Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Методическая разработка урока математики в 5 классе

Периметр и площадь прямоугольника

 

Данная работа представляет собой методическую разработку урока, завершающего изучение темы «Площадь прямоугольника». Данный урок направлен на решение следующих задач:  а) повторение, обобщение, систематизация знаний, умений и навыков учащихся;  б) контроль и коррекция знаний учащихся по изучаемой теме.

Материалы урока рассчитаны на учащихся 5 класса.
На этом уроке формируются УУД  учащихся: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные,  поскольку урок содержит задания из серии «Реальная математика», направленные на формирование жизненной компетенции и актуализацию субъектного  опыта детей с ТНР.

Данный урок развивает у учащихся умение соотносить полученный результат с реальностью, решать задачи, выделять в условии данные, необходимые для решения, строить необходимую цепочку рассуждений.

Данный урок показывает прикладное значение математики в реальной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я.

ФИО

Антонова Наталия Геннадьевна

Место работы

ГБСКОУ школа №3 Красногвардейского района С-Пб

Должность

Учитель математики

Предмет

Математика

Класс

5, учащиеся с ТНР

Базовый учебник

Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 5: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 31 издание, стереотипное. – М. Мнемозина, 2013

Тема  урока

Нахождение площади и периметра прямоугольника.

Тип  урока

Урок применения знаний на практике.

Форма проведения урока

Урок - практикум по решению задач (коллективная деятельность)

Образовательная среда урока

Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с заданием для самостоятельной работы, карточки с дополнительным заданием), электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint.

Формы работы учащихся

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цели урока

Для учителя

Для ученика

Метапредметные результаты

Научить учащихся использовать правило нахождения периметра и площади прямоугольника при решении практических задач.

Обобщить свои знания по теме. Выработать умение применять полученные знания на практике.

Учащиеся укрепят навыки графической работы, работы с таблицей;    научатся слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Этапы урока

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

 

Организационный

(1 мин)

Приветствие  учащихся.  (слайд 1)

Проверка  учителем готовности класса            к уроку;  организация внимания.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас всех видеть! Вы готовы начать работать? Нам сегодня понадобятся тетрадь, дневник, учебник, ручка, линейка, карандаш. Проверьте, пожалуйста, каждый сам себя, готовы ли вы к уроку?

Слушают учителя, настраиваются на работу.

Проверяют набор учебных предметов, необходимых для урока.

 

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение самостоятельно оценить свою готовность к уроку.

Умение  выделять нравственный аспект поведения.

Актуализация знаний, проверка домашнего задания

(8  мин)

Вступительное слово учителя.

Устный счет.

Повторение пройденного на прошлом уроке.

Беседа  о теме урока.

- для начала немножко разомнемся и поработаем устно. Перед вами примеры. Вычислите устно:

21 · 5;        100 : 4; 

 12 · 6;       75 : 15;  

 24 · 7;    2 · (13 + 11);      3 · 6 + 12;   

(76 – 54) : 2.

(слайд 2, 3)

- а теперь давайте вспомним, что мы с вами проходили на прошлом уроке? (слайд 4)

 

- что нужно знать, чтобы найти площадь прямоугольника?

- назовите формулу, с помощью которой можно найти площадь прямоугольника, квадрата

 

 

- а если фигура составлена из нескольких прямоугольников, как найти ее площадь? (слайд 5)

 

- сегодня на уроке нам понадобится формула нахождения периметра прямоугольника, вспомните, что такое периметр и как посчитать периметр прямоугольника?  (слайд 6)

 

- назовите единицы измерения периметра, площади

- приведите примеры из жизни, для чего вам могут понадобиться знания по этой теме

Дома каждый из вас должен был найти площадь фигуры, составленной из нескольких прямоугольников. Проверим, справились ли вы с заданием (слайд 7)

 

 

Решают примеры устного счета.

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- площадь прямоугольника

 

 

 

 

    - длину и ширину прямоугольника

 

   - чтобы найти площадь прямоугольника, надо его длину умножить на его ширину

- найти площадь каждого прямоугольника и полученные площади сложить

- периметр – это сумма длин всех сторон, нужно измерить стороны прямоугольника и сложить полученные измерения.

 

 

 

 

- мм, см, дм, м …

мм. кв.,  см.кв., м. кв……

Познавательные:

применение предметных знаний;

выполнение учебных заданий.

Регулятивные:Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка учебной задачи на основе известного.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог.

Личностные:

Самоопределение.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся.

( 5 мин)

Направляет работу учащихся.  Вместе с учениками определяет цель урока.

    - Сегодня мы продолжим говорить о площади и периметре прямоугольника и попробуем применить наши знания в решении конкретной жизненной задачи. Работать над задачей мы будем в группах, а для того, чтобы разбиться на группы, выполним самостоятельную работу (слайд 8).

 

Каждый из вас получит вырезанные из картона фигуры, ваша задача – выполнить необходимые измерения и найти площадь и периметр этой фигуры. Свои работы нужно будет подписать и после того, как вы закончите, сдать учителю.

Обратите внимание на цвет ваших фигурок: красный, синий, зеленый и желтый. Эта цвета четырех групп. Прошу вас занять свои места за столами соответствующего цвета.

Сегодня на уроке мы займемся ремонтом комнаты прямоугольной формы. Я думаю, что многие из вас имеют представление, что такое ремонт, а, может быть, даже сами принимали  в нем участие, помогали родителям. Итак, наша с вами задача – постелить линолеум, прибить плинтуса,  покрасить потолок и поклеить обои. Но прежде мы с вами должны рассчитать, что и в каком количестве нам понадобится, чтобы не покупать лишнее и не тратить  лишние деньги.

Выполняют самостоятельную работу, решают задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника. Определяют цель урока. Разбиваются на группы для дальнейшей работы.

Познавательные:

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Регулятивные:

Целеполагание.

Коммуникативные:

Развитие умения интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие;

Личностные:

Самоопределение.

Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий.

(5 мин)

 

Дает задание для групп учащихся. Направляет деятельность учащихся.

- Каждая группа получает задание:

Есть комната прямоугольной формы, длина комнаты 3 м, ширина – 4 м).

Нужно постелить линолеум, покрасить потолок и прибить плинтус, причем затратить на все это как можно меньше денег. Посмотрим, какая группа справится лучше (слайд 9).

 

Прежде, чем приступать к работе, давайте обсудим задание.

Начнем с линолеума, что нужно знать, отправляясь в магазин за линолеумом?

Верно. У вас есть на выбор два магазина (слайд 10).

Рассчитайте стоимость линолеума в каждом.

Теперь плинтус. Чтобы купить плинтус, что мы должны знать?

Верно. Рассчитайте стоимость плинтуса в каждом.

Остается краска. Есть потолок, известны его размеры, известен расход краски на 1 кв.м поверхности. Узнайте сначала, сколько краски необходимо купить, а потом посчитайте стоимость покупки в каждом магазине.

Что нужно знать, чтобы посчитать необходимое количество краски? Хорошо, а как тогда найти сколько всего краски нам понадобится?

Верно, ну а чтобы найти стоимость всей краски, что нужно сделать?

Молодцы!

Вам осталось все внимательно посчитать и выбрать наиболее выгодный по цене вариант. Только не забудьте учесть стоимость доставки и внимательно читайте особые условия. Начинайте работать!

 

Получают задание, обдумывают, обсуждают  его, задают вопросы учителю, если что-то непонятно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- площадь комнаты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- периметр комнаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- площадь потолка.

 

- умножить расход краски на площадь потолка.

 

- умножить количество краски на стоимость 1 кг.

Познавательные:

Извлечение из текстов математической информации, структурирование знаний, выбор способов решения задач, анализ объектов и синтез.

Регулятивные:

Планировать пути достижения цели;

прогнозирование.

Коммуникативные:развитие умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействия.

Личностные:

Осознание ответственности за общее дело

Выполнение учащимися заданий в группе, под контролем учителя.

(13 мин)

Выступает в роли тьютора для учащихся при выполнении творческого задания.

Выполняют задание учителя по группам, помогают друг другу, контролируют членов группы.

Познавательные:

Применение предметных знаний, выбор способов решения задач, составление формул, оставление формул

ют друг другу, контролируют товарищей.поиск информации для выполнения учебных заданий,

Регулятивные:

Формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий)

Коммуникативные:

Определение целей и функций участников, способов взаимодействия, планирование общих способов работы, обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Личностные:

Ориентация в межличностных отношениях

Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий.

(3 мин)

Проверяет и комментирует решение задачи.

 

- Молодцы! Справились с заданием!

Давайте проверим, что у вас получилось (слайд 11).

 

 

Проверяют и обсуждают с учителем свои результаты.

Познавательные:

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Регулятивные:

Контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Коммуникативные:

Достижение договоренностей и согласование общего решения

Личностные:

Самоопределение

Подведение итогов урока.

Постановка домашнего задания.

(3 мин)

Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Задает домашнее задание, комментирует его.

 

- Мы с вами не закончили ремонт. Что у нас осталось?

Верно, но это будет ваше домашнее задание. Не забудьте, что у вас в комнате 4 стены и есть дверь, которую  красить  не нужно. Каждый из вас получит листок с задачей, там есть план комнаты и все необходимые данные. Ваша задача – рассчитать стоимость краски для стен.

Записывают домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

- стены

Познавательные:

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Регулятивные:

Оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

Коммуникативные:

Участие в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:

Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация

Рефлексия.

(2 мин)

Инициирует  рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

 

- А теперь я попрошу вас подвести итоги урока.

- Чем понравился урок?

- Что нового узнали?

- Чему учились?

 - Как оцениваете свою работу? Выберите прямоугольник того цвета, который соответствует вашей работе сегодня на уроке:   -- Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно (синий);     - Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно (желтый);                 - У меня не было желания работать. Сегодня не мой день (красный).

 (слайд 12):

 

Урок окончен! Вы все молодцы! Спасибо за работу!

 

Оценивают свою работу и работу одноклассников.

Познавательные:

Рефлексия

Регулятивные:

Оценка своей деятельности и деятельности других людей

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:

Самооценка на основе критерия успешности.

 

Joomla SEF URLs by Artio