Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Жанровое своеобразие повести
Н. Лескова «Очарованный странник»

Ефремова Елена Ильинична

Оглавление

1.Введение

2. Жанровое своеобразие повести Н. Лескова «Очарованный странник»

3. Заключение

4. Список литературы

 

Введение

Что такое литература представляет себе каждый: она звучит вокруг нас и внутри нас – русских и нерусских носителей, она заключается  в миллионах текстах, написанных за тысячелетие существования письменности – от первых переводов библии до газет.

Литература – это целый мир и душа  народа, это сердце его тысячелетней культуры. И чем сложен этот мир, тем интереснее погружение в литературную жизнь.

За многие тысячелетия она (литература) приобрела тот внешний вид, который мы имеем сейчас. За столь длительное время образовалось множество направлений и жанров. Одни проникают в другие и формируют особый вид произведений, который окутывает читателя и погружает его  в доселе неизвестный и непонятный ему мир. Многожанровость позволяет глубже понять все скрытые намеки автора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность данной работы заключается в том, что до сегодняшнего дня многие литературоведы и литературные критики спорят о принадлежности того или иного произведения к определенному жанру в литературе. Так всем известная повесть А.С. Пушкина « Дубровский», которая написана в 18 веке, в 21 веке  приобрела статус романа.

Цель данной работы: На примере повести Н.Лескова «Очарованный странник» проследить многожанровость одного произведения.

Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

1. Проанализировать повесть Н.Лескова и выявить основные ведущие жанры

2. Дать характеристику жанрам и сопоставить с текстом

3. Сделать вывод о ведущем жанре в произведении Н.Лескова.

Объектом исследования является повесть «Очарованный странник».

Предметом исследования является жанровое своеобразие повести Н. Лескова «Очарованный странник».

Работа состоит из ведения, одной главы, заключения, списка литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жанровое своеобразие повести Н. Лескова «Очарованный странник».

И друзья, и враги Лескова признают, что он стоит особняком в литературе, он не создал своей школы, но и сам не примкнул, ни к одной существующей. Он как дикий дуб среди изнеженных яблонь, рождается как-то сам.5

Манеру письма Лескова многие называют «коварной», читатель попадает в своеобразный круговорот смыслов, когда невозможно выбрать один путь. Это  касается и его произведения «Очарованный странник». Однако, опытный и мудрый автор всегда дает читателю код (скрытый смысл), с помощью которого он может понять в каком направлении ему следует идти, чтобы  не остановиться на «семантическом распутье».

Итак, обратимся к произведению Н.Лескова «Очарованный странник». В литературоведении этому произведению было определено место: оно рассматривало самосознание человека, что является основополагающим многих жанров: романов, повестей, рассказов… "Очарованный странник" — произведение сложного жанрового характера.

"Очарованный странник" - произведение сложного жанрового характера. Это повесть, использующая мотивы древнерусских жизнеописаний святых (житий) и народного эпоса (былин), переосмысляющая сюжетную схему, распространенную в литературе ХVIII века.  Обладающие жанрообразующими признаками сюжет и герой повести Лескова напоминают событийную канву. Флягина постоянно подстерегают превратности, он вынужден поменять множество социальных ролей и профессий: крепостной, форейтор, дворовый графа К.; нянька-"смотритель" при малолетнем ребенке; невольник в татарских кочевьях; объездчик лошадей, ремонтер (работник, занимающийся покупкой лошадей для армии); солдат, участник войны на Кавказе; актер в петербургском балагане; справщик столичного адресного стола; послушник в Валаамском монастыре. И эта же, последняя в повести, роль, служение Флягина, не является окончательной в кругу его "метаморфоз". Герой, следуя своему внутреннему голосу, готовится к тому, что "скоро надо будет воевать", ему "за народ очень помереть хочется".

Сам Лесков дал определение – повесть. Что же такое повесть?

Повесть – это прозаическое произведение, небольшое по объёму. Повесть как жанр подразделяется: историческую, документальную, военную, лирическую, фантастическую.

Если это повесть, то какая?

Скорее всего, Лесков старался создать фантастическую направленность своего произведения, о чем говорят  необычные события, которые сопутствуют всей жизни главного героя Флягина.

(Забавные приключения со свечами в храме и с коровой, которую Флягин принял за беса)

"Очарованный странник" - это своеобразная повесть-биография героя, составленная из нескольких замкнутых, завершенных эпизодов

С другой стороны «Очарованный странник» входит  в  цикл легенд о русских праведниках. В 1872 году Лесков совершает путешествие острову Валаам, Корелу, на Ладожском озере летом,  где жили монахи.

Что же общего у произведения с жизнью праведных людей?  Неужели, Флягин  праведник?

Традиция изображения праведников относит нас к еще одному жанру - жития.

Житие - это (греч. βιος, лат. vita) — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий.

Проследим, близко ли  к житию по композиции  произведение Лескова.

1.Житийная история: рассказ Ивана о детстве:

Я родился в крепостном звании и происхожу из дворовых людей графа К. Из Орловской губернии. Теперь эти имения при молодых господах расплылись, но при старом графе были очень значительные. Мой родитель был кучер Северьян, и хотя приходился он не из самых первых кучеров, потому что у нас их было большое множество, но, однако, он шестериком правил, и в царский проезд один раз в седьмом номере был, и старинною синею ассигнациею жалован. От родительницы своей я в самом юном сиротстве остался и ее не помню, потому, как я был у нее молитвенный сын, значит, она, долго детей не имея, меня себе у Бога все выпрашивала и как выпросила, так сейчас же, меня породивши, и умерла. Оттого, что я произошел на свет с необыкновенною большою головою, так что меня, поэтому и звали не Иван Флягин, а просто Голован. Живучи при отце на кучерском дворе, всю жизнь свою я проводил на конюшне. И тут я постиг тайну познания в животном и, можно сказать, возлюбил коня, потому что маленьким еще на четвереньках я у лошадей промеж ног полозил, и они меня не увечили, а подрос, так и совсем с ними спознался.

2. Жизнеописание святого.

Эта часть существенно отличается от классического канона жития, т.к. точка зрения о грехе не всегда совпадает с мнением церкви. Главный герой клянется душой Груши, тем самым нарушает заповедь Христа, запрещающую всякие клятвы.

- Нет; ты, - говорит - прежде поклянись, чем страшнее в свете есть, что сделаешь, о чем просить стану. Я ей своим спасеньем души поклялся, а она говорит:

- Это мало: ты это ради меня преступишь. Нет, ты, - говорит, - страшней поклянись.

3. Борьба праведника с искушениями. Все произведение Лескова о том, как герой пытается победить «беса», его бес уж слишком анекдотический (конь, монастырская корова). Тогда как в классическом житие речь идет о серьезных испытаниях души человеческой.

4. Лесковский странник, как и святой — герой жития, уходит в монастырь, и это решение, как он считает, предопределено судьбой, Богом.

Правда, уход в монастырь имеет и обыденную мотивировку: " в контексте повествования тот жизненный шаг, который как бы должен неминуемо свершиться в жизни Ивана Северьяныча независимо ни от каких житейских перипетий, — уход в монастырь — обретает не столько провиденциальный смысл, сколько смысл социально психологический, почти бытовой. «Совсем без крова и без пищи было остался, — объясняет он свой поступок слушателям, — так и взял и пошел в монастырь». «От этого только? — удивляются его попутчики и слышат в подтверждение сказанного: «Да ведь что же делать-с — деться было некуда». Итак, момент свободы, выбора начисто отсутствует, действует диктат житейской необходимости, а не собственное желание и воля героя".6

Повесть сближают с житиями и пророческие сны и видения, открывающие герою, подобно святому, его грядущее.

Кроме вышеперечисленных жанровых направлений необходимо отметить ещё одно.  Это направление читатель может получить в самом начале первой главы.

Перед  нами предстает образ Ильи Муромца – это описание внешности Ивана.

Это был человек огромного роста, со смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. Послушник он был иди постриженный монах - этого отгадать было невозможно, потому что монахи ладожских островов не только в путешествиях, но и на самых островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте ограничиваются колпачками. Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был ,в полном смысле слова, богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на "чубаром" да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как "смолой и земляникой пахнет темный бор".1

Очевидно также жизнеописание Ивана и Ильи. Сила Ильи заключена в его крестьянском происхождении, а Ивана  - в природном даровании.

Ивана Северьяныча автор сближает и с былинными богатырями, роднит с героями былин любовь к лошадям, искусство объезжать их. Он повторяет слова, которыми бранит своего коня былинный Илья Муромец: "Ну, тут я вижу, что он (конь. — А. Р.) пардону просит, поскорее. с него сошел, протер ему глаза, взял за вихор и говорю: „Стой, собачье мясо, песья снедь!" – да как дерну его книзу – он на колени и пал…".8

В "Очарованном страннике" есть и несколько трансформированный сюжетный мотив, характерный для былин: поединок русского богатыря с воином-басурманином, степняком. Флягин "порется", сечется нагайками с "татарином" (казахом) Савакиреем; наградой за победу в состязании служит караковый жеребенок, который скачет, "будто едет по воздуху" (ср. полет под облаками богатырского скакуна в былинах).3

Не случайно в рассказе Флягина о своей жизни упоминаются близкие к былинам богатырские сказки о Бове Королевиче и о Еруслане Лазаревиче.

Необходимо помнить, что Н. Лесков был ещё и мастером сказа. Сказ – это способ повествования ориентированное на воспроизведении устной речи, импровизационный рассказ, который рождается на сказах слушателей.

Сказ Н.Лескова неоднороден. В рассказах Ивана присутствует речь многих героев. Проговаривая чужие роли, он (Фляги) накладывает на них личное отношение, а автор не желает, чтобы читатель сам мог дать оценки поступкам и словам  героев (Груши, князя…).

Сказовая форма позволяет автору скрыться "за героем", утаить собственную оценку и отказаться от интерпретации событий. Единственный взгляд на жизнь Ивана Северьяныча — это точка зрения самого персонажа, объяснения и круг представлений которого весьма далеки от авторских. Кстати, этот повествовательный прием внешне напоминает такую особенность героического эпоса, как совпадение авторской точки зрения и видения героя. У Лескова такого совпадения нет, но в тексте авторский "взгляд" и "взгляд" Флягина реально не разграничены, так как прямые авторские высказывания отсутствуют.

Сказовая форма мотивирует и обильное употребление просторечных слов, диалектизмов, порой — затейливую народную игру словом.

Из всего вышеперечисленного можно сказать, что в «Очарованном страннике» Н.Лесков говорит о «добром  русском богатыре», о «добром простодушии, о «доброй душе», о «добром и строгом житие»

«Очарованный стpaнник» - произведение, непростое в жанровом отношении. Это повесть, объединяющая в себе черты дpeвнeрусского жития (жизнеописания святых), былины, а также  сказ

Заключение

Сюжет лесковского произведения создается особым образом. Внешне он построен по хроникальному типу как калейдоскоп историй, как бусы, нанизанные на нитку. Возникает россыпь сюжетов, они образуют смысловые блоки, каждый из которых самостоятелен. 5

Итак, проанализировав произведение Н. Лескова «Очарованный странник», мы пришли к следующим выводам:

1. Это не классический образец повести.  Произведение содержит ряд рассказов со своей структурой (завязкой, кульминацией, развязкой).

2. Большое сходство имеет с каноном жития. Но имеет и существенные отличия (нет описания чудес после смерти праведника, да и житие пишется после смерти мученика, чего мы не наблюдаем у Лескова).

3. Если говорить о сходстве Флягина с богатырем, то, скорее всего нам этом и закончится сходство произведения с былиной, мы не видим подвигов ратных, борьбы с врагом, который угрожает стране или близкому человеку богатыря, молчат и силы природы…

4. Произведение Лескова и не сказ в чистом виде. Для сказа характерна речь героя, которая слетает с его уст. Мы можем судить по речи о герое со всех сторон: грамотен он или нет, из какого рода происходит, есть у него дефекты речи. И в каких ситуациях они проявляются наиболее ярко. В «Очарованном страннике» же речь всех героев озвучивает Флягин, который волей или не волей мог приукрасить или исказить речь других героев.

Таким образом, можно сказать, что манера письма Лескова действительно «коварна», скорее всего, именно поэтому среди литературных школ нет   школы Лескова, мало кто смог бы соединить в одном произведении столь жанров придав им новизну и свежесть.

 

 

 

 

Список литературы.

1. Горелов А.А. Н.С. Лесков и народная культура .[Текст] Л., 1988.

2. Гунин Г.П. Очарованная Русь.[Текст] М., 1990

3. Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лесков. [Текст] М., 1980

4. Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова: По его личным, семейным и несемейным записям и памяти [Текст]. В 2т. М, 1984.

5. Меньшиков М.О. Художественная проповедь//За строкой учебника. [Текст] М. 1989

6. Столярова  И.В. В поисках идеала. (Творчество Н.С. Лескова). [Текст] Л., 1978.

7. Чичерина А.В. Очерки по истории русского литературного стиля. [Текст] М., 1977.

8. Русская литература. Н. Лесков «Очарованный странник» [Текст]. М.: Дрофа 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio