Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Методическая разработка урока

Поэтический мир Марины Цветаевой

Трифонова Наталья Васильевна

  Цели:

1.      Рассмотреть характерные черты поэзии Марины Цветаевой, познакомить учащихся с  этапами творчества и биографии поэта.

2.      Развивать умения анализировать и систематизировать материал по изученной теме.

3.      Воспитывать любовь к русской литературе, сплоченный коллектив, чувство прекрасного,  нравственно-философское осмысление истории и литературы.

 

Оборудование:   записи музыкальных произведений (музыка фоном) А.Вивальди «Времена года», «Зима» П.И. Чайковский «Времена года», «Пассионата» и «Момент лиры», «Мне нравится…» в исполнении А. Пугачёвой, сборники стихов, диск с разработкой электронной версии уроков Кирилла и Мефодия.

Тип урока – урок первичного усвоения материала

 Эпиграф:

Вскрыла жилы: неостановимо,

Невосстановимо хлещет жизнь…

Невозвратно, неостановимо,

Невосстановимо хлещет стих.

Марина Цветаева

Ход урока:

Слово учителя(2 мин)

Стихотворение «Уж, сколько их упало в эту бездну…»(под музыку Вивальди)

 

Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверстую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,

Сияло и рвалось.

И зелень глаз моих, и нежный голос,

И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,

С забывчивостью дня.

И будет все - как будто бы под небом

И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине,

И так недолго злой,

Любившей час, когда дрова в камине

Становятся золой.

Виолончель, и кавалькады в чаще,

И колокол в селе...

- Меня,  живой и настоящей

На ласковой земле!

К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,

Чужие и свои?!-

Я обращаюсь с требованьем веры

И с просьбой о любви.

И день и ночь, и письменно и устно:

За правду, да и нет,

За то, что мне так часто - слишком грустно

И только двадцать лет,

За то, что мне прямая неизбежность -

Прощение обид,

За всю мою безудержную нежность

И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,

За правду, за игру...

- Послушайте!- Еще меня любите

За то, что я умру.

 

I.Организационный момент:  Приветствие, сообщение темы и цели занятия, запись темы и эпиграфа (3 мин.)

Слово учителя:

На этом уроке мы с вами познакомимся с творчеством и судьбой Марины Цветаевой, прочитаем ее стихи, наполненные бесконечной любовью к Родине, которую она несла в своем сердце до последнего мгновения. Попытаемся увидеть, как же сложно было жить в начале ХХ века. Фоном будет музыка таких композиторов как Вивальди и Чайковский «Времена года», эта музыка в полной мере отражает то, что происходило в жизни Марины Цветаевой.

II. Домашнее задание (2 мин)(запись на доске)

  Выучить стихотворение из данного вам списка

  1. Уж, сколько их упало в эту бездну…
  2. Моим стихам, написанным так рано…
  3. В огромном городе моём ночь…
  4. Але
  5. Две руки легко опущенные…

III.Слово учителя (3мин)

 1 слайд. Итак, Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) - поэт, прозаик, драматург.    Биография. Марина Цветаева - дочь профессора-искусствоведа И. В. Цветаева, родилась в Москве. В 1908 году окончила гимназию.Слушала лекции в Сорбонне. С шестнадцати лет начала печатать свои стихи.В 1910 году вышла первая ее книга «Вечерний альбом». (Стихотворение Марины Цветаевой , написанное о дне ее рождения прочитает  Еничев Александр)

 Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

 

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

 

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

 

IV. Реализация индивидуального задания. (10минут)

Слово учителя:

Кратко важные вехи ее биографии нам расскажет студент

Биография

 Марина Цветаева родилась в семье профессора-искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, основателя Московского музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и  пианистки Марии Александровны Мейн.

Осенью 1902 года Мария Александровна заболела чахоткой. 5 июля 1906 года    она  скончалась.

Осенью 1906 года Марина поступает в интернат при московской гимназии. В 1908 году Марина окончила гимназию, летом 1909 года едет в Париж, где слушает лекции по старофранцузской литературе в Сорбонне.

Марина Цветаева печатала свои стихи с шестнадцати лет. В 1910 году она издает за свои средства в типографии А.И. Мамонтова сборник стихов "Вечерний альбом" (500 экземпляров), посвященный Марии Башкирцевой.

5 мая 1911 года Марина Цветаева по приглашению известного поэта Максимилиана Волошина   приезжает в Крым, где живет у него в Коктебеле. Там она знакомится с будущим мужем, Сергеем Яковлевичем Эфроном. Он к тому времени сирота, сын революционеров, кадет Офицерской Академии. В Коктебеле Марина Цветаева знакомится и с Андреем Белым, представителем «младосимволистов».

27 января 1912 года состоялась свадьба Марины Цветаевой и Сергея Эфрона.

18  сентября 1912 года рождается первая дочь Марины - Ариадна (Аля).

В 1912 году выходит второй сборник стихов Марины Цветаевой "Волшебный фонарь", посвященный мужу, Сергею Эфрону. В том же году печатается сборник "Из двух книг".

31 августа 1913 года умирает отец Марины, Иван Владимирович.

13 апреля 1917 года рождается вторая дочь, Ирина.

Осенью 1917 года Марина с Сергеем Эфроном уезжают в Крым. 25 ноября Марина возвращается в Москву за детьми, но уехать обратно уже не может.

В январе 1918 года Сергей Эфрон отбывает в армию Корнилова.

 Осенью 1919 года Марина отдает дочерей в подмосковный приют в Кунцево, откуда вскоре забирает заболевшую Алю. 15 февраля 1920 года младшая дочь Ирина умирает в приюте от истощения.

14 июля 1921 года Марина получает   первое за четыре с половиной года письмо от мужа из-за границы.

11 мая 1922 года Марина с дочерью Алей уезжает в эмиграцию к мужу за границу. 15 мая 1922 года они приезжают в Берлин.

1 февраля 1925 года у Марины Цветаевой рождается сын Георгий (Мур).

В 1931 году Сергей Эфрон просит советского гражданства, становится советским разведчиком, активным деятелем "Союза возвращения на родину".

15 марта 1937 года   Ариадна  Эфрон едет в Москву. Позже,осенью  того же 1937 года Сергей Эфрон вынужден уехать в СССР. Сергей Эфрон,подозреваемый парижской полицией в убийстве бывшего советского агента Игнатия Рейса,В 1939 году арестована сестра Марины Цветаевой Анастасия, от Марины это скрывают.

12 июня 1939 года Марина Цветаева уезжает из Парижа и  приезжает в Москву.

В ночь с 27-го на 28-е августа 1939 года была арестована Ариадна Эфрон. Она провела в лагерях и в ссылках в общей сложности неполных 17 лет.

 В ноябре  1939-го года был арестован  Сергей Эфрон.

31 августа 1941 года Марина Цветаева повесилась. Точное местоположение ее могилы до сих пор неизвестно.

Сергей Эфрон расстрелян в 1941 году.

Георгий Эфрон в начале 1944 года призван на фронт, погиб в бою.

Ариадна Эфрон была репрессирована, реабилитирована в 1955 году, скончалась в Тарусе 27 июня 1975 года

V. Работа по теме урока (55 мин)

Слово учителя: Итак, мы познакомились с биографией  Марины Цветаевой. Давайте теперь обратимся к основным моментам творчества поэтессы.

Слайд 2. Творчество. Творчество Марины Цветаевой было ярким и неповторимым, словно написанная простыми словами чудесная картина. Первая книга Марины - дневник очень наблюдательного и одаренного ребенка: здесь ничего не выдумано, ничего не приукрашено, а все прожито поэтессой:

Ах, этот мир и счастье быть на свете

Еще невзрослый передаст ли стих?

Так называемое «Тарусское братство», в которое входила Марина Цветаева, это термин дали литературоведы-биографы по месту проживания и началу творчества Марины Цветаевой и других писателей, Таруса, город,  в котором жила  Марина Цветаева какое-то время, связала ее с таким писателем, как Константин Паустовский, об этом пойдёт речь в видео ролике. Посмотрите его, пожалуйста.

 Все стихи М. Цветаевой имеют источник, имя которому - душа поэта. Вся ее поэзия - исповедь. Поэзии Цветаевой присуща особая интонация, неповторимые ритмы, острая экспрессивность. Стихи Марины Цветаевой - это как быстрастный монолог. Отрывок из стихотворения «Родина»  

 

О, неподатливый язык!

Чего бы попросту — мужик,

Пойми, певал и до меня:

«Россия, родина моя!»

 

Но и с калужского холма

Мне открывалася она —

Даль, тридевятая земля!

Чужбина, родина моя!

 

Даль, прирожденная, как боль,

Настолько родина и столь —

Рок, что повсюду, через всю

Даль — всю ее с собой несу!

Слайд 3 Отношение к миру

 В 1912 году появляется вторая книга Цветаевой - «Волшебный фонарь», а затем в 1913 году - избранное «Из двух книг», куда вошли лучшие стихотворения начинающей поэтессы.

Марину Цветаеву отличало яростное желание «все понять и за всех пережить», жадный интерес к окружающему миру. В ее душе были сокрыты «силы необъятные».

Несмотря на трагическую судьбу, Марина Цветаева всегда была сильной и решительной личностью, «безмерной» и неукротимой, способной противостоять ударам окружающего мира, сохраняя верность тому высшему началу, которое она в себе несла. Она глубоко верила, что ее Родина со временем поймет и оценит бесконечную любовь своего поэта, вылившуюся в стихи.  Эта вера вылилась в сточках стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…».

 Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Слово учителя:   

Слайд 4. Мировая война

Итак, события первой мировой войны вносят новый пафос в русскую поэзию, и в лирике Цветаевой тоже намечается новый этап. В ее творчестве появляются русские фольклорные мотивы, в стихотворениях, впоследствии вошедших в сборник «Версты», обретают жизнь такие цветаевские темы, как Россия, поэзия, любовь.

Будет твой черед:

Тоже - дочери

Передашь Москву

С нежной горечью.

 

В этот период дочь Цветаевой Ариадна Эфрон (фамилия мужа Цветаевой - офицера царской армии) стала для матери гордостью. Отрывок из стихотворения «Але»

 Ты будешь невинной, тонкой,

Прелестной - и всем чужой.

Пленительной амазонкой,

Стремительной госпожой.

 …………………………..

Всe будет тебе покорно,

И все при тебе - тихи.

Ты будешь, как я - бесспорно -

И лучше писать стихи...

 

Но будешь ли ты - кто знает -

Смертельно виски сжимать,

Как их вот сейчас сжимает

Твоя молодая мать.

Слайд 5.Смутное время

Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как и многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем оказался неизбежным для нее.

Поэт - единственный защитник и глашатай миллионов обездоленных:

 Если душа родилась крылатой —

Что ей хоромы и что ей хаты!

Что Чингисхан ей — и что — Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца, неразрывно-слитых:

Голод голодных — и сытость сытых!

 

Слайд 6. Лебединый стан.

Стихи, написанные в 1917 -1920 годах, вошли в сборник «Лебединый стан». Оказалось, что не только о чувствах может писать Цветаева: церковная Россия, Москва, юнкера, убитые в Нижнем Новгороде, Корнилов, белогвардейцы - вот образы этого сборника. Революция и гражданская война с болью прошли сквозь сердце Цветаевой. Пришло понимание, как прозрение: больно всем - и белым, и красным!

Все рядком лежат -

Не развесть межой.

Поглядеть: солдат.

Где свой, где чужой?

 

Белый был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красный был – белым стал:

Смерть побелила.

Слайд 7.Смерть младшей дочери

Когда прежняя, привычная и понятная жизнь была разрушена, и Цветаева осталась в голодной Москве одна, с маленькими дочерьми и должна была выживать, стихи ее стали похожи на странички дневника. Это видно на примере стихотворения  «В огромном городе моем ночь…».

В огромном городе моём ночь,

из дома сонного иду прочь

и люди думают: "Жена, дочь",

а я запомнила одно - ночь.

 

Июльский ветер мне метёт путь,

и где-то музыка в окне чуть,

ах, нынче ветру до зари дуть

сквозь стенки тонкие груди в грудь.

 

Есть чёрный тополь и в окне свет,

и звон на башне и в руке след,

и шаг вот этот никому вслед,

и тень вот эта, а меня нет.

 

Огни, как нити золотых бус,

ночного листика во рту вкус.

Освободите от дневных уз,

друзья, поймите, что я вам снюсь.

 

В огромном городе моём ночь,

из дома сонного иду прочь

и люди думают: "Жена, дочь",

а я запомнила одно - ночь.

 

Самое страшное - смерть от голода двухлетней дочери Ирины - тоже отразилось в стихах. Это исповедь матери, которая не смогла спасти двух дочерей и спасла одну!

 Стихотворение, посвящённое этому тяжелому событию

Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были - по одной на каждую -

Две головки мне дарованы.

 

Но обеими - зажатыми -

Яростными - как могла! -

Старшую, у тьмы выхватывая, -

Младшей не уберегла.

 

Две руки - ласкать-разглаживать

Нежные головки пышные.

Две руки - и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.

 

Светлая - на шейке тоненькой -

Одуванчик на стебле!

Мной еще совсем не понято,

Что дитя мое в земле.

 

Слайд 8.Тема России и Москвы

«Не быть в России, забыть Россию - может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя», - писала Марина Цветаева. Давайте запишем эту цитату.

Златоглавая Москва, колокольный звон, башни и купола церквей с детства слились в душе М.И. Цветаевой в образе Родины, глубокую любовь к которой она пронесла через все тяготы своего тернистого пути.

Москва для М. Цветаевой - город особый. Она здесь родилась, провела детство, здесь же прошли и первые суровые и беспокойные годы после революции.

Облака - вокруг,

Купола - вокруг.

Надо всей Москвой –

Сколько хватит рук !

Слайд 9.Мотив странничества

 Ощущение Москвы как святыни Отечества, мотив святости, праведности в большинстве стихотворений Цветаевой. Он связан с образом странников-слепцов, бредущих «Калужскою дорогой», с образом лирической героини

Учитель: Раскройте, пожалуйста, термин «лирическая героиня, лирический герой».  Ученик: ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, образ героя лирического произведения, от лица которого передаются мысли, чувства и переживания.

Учитель: Равен ли лирический герой образу автора?

Ученик: Лирический герой равен образу автора («Лирический герой стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...», «Автор и лирический герой стихотворения «Я вас любил...»

Учитель: правильно, образ лирического героя не равен образу автора. Итак, мотив странничества в стихах Марины Цветаевой выражается в таком стихотворении, как «Калужская дорога»

Надену крест серебряный на грудь,

 Перекрещусь и тихо тронусь в путь

 По старой по дороге по Калужской.

 Мотив странничества напрямую связан с образом лирической героини Цветаевой. Вся ее жизнь - странничество, неприкаянность, самоотречение...

 

Слайд 10.Тема любви

 

Без темы любви невозможно представить поэзию Марины Цветаевой. Любить - значит жить. Любовь у Цветаевой всегда «поединок роковой», всегда спор, конфликт и чаще всего - разрыв, она не бывает счастливой.

 Любовная лирика М.И. Цветаевой неистова, внутренне драматична. Стихотворение Марины Цветаевой «Вчера ещё в глаза глядел…» отразило этот драматизм

   

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче - все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел, -

Все жаворонки нынче - вороны!

 

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

"Мой милый, что тебе я сделала?!"

 

И слезы ей - вода, и кровь -

Вода, - в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха - Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

 

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая...

И стон стоит вдоль всей земли:

"Мой милый, что тебе я сделала?"

 

Вчера еще в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал, -

Жизнь выпала - копейкой ржавою!

 

Детоубийцей на суду

Стою - немилая, несмелая.

Я и аду тебе скажу:

"Мой милый, что тебе я сделала?"

 

Спрошу я стул, спрошу кровать:

"За что, за что терплю и бедствую?"

"Отцеловал - колесовать:

Другую целовать", - ответствуют.

 

Жить приучил в самом огне,

Сам бросил - в степь заледенелую!

Вот, что ты, милый, сделал мне!

Мой милый, что тебе - я сделала?

 

Все ведаю - не прекословь!

Вновь зрячая - уж не любовница!

Где отступается Любовь,

Там подступает Смерть-садовница.

 

Само - что дерево трясти! -

В срок яблоко спадает спелое...

За все, за все меня прости,

Мой милый, - что тебе я сделала!

Ну, и, конечно же, мы знаем, что стихи Марины Цветаевой положены на музыку, замечательные песни и романсы, один из них и давайте прослушаем, надеюсь,  вы все его узнаете.           

Звучит  песня в исполнении Аллы Пугачёвой «Мне нравится…» из кинофильма «Ирония судьбы или с легким паром».

 

Слайд 11.Эмиграция

Не сумев ужиться в послереволюционной действительности, Марина Цветаева в 1922 году была вынуждена эмигрировать за границу (она уехала к мужу С. Я. Эфрону). Однако все долгие годы эмиграции Цветаева носила дорогой образ родной страны в душе, надеясь на возвращение.

Даль, прирожденная, как боль,

Настолько родина и столь

Рок, что повсюду, через всю

Даль - всю ее с собой несу!

Свою любовь к России Цветаева постаралась передать сыну Георгию или, как его называли дома, Муру, родившемуся за границей. Она была уверена: для русского человека в отрыве от России не будет счастья.

Слайд 12. Тоска по родине

За границей семья Цветаевой жила и в Берлине, и в Праге, и в Париже, но все помыслы и надежды поэта были устремлены на родину. Россия была ее болью, но болью роковой, неизбежной, с которой невозможно было смириться. Отрывок из стихотворения  «Лучина»

 

До Эйфелевой - рукою

Подать! Подавай и лезь.

Но каждый из нас - такое

Зрел, зрит, говорю, и днесь,

 

Что скучным и некрасивым

Нам кажется ваш Париж.

«Россия моя, Россия,

Зачем так ярко горишь?»

 

Многие стихотворения М.И. Цветаевой, написанные в период эмиграции, наполнены тоской по родине, куда стремилось и сердце, и душа поэта.

 Вернулась в Россию М.И. Цветаева 12 июня 1939 года для того, чтобы испытать новые потери. Кирилл Мамонов прочитает строчки, посвящённые этому.

 Тоска по родине! Давно

Разоблачённая морока!

Мне совершенно всё равно —

Где — совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошёлкою базарной

В дом, и не знающий, что — мой,

Как госпиталь или казарма.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё — равно, и всё — едино.

Но если по дороге — куст

Встаёт, особенно — рябина...

Слайд 13. Здесь нужно в нужном порядке расставить куплеты из стихотворения Марины Цветаевой «Откуда такая нежность…».

Слайд 14 Заключение

Марина Цветаева - поэт самобытный, смелый, яркий. Она человек трагической судьбы, бесконечно любящий свою Родину. Марина Цветаева очень остро переживала все боли и трагедии своего отечества, несмотря на то, что страна отвергла ее в то суровое и тяжелое время, когда ей больше всего нужны были понимание и поддержка. Даже находясь в эмиграции после революции, которую Цветаева не приняла, она продолжает воспевать свою отчизну.

Она так и ушла из жизни, не дождавшись признания, хотя и верила, что со временем ее произведения найдут путь к сердцам читателей.

  VI. Закрепление.

Итак, изучив материал урока «Поэтический мир Марины Цветаевой», давайте проверим полученные сегодня  знания, ответив на вопросы итогового тестирования.

VII. Подведение итогов урока, выставление оценок (3 мин.). Мы сегодня с вами познакомились с жизнью и творчеством одной из самых талантливых поэтесс начала ХХ века. Спасибо всем за работу на уроке. А сейчас оценки за работу на уроке.

 

 

Joomla SEF URLs by Artio