Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Внеклассное мероприятие по теме «Лексика» в 5 классе

Путешествие по стране «Лексикология»

 

 

Крылова Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа №468
Выборгского района Санкт-Петербурга

 

    Цели:

1.      Повторение и систематизация знаний, полученных при изучении темы «Лексика».

2.      Развитие коммуникативной компетенции учащихся (умение вести диалог, высказывать и аргументировать свою точку зрения).

3.      Воспитание чувства толерантности, умения работать в группе.

 

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

 

1.      Вступительное слово (Слайд 1)

     - Дорогие ребята! Все вы, наверное, любите путешествовать. Сегодня я предлагаю вам отправиться в удивительное приключение по стране «Лексикология». Подумайте, как зовут жителей этой страны? (ответы учащихся). Итак, мы отправляемся в гости к словам!

     - Но в одиночку путешествовать скучно, поэтому мы отправимся в путь командами. Каждая команда побывает на шести станциях, где вас будут ждать испытания, пройдя которые, вы будете получать ключ (листок с буквой). Чем больше ключей-букв вы соберёте, тем больше у вас шансов выиграть.

 

2.      Игра

 

1)      Станция «Значительная» (Слайд 2)

     - Вы прибыли на первую станцию «Значительную». Жители этой станции очень любят рассказывать о себе. Попробуйте их узнать.

     Задание: по лексическому значению, данному маленькими детьми, угадайте слово.

     Профессия тяжелая, потому что нужно все время сидеть на диете и быстро снимать с себя одежду (манекенщица).
     Она должна быть обязательно худой. А то, если она будет толстая, она застрянет между рядами. Придется пилоту выходить и проталкивать ее по проходу. А это не очень удобно (бортпроводница)
     У кого она есть, тот к двери подходит и уже сразу чувствует, что за ней его поджидают. И поэтому заранее достает пистолет, врывается и без лишних слов начинает стрелять (интуиция).
     Это очень важное место у человека. Там расположены макароны, компот, борщ среди всего этого где-то еще сердце помещается (живот).
     Он приделан к зверям сзади. Например, корова кончается, и начинается он (хвост).
     У рыб этого не может быть. Потому что если они ею покроются, то им будет очень 
жарко под водой плавать (шерсть).

     - Подведём итоги и отправимся к станции «Многозначная».

2)      Станция «Многозначная» (Слайд 3).

     Задание первое. Посмотрите на рисунки и скажите, как называются оба изображенных предмета. Как в науке называют такое явление? (многозначные слова)

     Задание второе. Приведите все лексические значения слова «корень».

     1. Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ.
     2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, ногтя, зуба.
     3. Начало, источник чего-нибудь.
     4.  В языкознании основная значимая часть слова.

     Задание третье. Шуточные вопросы. (Слайд 4).

1.      Какой иглой не сошьёшь рубахи?

2.      В каком магазине ничего не купишь?

3.      Что можно набрать ничего не беря в руки?

4.      Можно ли отрезать без ножа или другого режущего предмета?

5.      Что можно собрать без помощи рук?

6.      Можно ли считать, не имея в виду чисел?

     - И с этими заданиями вы справились. Получайте заработанный ключ и переходите на  станцию «Переносная». 

3)      Станция «Переносная» (Слайд 5)

     Задание первое. Почему иногда говорят, что у человека колючий взгляд или язык? Разве у взгляда и языка могут быть такие же колючки, как у ежа? (когда говорят, что у человека колючий взгляд или колючий язык, то употребляют слово «колючий» в переносном значении (колючий – «язвительный, насмешливый, злой»).

     Задание второе. Из приведенных ниже словосочетаний выберите те, в которых имеются слова, употребленные в переносном значении.

потерять терпение
 горький перец
 горячий спор
 легкий характер
 ласточкино гнездо
 хлебнуть горя

 

4)      Станция «Противоположная» (Слайд 6)

     - Вы прибыли на  станцию «Противоположная». Посмотрите внимательно на экран, что вы видите на нем?

     Задание первое. Придумайте прилагательные, которые характеризуют предметы или существа, сложите их попарно и дайте ответ на первый вопрос: каким словом можно назвать получившиеся пары? (антонимы)

     Задание второе. Загадки-складки

1.      Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня - … (прохлада)

2.      Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я … (зима)

3.      Я антоним к слову смех,

Не от радости, утех, -

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это… (плач)

4.      Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я … (конец)

5.      Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь … (тишина)

     - Итак, с заданиями на этой станции вы успешно справились, и одной из команд достанется ключ-буква. Теперь переходим на вторую станцию «Одинаковая».

5)      Станция «Одинаковая» (Слайд 7)

     Задание первое. Посмотрите на экран, какими двумя словами можно назвать это животное? Дайте полное определение этому явлению.(синонимы)

     Задание второе. Подберите как можно больше синонимов к  словам «умный», «быстро». (умный - мудрый, неглупый, рассудительный, смекалистый; быстро - мгновенно, стремглав, скоро, стремительно, мигом).

      - И эти задания вы выполнили, давайте же узнаем, какая из команд получает заветный ключ к кладу? 

 

6)      Станция «Одинаково-разная» (Слайд 8)

     - Мы находимся на станции «Одинаково-разная», всего в нескольких шагах от клада.

     Задание первое. Почему лошадь идет рысью, а она сидит на дереве? Как такое явление называется в науке о языке? (омонимы)

     Задание второе. Объясните очень кратко, но точно смысловые различия между следующими омонимами: барыня – барыня, петрушка – петрушка.

     Барыня – русская пляска.
     Барыня – помещица.
     Петрушка – корнеплод.
     Петрушка – кукла.

     - А теперь из полученных букв сложите слово. Что получилось? (лексика)

3.      Подведение итогов

 

     - Итак, наше путешествия по стране «Лексикология» закончилось. Но мы обязательно вернёмся сюда снова в следующем году. А закончить урок сегодня мне бы хотелось словами А.С.Пушкина: «Изучайте значение слова – и вы избавите свет от половины его заблуждений».

 

 

Joomla SEF URLs by Artio