Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Конспект урока в 7 классе

Слово о Е.И. Носове. Нравственные проблемы рассказа
«Кукла» («Акимыч»)

Григорьева Татьяна Анатольевна

Тип урока: урок преподавания нового материала

Цель : Роль антитезы в рассказе. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе.

Методические приемы : наглядные материалы, беседа с учениками, работа в тетради, творческие задания.

Задачи:

  • Найти автобиографичные ноты в рассказе

  • Проанализировать отрывки произведений

  • Сравнить образ куклы в разных произведениях

  • Выяснить нравственные мотивы рассказа

  • Определить свое отношение к случившемуся

  • Воспитывать уважительное отношение к вещам

  • Воспитывать патриотизм

 

Оборудование:

-Портрет Е.И Носова.

-Фотографии военных лет

-Стихотворения о детях , чье детство пришлось на военные годы

-учебных пособий,по которым занимаются дети ( учебник, дополнительные материалы)

Структура урока :

  • Орг. Момент

  • Фронтальный опрос, формирование темы урока

  • Слово о писателе

  • анализ произведения

  • Сравнение двух произведений

  •  

  • Подведение итогов

  • Домашнее задание

  • Выставление и обсуждение оценок

Ход урока.

1.Орг. момент. ( приготовились, проверили ,все ли нужное на партах,успокоились и т.п.)

По фГОС дети должны сами сформулировать тему урока !

2. Фронтальный опрос, формирование темы урока

Посмотрите на портрет писателя. Кто мне может назвать его? Скажите, помните ли вы произведения,которые он написал ? А какое произведение мы проходили на прошлом уроке ? Вспомните, что необычного в названии этого рассказа ? Скажите, что по вашему значит слово «нравственность»? Как вы думаете, поднимает ли автор в рассказе нравственные темы ? Итак, как вы думаете, что мы сегодня будем проходить на уроке ? ( дети самостоятельно или с небольшой помощью формулируют тему урока, тема урока появляется на доске)

3.Слово о писателе.

Вашим домашним заданием было сообщение на тему «фронтовые воспоминания в рассказе «кукла» . У доски сообщение прочитает один ученик, из докладов других мы устроим выставку.

Восемнадцатилетним парнишкой он ушел на фронт ...

Война в произведениях Носова звучит нередко, хотя и отрывочно, фрагментарно – то в воспоминаниях фронтовиков, то в обстоятельствах их сегодняшней жизни, как бы за пределами сюжета». Подобное воспоминание занимает в рассказе «Кукла» несколько строк: «Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в "Багратионе", вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он - в Углич».

3.Анализ произведения.

Начинается рассказ с описания реки. Найдите фрагмент произведения , в котором описывается красота реки , покорившей рассказчика :

«В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратно - круговое течение».

 

«… и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом».

 

И вот река изменилась:

«Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи».

 

«… там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину, и на том меляке - старый гусак. Стоял он этак небрежно, на одной лапе, охорашиваясь, клювом изгоняя блох из-под оттопыренного крыла. И невдомек глупому, что еще недавно под ним было шесть-семь метров черной кипучей глубины, которую он же сам, возглавляя выводок, боязливо оплывал сторонкою».

 

-Рассказ "Кукла" ("Акимыч") не посвящен проблемам экологии. Почему же такое большое внимание автор уделяет этому пейзажу? Ответ на этот вопрос мы должны получить в конце урока.

- Кукла...Какую роль она играла в жизни людей? Почему во все времена развития человечества она была непременным атрибутом жизни людей?

Сейчас многие думают, что играть в куклы – занятие детское. Но много веков назад отношение к кукле было очень серьезным. Древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа. На Руси куклы были, прежде всего, оберегами, участниками языческих обрядов . Постепенно кукла превратилась в простую детскую игрушку, хотя и осталась эстетически привлекательной. Кукла, созданная неживой, посредством игры «оживает» в руках ребенка, который через игру постигает жизнь. Ребенок учится любить, заботиться, оберегать. Для него кукла живая.

Акимыч делает страшную находку:

"В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра. прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими. тоже было истыкано сигаретой."

 

Рассказчик спрашивает :

- Это чья же работа?

Какой ответ дали бы вы ? Кто мог так изуродовать куклу? (ответы учеников)

-Какими чертами характера должны обладать такие люди ?

5. Сравнение двух произведений

- Прослушайте стихотворение Вероники Тушновой "Кукла" ( стихотворение выводится на слайде на доску. )

 

Много нынче в памяти потухло,

а живет безделица, пустяк:

девочкой потерянная кукла

на железных скрещенных путях.

 

Над платформой пар от паровозов

низко плыл, в равнину уходя...

Теплый дождь шушукался в березах,

но никто не замечал дождя.

 

Эшелоны шли тогда к востоку,

молча шли, без света и воды,

полные внезапной и жестокой,

горькой человеческой беды.

 

Девочка кричала и просила

и рвалась из материнских рук,—

показалась ей такой красивой

и желанной эта кукла вдруг.

 

Но никто не подал ей игрушки,

и толпа, к посадке торопясь,

куклу затоптала у теплушки

в жидкую струящуюся грязь.

 

Маленькая смерти не поверит,

и разлуки не поймет она...

Так хоть этой крохотной потерей

дотянулась до нее война.

 

Некуда от странной мысли деться:

это не игрушка, не пустяк,—

это, может быть, обломок детства

на железных скрещенных путях.

 

1943

_ В этом стихотворении кукла тоже сломана-затоптана . В чем различие ситуаций? ( Ответы учащихся)

-Найдите в стихотворении метафору, описывающую отношение поэтессы к кукле. (опора на текст на слайде ) . Как вы думаете, что автор вкладывает в образ куклы ?

-Посмотрите на документальную фотографию на экране. Что вы можете сказать об этой кукле ? Какое событие она пережила ?

 

Дети - всегда дети, даже если их детство опалено войной..И у них тоже были любимые игрушки, потерять которые было тяжелой утратой\

 

Баллада о кукле

 

Груз драгоценный баржа принимала -

Дети блокады садились в неё.

Лица недетские цвета крахмала,

В сердце горе своё.

Девочка куклу к груди прижимала.

 

Старый буксир отошёл от причала,

К дальней Кобоне баржу потянул.

Ладога нежно детишек качала,

Спрятав на время большую волну.

Девочка, куклу обняв, задремала.

 

Чёрная тень по воде пробежала,

Два "Мессершмита" сорвались в пике.

Бомбы, оскалив взрывателей жала,

Злобно завыли в смертельном броске.

Девочка куклу сильнее прижала...

 

Взрывом баржу разорвало и смяло.

Ладога вдруг распахнулась до дна

И поглотила и старых, и малых.

Выплыла только лишь кукла одна,

Та, что девчурка к груди прижимала...

 

Ветер минувшего память колышет,

В странных виденьях тревожит во сне.

Сняться мне часто большие глазища

Тех, кто остался на ладожском дне.

Снится, как в тёмной, сырой глубине

Девочка куклу уплывшую ищет.

 

Молчанов А.В. ОТХОДИШЬ ЗВЕРСКИ ОТ ТЕМЫ, МНОГО ЛЕВОГО.

5.Подведение итогов

почему для Акимыча так важна кукла? Что он делает с изуродованной игрушкой?

"Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принес охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил на кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и так опустил в сырую глубину ямы. Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату."

- Как могут отностся к поступку Акимыча те, кто глумились над куклой? Поймут ли они его? А, может, посмеются, назовут контуженным ....

-Мне почему-то кажется, что именно эти, не умеющие думать люди, виновны и в гибели реки.

- О чем прелагают задуматься нам автор, рассказчик, Акимыч, фотограф, сделавший документальный снимок?

Нужно бороться против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе.

6.Выставление оценок.

Кто считает, что он сделал домашнее задание, активно отвечал на вопросы, быстро находил нужные отрывки? Кто может поставить себе 5ку ?

Кто считает,что он хорошо поработал, но допускал небольшие ошибки и не очень активно отвечал на вопросы? Кто может поставить себе 4ку?

Кто не сделал домашнее задание или отвечал с ошибками или вообще не отвечал, но сделал домашнее задание?кто может поставить себе 3ку?

Обсуждение оценок учеников с учителем,выставление в журнал и в дневники .

 

 

6. Запись Д/З.

Написать эссе "Как я понимаю заключительные строки произведения и слова Акимыча:

" И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью:

- Всего не закопать... "

 

Что хотел бы закопать Акимыч, чтобы не повторились печальные события , произошедшие с куклой и рекой?

Joomla SEF URLs by Artio