Себастьян рано остался сиротой , и его воспитанием занялся старший брат . Он учил своего подопечного игре на скрипке и клавесине . Лунными ночами юный Бах тайком переписывал от руки лучшие сочинения того времени из книги , принадлежащей брату . В одну из таких ночей брат обнаружил мальчика за работой и отобрал заветную тетрадь . Она вернулась к Себастьяну лишь после смерти брата .

В 18 лет Бах становится придворным музыкантом в Веймаре . Учёбу в университете пришлось отложить по материальным соображениям . Он был и капельмейстером , и скрипачом , но любимым инструментом Баха был , конечно , орган – этот инструмент давал возможность раскрыть саму суть глубоко регигиозной натуры музыканта .

С 1723 –го года Бах становится органистом , дирижёром и директором школы при церкви св.Фомы в Лейпциге , где служил до конца своих дней .

Вопреки всем неприятностям , подстерегавшим его в церкви и на службе у вельмож , Бах писал музыку , доселе неслыханную в Германии . «Она была слишком хороша для этих господ , слишком возвышалась над их ограниченностью», - пишет биограф .

Бах составил сборник фуг «Kunst der Fuge»(искусство фуги). Он же установил на многие поколения вперёд темперированный строй в сборнике «ХТК», ставшем пособием для каждого пианиста . 1-я прелюдия из этого сборника и послужила Шарлю Гуно , французскому композитору , жившему и творившему в 19-м веке , основой написания великого творения «Аве Мария» . Оно звучит как гимн материнской любви и поэтому близко каждому слушателю .

Звучит «Аве Мария» Баха-Гуно в записи .

2. Франц Шуберт (1797-1828)

Шуберт родился в семье школьного учителя. В пять лет пошел в школу, с семи лет начал играть на скрипке и фортепьяно. С детства Франц впитывал фольклор – немецкий, австрийский , итальянский, славянский и венгерский. Он обладал красивым голосом, часто солировал в хоре. Учился блестяще , как и подобает сыну педагога. Его учителем музыки впоследствии стал Сальери, который пытался сделать из него музыканта чисто итальянской школы. Однако Шуберт был истинным патриотом и пошел своей дорогой. Хотя высоко чтил своего учителя.

Он создал жанр немецкой лирической песни. В вокальном жанре Шуберт создал более 600 произведений. Песни он « вытряхивал »буквально из рукава. Большинство его песен пронизаны грустью, но грусть окрашена в светлые тона.

При всей гениальности его музыка проста. Но эта мудрая простота – само совершенство.

Какова же история создания шубертовской «Аве – Марии»? Об этом можно прочесть в книге писателя Б. Кремнева «Шуберт».

Путешествуя по стране со своим другом Михаэлем Фоглем, знаменитым певцом, они остановились в Верхней Австрии. Здесь Шуберту попал в руки томик стихов Вальтера Скотта. Эти стихи вдохновили его на создание нового сборника песен. Одна из них – «Аве Мария» -- снискала огромную популярность. В ней воспета могучая природа Альпийских гор, божественная и возвышенная. Слушая ее, проникаешься молитвенным настроением. Но молитва обращена не к небесам, далеким и отрешенным от всего земного, а воспевает вечную немеркнущую красоту жизни. От того эта песнь свободна от холодной торжественности религиозных песнопений и проникнута задушевным теплом. Певица Тони Адамбергер , современница Шуберта, впервые услышав ее в соборе, записала в своем дневнике: «Нет, это не песня. Это гимн, литания, молитва в звуках… Грусть эта не давит, она легка и крылата. От нее два шага до радости . Не бурной и порывистой, а ровной и спокойно лучистой»

Звучит «Аве Мария» Шуберта в записи . Затем в переложении для фортепиано в исполнении ученицы ДШИ им. Свиридова.

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ

1.Джулио Каччини (1548-1618)

Этот итальянский композитор, носивший прозвище РОМАНО, так как жил и творил в Риме, также был певцом, исполнителем на теобре, музыкальным педагогом.

Его дочь Франческа (1587—1640) была соратником и единомышленником Каччини в творчестве. Она также была знаменитой певицей, композитором, педагогом вокала. Кроме того, чудесно играла на клавесине, лютне, гитаре. Известны ее духовные и светские кантаты, полные новаторских идей.

Одна из популярнейших пьес Джулио Каччини – «Аве Мария». Несмотря на то, что эта музыка пришла к нам из глубины веков, она доступна в своей простоте любому слушателю. Эта мелодия несколько отступает от строгих канонов средневековой духовной музыки. Но эта простота возвышает душу слушателя до понимания божественного, успокаивает, принося исцеление разуму, телу и духу.

Звучит « Аве Мария» Каччини в записи и в исполнении на фортепиано ученика ДШИ им. Г.В. Свиридова.

2.Ференц Лист (1811—1886 )

Лист родился на западе Венгрии. Его предками были крестьяне, ремесленники (ткачи, пекари, часовые мастера).

Великий композитор 19 века, Лист известен миру, прежде всего, как художник-интерпретатор. Как блестящий пианист он интерпретирует Баха, Бетховена, Шуберта, Шумана, Шопена, Вебера. Как композитор - отдает дань почти всем жанрам и формам музыки: песня, романс, реквием, симфония, мелодекламация. Пишет много музыки духовного свойства: псалмы, небольшие пьесы культового характера, среди которых –

«Аве Мария».

Лист во многом близок к Шуберту, которого любил с юности. Но он идет своим путем – он новатор. Интерпретируя Шуберта, Лист преодолевает куплетную форму. Он расширяет гармонию, называя это « романтической свободой выражения».

В 54 года, после больших потрясений - смерть сына и дочери – Лист принимает малый постриг. Духовная драма приводит его к религиозному смирению. Вскоре он становится католическим аббатом. Но продолжает творить.

Его « Аве Мария» - «волшебно-прекрасное выражение всего благородного и идеального, чем обладает человеческая душа. Чудо грации, чистоты, гармонии; и одновременно - совершенный символ искусства, неразрывно связанный с жизнью» - так отозвался о Ф. Листе музыковед Яков Мильштейн .

Звучит « Аве Мария» Листа в записи.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

БИБЛИОГРАФИЯ :

1.Бубяковский А. Пианистическая деятельность Листа. Лен. , «Музыка», 1986.

2.Гуно Ш. Воспоминания артиста. М. Гос. муз. Издательство, 1962.

3.Колосова Н. Здравствуй, музыка! М. Молодая гвардия, 1964.

4.Кремнев Б. Шуберт. М. «Молодая гвардия»,1964.

5.Мейнел Э. И. С. Бах. Хроника жизни. М. «Классика—21», 2000.

6. Мильштейн Я. Лист. М., Гос. муз. издательство, 1958.

7. Отец А. Мень отвечает на вопросы. Составление и лит. запись А. Андреевой. М. , Фонд им. Меня , 1999.

8. Энциклопедический словарь юного музыканта. Сост.: Медушевский В.В., Очаковская О.О. М., «Педагогика» , 1985.

 

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio