Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Методическая разработка урока (мастер-класс). 8 класс

Тема блудного сына в русской и мировой культуре и поэзии

Тепенихина Ольга Александровна,

учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №197

Цель: раскрытие глубины смысла притчи, ее нравственной составляющей через эволюцию темы притчи о блудном сыне в творчестве художников и поэтов;

образовательная: знакомство с картинами художников Средневековья, с наследием религиозных мыслителей прошлого и современности, стихотворениями поэтов на тему «блудного сына»;

развивающая: развитие навыков групповой работы;

воспитательная: нравственное, эмоциональное, художественно-эстетическое воспитание учащихся на примере художественных произведений

Задачи:

1) учить систематизировать материал, обобщать, выделять главное,выражать свою мысль;

2) развивать навык сопоставительного анализа стихотворений;

3) обогащать и развивать словарный запас.

Оборудование: проектор, ноутбук, книги, сборники стихотворений (возможны распечатки), толковые словари (возможны распечатки статей из толковых словарей Ожегова, Даля, Ушакова и др.)

 

План-конспект урока

1. Беседа с учащимися.

2.Чтение притчи.

3.Работа в группах. Учитель заранее предлагает ученикам распределиться по группам: «Отец», «Младший сын», «Старший сын» - и дает домашнее задание в виде вопросов.

4.Презентация на тему «Образ блудного сына в мировой культуре». (Подготовленное выступление учащегося)

5. Разбор притчи религиозными мыслителями. (Подготовленное выступление учащегося)

6.Чтение отобранных учителем и учащимися стихотворений на тему притчи и осмысление понравившегося стихотворения.

7.Рефлексия. Закончить начатые предложения:

Притча о блудном сыне – это притча о …

Вначале трудно было понять…

Неожиданным для меня стало…

Финал притчи кажется мне…

Из всех представленных в презентации картин я выбрал бы…

Мне запомнились строчки стихотворения…

Закончить урок мне хотелось бы словами…

Работа по теме урока.

1. Слово учителя:

-Почему родители всегда заступаются за своих детей, оправдывают их, даже если дети не правы?

Ответы учеников: родители любят своих детей и готовы пойти ради них на любые жертвы. Дети в силу молодости и отсутствия опыта могут ошибиться, любящие же родители это понимают и прощают им их проступки.

-А дети? Всегда ли они отвечают своей любовью на любовь родителей?

-К сожалению, не всегда. В современном мире постепенно утрачивается почитание старших. Молодые люди порой бывают неоправданно жестоки.

Учитель:- Вы правы. Хотя еще в Ветхом завете сказано: «Пред лицом седого вставай и почитай лицо старца, и бойся Господа Бога твоего». Пятая же заповедь гласит: «Чти отца твоего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле».

Будучи здесь, на земле, около 2-х тысяч лет назад, Христос рассказал грешникам и мытарям притчу об одной семье - отце и его двух сыновьях. Слушали все: мытари и грешники , пастырь, потерявший одну овцу, женщина, потерявшая драхму, т. е. слушали Христа «потерянные» люди, ищущие истину, но пока не нашедшие ее. Фарисеи и книжники роптали. Им не нравилось, что Христос принимает грешников и ест с ними. Он же сказал им…

2)Чтение притчи ( Евангелие от Лк.15: 13-19).Чтобы понять смысл притчи, обратимся к этимологии слова «блудный».

3. Работа со словарями.

Этимология слова «блудный».

Блуд

Блудить - сбиться с пути и отклониться от правильного жизненного пути, блуждать в нравственных потемках

В ходе работы со словарными справками (смотри приложение) ученики приходят к заключению, что глагол «блудить» имеет два значения, одно из которых означает «потерять нравственные ориентиры».

Слово «грех» означает разрыв жизненных связей, уход из лучшей жизни в худшее состояние.

Свинья для евреев – «символ нечистоты, как бесы, которых изгонял Христос» (Антоний Сурожский)

4. Групповая работа.

1-ая группа: «Младший сын»

Вопросы домашнего задания:

1)Каков характер младшего сына?

2)По какой причине он потребовал от отца раздела?

3)Как долго он собирается в дорогу?

4)Что представляет собой дальняя сторона и кто ее хозяин?

5)Чем заканчивается выбор сына? Как он сам оценил свой поступок?

6)Что говорит о том, что эта история не закончена?

2-ая группа: «Старший сын»

1)Каков характер старшего сына?

2)Как он относится к отцу? К младшему брату?

3)Почему старший брат так бурно реагирует на возвращение младшего домой?

4)Как ведет он себя в этот момент?

5)Почему старший сын не желает разделить радость отца и присоединиться к пирующим?

6)Можно ли оправдать его поступок?

3 - я группа: «Отец»

1)Каков характер отца?

2)Почему отец смиренно выполняет требование младшего сына?

3)Почему он молчалив и даже пассивен?

4)Что говорит о том, что он сильно переживает «потерю» сына?

5)Когда отец начинает действовать? Как?

6)Какой урок преподает отец своим сыновьям?

Вывод: Отец радуется возвращению сына, не напоминает ему о прошлых грехах, одевает блудного сына в богатые одежды, желая прикрыть его позор и вернуть ему статус наследника. Он хорошо понимает, чего стоило сыну решение вернуться домой. Счастье отца неподдельно: возвращение к жизни умирающего - всегда радость, а возвращение потерянного для вечности – вдвойне. На наших глазах происходит оживление из мертвых. Все мы дети одного отца. Свободы вне Бога не существует. На «дальней» же стороне, привлекательной и заманчивой, свободный человек становится рабом и обретает беспощадного по отношению к своим работникам хозяина.

5. Презентация на тему «Толкование Евангельской притчи о блудном сыне религиозными мыслителями» (Презентация подготовлена группой учеников с помощью учителя)

Учитель: - Какая мысль вам показалась ближе, понятнее? Чьи слова , с вашей точки зрения подействовали на современного ученика, отгородившегося от внешнего мира бирушами?

Ученики расходятся во мнениях. Для одних - наиболее доходчивыми словами объясняет притчу богослов Антоний Сурожский, другие не согласны и аргументируют свою точку зрения.

Учитель:- Как бы вы объяснили современному школьнику смысл притчи? Какие слова подобрали?

Ученики достаточно активно предлагают разные варианты.

6.Продолжение развития темы. Обращение к живописи.

Презентация. (Подготовлена группой учеников).Этапы творчества художника (Рассказ ученика).

Вывод: Притча о блудном сыне всегда привлекала к себе крупных художников. Хемиссен, Босх, Пюви де Шаванн, Спад, Мурильо, Батони. Примерно в 1510 году нидерландский художник Иероним Босх написал "Блудного сына", но это было не возвращение в отчий дом и горький и радостный плач и объятия, к которым привычен современный зритель, а сцена обдуманного и воплощенного ухода из беспутной жизни. Дом, из которого навсегда уходит странник Иеронима Босха - это, скорее всего, грязная таверна, злачное место. На это указывают сразу несколько признаков - вывеска с белым лебедем, раскрытые в темноту двери, в которых зритель видит милующуюся парочку, оконные стекла, замысловато образующие бокал с вливающимся в него вином и что-то похожее на игральные кости. Женщина в окне глядит вослед путнику, и в её лице можно прочесть (или угадать, зная сюжет?) богатую гамму чувств - от глубокой печали до зависти - оторваться от распутной жизни и уйти в жизнь ИНУЮ - это Поступок, требующий моральных сил и хотя бы искры веры в лучшее... У нее нет ни того, ни другого. Лицо испещрено морщинами, глаза потухшие; годы, проведенные здесь, лишили её надежд и воли.

Некоторые посетители не гнушаются справлять нужду прямо за углом... Этим Босх показывает нам, что покинутый путником дом грязен не только изнутри, но и снаружи. Люди, живущие в нем, люди, приходящие в него... никто не уважает этих стен и хозяев - видимо от того, что они и не достойны уважения. Интересно, что у входа в клетку усажена сорока, а из верхнего окна свисают подштанники или рубаха. У средневековых христиан сорока обозначала распутный образ жизни и её появление, как считалось, предвещало неудачи и смерть. И совсем уж незаметная, но такая любимая Босхом... сова. Она почти сливается с листвой дерева, и разглядеть её не просто. Это грустный и страшный символ, излюбленный Босхом. Нагие девицы близки к разврату именно под совой... влекомые бесами души осенены совами... совы сидят на сухих мертвых деревьях и властвуют в аду. И это пристанище порока тоже - "под совой" не случайно. А что же сам странник - блудный сын? Худощавая фигура - он явно не переедал и голод или скудная пища ему знакомы не по наслышке. Фигура "прибита" к земле, это не гордая поступь уверенного в себе человека. Он рано состарился и поседел, в глазах его - усталость, разочарование, горькая усмешка... надежда. Путь по долгому жизненному пути - от греха к радости, от таверны, где незаметно для хозяев рушатся крыши, до любящего Отца Небесного. Босх был вполне религиозно настроенным творцом, поэтому его "Блудный сын" именно об этом. Не просто иллюстрация библейской истории, а наставление зрителю и напоминание - это про всех, это не конкретные Нидерланды или Германия, или Святая Земля - это весь мир без преувеличений. Что вполне доказуемо - округлая форма доски прямо указывает на смысловую всеобщность показанного сюжета.

Младший современник Босха великий художник Альбрехт Дюрер ( 1471 – 1528) подошел к притче совсем по - другому. Нам неизвестно, встречались ли родившийся в Нюрнберге Дюрер с Босхом, но его гравюра не оставляет никаких сомнений с дальнейшей судьбе Дома, принявшего Блудного Сына. На первый взгляд всё в картине дышит покоем. Смирно стоит тот самый упитанный телец, кормятся свиньи. Во дворе копошится петух, плещутся утки, но следы упадка ещё более явственны, чем на картине Босха. Деревца и кусты на домах, проломленные фасады домов – этот двор явно не сияет благоденствием.

И все-таки на этом фоне резко выделяется полотно Рембранта Харменса ван Рейна – голландского художника эпохи Возрождения.Смерть настигла Рембранта в состоянии нищеты и одиночества, но, судя по картине, он успел найти дорогу домой и вернуться в объятия любящего отца. «Такую встречу со своим небесным Отцом должен был пережить Рембрандт, а иначе его картина никого бы не трогала. Такая волнующая сцена: онемевшие зрители в тени, и светом неземного происхождения озарены отец и сын. Склоненный сын нашел покой, и отец не судорожно, не лихорадочно, не в страсти, а так умиротворенно положил руки на плечи сына. Эта встреча навсегда, она нерасторжима. Сын со стриженой головой каторжника, в стоптанной обуви, художник не показывает его лицо — этим лицом может быть каждый из нас».

6.Продоление темы, Мотивы притчи в русской поэзии.

Тема блудного сына волновала и русских поэтов. По- разному смотрели они на героев притчи. Дляурока я выбрала известные и малоизвестные стихотворения русских поэтов. Среди них «Блудный сын» Николая Гумилева, Бориса Слуцкого, Ольги Седаковой,Олега Щурова и отца Романа (Матюшина). Перед учениками были поставлены вопрооосы:

1)Что волнует поэта7

2)С чем связано его обращение к теме блудного сына?

3)На каком этапе жизненного пути находится лирический герой стихотворения?

4)Какой путь проходит лирический герой (блудный сын) в стихотворениях разных поэтов?

5) Состоялось ли возвращение сына к отцу?

Интересны ответы учащихся:

Лиза Т.: -Блудный сын Н. Гумилеыва возвращается к отцу глубоко раскаявшимся человеком, осознавшим свою вину перед отцом. Финал стихотворения согрет любовью сына к седому отцу. Юноша обретает смысл жизни и в награду получает невесту.

Федор Ш.:- О.Седакова создает молитвенное стихотворение : в нем земное и вечное соединено, поэтому слова отца и сына как будто перемешаны.

Анастасия Ч.: _Блудный сын Бориса Слуцкого жесток, бессердечен к отцу: пришел, насытился, ушел. Он разрывает с отцом резко, безобразно, у него нет совести.Но самое страшное стихотворение все-таки у О. Щурова: я так и вижу перед собой бесконечную дорогу, по которой идут длудные дети и их длудные отцы.Учитель: На этом фоне совершенно по- особому звучит стихотворение отца Романа (Матюшина).

 

Joomla SEF URLs by Artio