Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Нет, я не Байрон, я другой…

(урок литературы в 6-м классе)

В уме своем я создал мир иной

И образов иных существованье…

                                                                                                                         М.Ю.Лермонтов. 

Кобиль Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы  ГБОУ

 средняя  школа  №337

 

Цели :  познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества поэта;  ввести в художественный мир  Лермонтова.

Образовательные задачи урока:

- познакомить учащихся с отдельными фактами биографии (детства и юности) М. Ю. Лермонтова;

- закрепить навык анализа образной системы лирического произведения;

- учить выявлять художественные изобразительно-выразительные средства, создающие  мир стихотворения, определять размер стиха, рифму;

- учить определять значение художественных изобразительно-выразительных средств в стихотворении, размера стиха, рифмы;

- учить составлять вопросы и отвечать на них;

- развивать навыки выразительного чтения.

Развивающие задачи урока:

- развивать речь, мыслительную деятельность учащихся, творчество;

- развивать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость;

Воспитательные задачи урока:

- воспитывать любовь к поэзии, литературе;

- воспитывать грамотного читателя.

Основные виды деятельности:

- выразительное чтение стихотворений;

- беседа по вопросам;

- работа с иллюстрациями.

Термины:лирический герой, лирический сюжет, символ, комментарий.

Планируемые результаты:

  -знание отдельных фактов биографии М. Ю. Лермонтова;

- умение выразительно читать произведения литературы.

Оборудование кабинета к уроку:

учебник по литературе, тетрадь по литературе,  портреты писателя, акварельный рисунок Лермонтова М. Ю.

 

Структура урока (план):

I. Организационный момент и объявление темы урока.

II. Вступительная беседа «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова».

Выступления учеников по темам: «Детские годы М.Ю.Лермонтова в Тарханах»; «Воспоминания Лермонтова о пребывании на Кавказе» ; «Обучение в Московском университетском пансионе».

III. Работа над стихотворениями «На севере диком стоит одиноко», «Утес», «Листок».

IV.Сравнение образов.

V.Подведение итогов.

VI.Рефлексия.

VII. Домашнее задание.

VIII. Организованное окончание урока.

Ход урока.

1. Беседа.

-Что вы помните из поэтических  произведений Лермонтова? Есть ли среди них любимые? Прочитайте наизусть.

-Давайте полистаем поэтические сборники. Обратим внимание на названия стихотворений.

- О чем пишет поэт? Что волнует его и тревожит его воображение?

- Над чем он размышляет?

Выступление подготовленного ученика.

Михаил Юрьевич Лермонтов был талантлив: играл на скрипке, фортепьяно, сочинял музыку, рисовал,

владел немецким, французским, английским языками. Рано начал писать стихи. Его юношеские стихотворения - это  поэтический дневник , на страницах которого размышления о вечности, о смысле бытия, о жизни и смерти, о добре и зле, о любви. Произведения   помогают понять, как  «ощущал» себя в мире начинающий поэт, что сообщало его ранней поэзии трагический характер.

Он рано лишился  матери  и об этой утрате вспоминает в своих стихах:

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас…

«Кавказ»

В этом же, 1830- м году он делает запись: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал… Ее  певала мне покойная мать».

Выступление подготовленного ученика.

После ранней смерти матери все заботы о внуке взяла на себя бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отец от воспитания был устранен. Переживания семейных несогласий отразились в стихах:

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть…

Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,

Что люди угасить в душе моей хотели

Огонь божественный, от самой колыбели…

Однако ж тщетны были их желанья:

Мы не нашли вражды один в другом,

Хоть оба стали жертвою страданья!

Не мне судить, виновен ты иль нет…

(1831)

Детство М.Ю.Лермонтова прошло в селе Тарханы Пензенской губернии, имении бабушки.

Детские впечатления, длительная болезнь, развившаяся в нем склонность к размышлениям, барский дом, усадебный быт запечатлелись в незавершенном произведении – прозаическом отрывке « Я хочу рассказать вам»:

«Барский дом был похож на все барские дома: деревянный ,с  мезонином, выкрашенный желтой краской, а двор обстроен был однозтажными длинными флигелями,  сараями, конюшнями и обведен валом, на котором качались и сохли жидкие ветлы; среди двора красовались качели; по воскресеньям дворня толпилась вокруг них… Надо заметить, что качели среди барского двора – признак отечески  доброго проявления… Зимой горничные девушки приходили шить и вязать в детскую, во – первых, потому ,что няне Саши было поручено женское хозяйство, а во – вторых, чтобы потешать  маленького барчонка. Саше было с ними очень весело. Они ласкали и целовали наперерыв, рассказывали ему сказки про волжских разбойников, и его воображение наполнялось чудесами дикой храбрости, и картинами мрачными, и  понятиями противуобщественными. Он разлюбил игрушки и начал мечтать.   Он разлюбил игрушки и начал мечтать. Шести лет он уже заглядывался на закат, усеянный румяными облаками, и непонятно – сладостное чувство уж волновало его душу, когда полный месяц светил в его детскую кроватку. Ему хотелось, чтобы его кто – нибудь приласкал, поцеловал, приголубил, но у старой няньки были такие жесткие руки! Отец им вовсе не занимался, хозяйничал и ездил на охоту, Саша был преизбалованный, пресвоевольный ребенок. Он уже с семи лет умел прикрикнуть на непослушного лакея. Приняв гордый вид, он умел с презреньем улыбнуться на низкую лесть толстой ключницы. Между тем природная всем склонность к разрушению развивалась в нем необыкновенно. В саду он то и дело ломал кусты, срывал лучшие цветы, усыпая ими дорожки. Он с истинным удовольствием давил несчастную муху и радовался, когда брошенный им камень сбивал с ног несчастную курицу. Бог знает, какое направление принял бы его характер, если б не пришла на помощь корь, болезнь, опасная в его возрасте… Целые три года он  оставался в самом жалком положении. Болезнь эта имела важные следствия  и странное влияние на ум и характер Саши: он выучился думать… Воображение стало для него новой игрушкой. Он воображал себя  разбойником, среди синих и студеных волн, в тени дремучих лесов, в шуме битв. Вероятно, что раннее развитие умственных способностей ».

Вспоминая о минувшем детстве, Лермонтов напишет:

И если как- нибудь на миг удастся мне

Забыться,- память к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком; и кругом

Родные все места; высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за  прудом село  дымится – и встают

 Вдали туманы над полями,

В аллею темную вхожу я ; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят над робкими шагами…

                                     (1840)

Выступление подготовленного ученика

Годы детства связаны не только с Тарханами. Трижды (1818, 1820, 1825) возила бабушка внука на Кавказские минеральные воды, чтобы поддержать здоровье  своего любимца. В 1825 году ему было 10 лет, и поэтому поездка на Кавказ особенно запомнилась. Там он узнал горские песни и легенды, кавказский фольклор, быт и обычаи  горцев. Этот  удививший и поразивший его воображение мир горцев он опишет и воссоздаст в своих произведениях: под влиянием творчества Пушкина появятся поэмы «Черкесы», «Кавказский пленник».

Выразительное чтение отрывка подготовленным учеником.

Воспоминания о пребывании на Кавказе, о целительной силе природы отразились в его лирическом обращении: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на  своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают  громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает , хотя в то мгновенье гордился он ею!..

Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, ветрам, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где , покрываяся пеной, бежит безымянная речка, и выстрел нежданный , и страх после выстрела: враг ли коварный, иль просто охотник… все, все в этом крае прекрасно… Воздух там чист, как молитва ребенка. И люди, как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит!..» (1832)

Вопросы.

-Что удивляет и покоряет  поэта?

-Как автору удается передать свои чувства?

(Биографические факты и восторженное  отношение к Кавказу содержатся в стихотворениях «Кавказ», «Кавказу» - 1830; «Тебе, Кавказ, суровый царь земли» - 1838, в посвящении к поэме «Измаил – бей» - 1832)

Выразительное чтение стихотворений подготовленными учениками.

Выступление подготовленного ученика.

В 1827 году бабушка вместе с внуком отправляется в Москву: нужно было подумать о продолжении образования. М.Е. Меликов, встретившийся с тринадцатилетним Лермонтовым в это время в Москве, оставил в своих «Заметках и воспоминаниях художника – живописца» описание внешности: «Наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти с длинными черными  ресницами, делающими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того , кто бывал  симпатичен Лермонтову. Во  время вспышек гнева они бывали ужасны…»  В 1824 году М.Ю.Лермонтов зачисляется сразу в четвертый класс Московского благородного университетского  пансиона. В свое время в пансионе воспитывались В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, Ф.И.Тютчев…Здесь Лермонтов занимается  литературным творчеством, живописью, переводами

Выразительное чтение воспоминаний подготовленным учеником.

В воспоминаниях о пансионе этого периода Дмитрий Милютин напишет:

Преобладающей стороною наших  учебных занятий была русская словесность. Московский университетский пансион сохранил с прежних времен направление литературное. Начальство  поощряло  занятия воспитанников сочинениями и переводами вне обязательных классных работ. В высших классах ученики много читали.  Мы зачитывались переводами исторических романов Вальтера Скотта, новыми романами Загоскина,  бредили романтическою школою того времени, знали наизусть многие  из произведений наших лучших поэтов. В известные сроки проходили по вечерам  литературные собрания, на которых читались сочинения воспитанников в присутствии начальства и преподавателей. Некоторыми из учеников старших классов составлялись , с ведома начальства,  рукописные сборники статей, в виде альманахов или даже ежемесячных журналов, ходивших по рукам между товарищами, родителями и знакомыми. Так и я был одно время «редактором»  рукописного журнала «Улей», в котором помещались некоторые из первых стихотворений Лермонтова».

В своих тетрадях он продолжает делать выписки из произведений Пушкина, Жуковского, Шиллера. По словам самого поэта, именно здесь , в пансионе, были сделаны первые поэтические опыты. Стихи, написанные воспитанниками пансиона , читались не только в дружеском кругу, но и на торжественных  актах, литературных собраниях. А на публичном экзамене в 1829 году М.Ю.Лермонтов  прочел элегию В.А.Жуковского «Море». Знаменательно, что и в последующие годы , когда прославленный и признанный поэт познакомился с  творчеством  М.Лермонтова, он не только оценил талант своего младшего собрата по письму, но помогал  преодолевать цензурные трудности и принимал самое живое участие в его судьбе.

В 1830 году М.Ю.Лермонтов держит экзамены  в Московский университет, спустя два года зачисляется в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Систематически заниматься  серьезным творчеством удавалось далеко не всегда: это не приветствовалось в военном учебном заведении.

Мысли, переживания, владевшие юным поэтом, отразились во многих его произведениях, но, может быть, более всего в стихотворении «1831 – го  июня 11 дня»

Комментированное чтение стихотворения учителем.

Моя душа, я помню, с детских лет

Чудесного искала…

Холодной буквой трудно объяснить

Боренье дум…

Как нравились всегда пустыни мне,

Люблю я ветер меж нагих холмов,

И коршуна в небесной вышине,

И на равнине тени облаков…

И мысль о вечности, как великан,

Ум человека поражает вдруг…

Что на земле прекрасней пирамид

Природы, этих гордых снежных гор?..

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал…

Выступление подготовленного ученика.

Известность принесли стихи, поэмы, драмы, роман, а признание – стихотворение «Смерть поэта». Известие о роковом поединке Пушкина и его гибели поразило Лермонтова. В стихотворении он выразил не только свои чувства. Оно было напечатано, но известно стало многим: «Стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, переписывались, выучивались наизусть всеми» .(И.И.Панаев). Автор не избежал наказания – ссылки на Кавказ.

Второй раз был выслан за участие в дуэли в 1840 году.

В последние годы жизни поэтом написаны кроме других произведений стихотворения «Тучи» - 1840 ( положили на музыку около 40 композиторов), «На севере диком стоит одиноко» - 1841 ( положили на музыку более 100 композиторов), «Утес» - 1841  (около 60 композиторов положили на музыку), одно из последних – «Листок».

Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.

                              Листок

 Дубовый листок оторвался от ветки родимой

 И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

 Засох и увял он от холода, зноя и горя

 И вот наконец докатился до Чёрного моря.

 

 У Чёрного моря чинара стоит молодая,

 С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская,

 На ветвях зелёных качаются райские птицы;

 Поют они песни про славу морской царь-девицы.

 

 И странник прижался у корня чинары высокой;

 Приюта на время он молит с тоскою глубокой,

 И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,

 До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

 

 Один и без цели по свету ношуся давно я,

 Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

 Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,

 Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

 

 «На что мне тебя? – отвечает младая чинара. –

 Ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара.

 Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?

 Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

 

 Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!

 Я солнцем любима, цвету для него и блистаю.

 По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

 И корни мои умывает холодное море».

                                                                         1841

- Каков сюжет стихотворения?

- Докажите, что это произведение лирическое.

(Переданы настроения, мечты и устремления человека через красочное описание природных образов.)

Попробуем разобраться, как же это происходит.

Работа в технике “репейника”.

Ученики задают вопросы письменно к слову, к строке.

1 строфа

-          Почему листок оторвался?

-          Почему буря жестокая?

-          Что значит «гонимый»?

-          Почему «засох и увял он от холода, зноя и горя»?

-    Почему «докатился до Чёрного моря»?

-          Почему «наконец»?

-          Каким стал листок?

 2 строфа

-          Что такое чинара?

-          Какая чинара?

-          Как к ней относится ветер?

-          Почему в ветвях качаются райские птицы? Что это за птицы?

-          Почему птицы поют песни про морскую царь-девицу? Почему славят её?

3 строфа

-          Кто этот странник?

-          Почему странник прижался у корней чинары?

-          Зачем ему приют? Почему молит?

-          Почему листочек дубовый бедный?

-          Почему созрел до срока?

-          Почему отчизна суровая?

4 строфа

-          Почему он носится по свету давно? Почему один? Без цели?

-          Почему листок просит «прими же пришельца»?

-          Почему он немало знает мудреных и чудных рассказов?

5 строфа

-          Почему молодая чинара не хочет принять листок?

-          Почему листок не пара свежим сынам чинары?

-          Почему после слов «ты пылен и желт» и «ты много видал» стоит тире?

-          Почему слух чинары утомили райские птицы?

-          Какую роль играет в стихотворении диалог?

6 строфа

-          Почему столько восклицательных знаков?

-          Почему чинара говорит «иди себе дальше»?

-          Почему «о странник»?

-          Почему отдельным предложением выделено «Тебя я не знаю!»?

-          Как относится к чинаре солнце, небо, море?

Выберите три любых вопроса, обсудите в паре, четверке.

Вместе обсуждаем все вопросы.

- Сделаем вывод. Продолжите мысль письменно в тетрадях.

«В лирике М. Ю. Лермонтова используются … для … ».

(«В лирике М. Ю. Лермонтова используются природные образы для передачи внутреннего состояния человека»).

- Что же придаёт стихотворению особую выразительность? (средства выразительности, тропы).

 Найдите средства выразительности. Какова их роль в стихотворении?

- Проанализируем звукопись стихотворения.

- Определите размер стиха. Сделайте вывод.

(Пятистопный амфибрахий. Стихотворение читается плавно, размеренно, местами монотонно. Создается эффект раздумья.)

Беседа.

- Что объединяет эти произведения? Случайны ли эти образы – утес, сосна, листок?

- Как вы думаете, что привлекло художников, композиторов в этом произведении?

Домашнее задание: одно из упоминавшихся на уроке стихотворений выучить наизусть, подготовить иллюстрацию к одному из них.

Рефлексия.

·         Что нового я узнал на уроке?

·         Каковы результаты моей деятельности на уроке?

·         Что у меня получилось лучше всего?

·         Как я оцениваю свою работу?

 

 

Joomla SEF URLs by Artio