Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Разработка интегрированного урока в 5-6 классах по литературе и истории искусства.

Методика использования мультимедийных средств обучения при развитии межпредметных связей на уроках литературы

 

Алексеева Светлана Алексеевна,
учитель русского языка и литературы;
Беляева Наталия Николаевна,
учитель русского языка и литературы
средней школы №453 Санкт-Петербурга

 

Тема урока: «Палитра жизни, творчества, души...»

Цель урока: дать представление о широте возможностей личности человека на примере жизни и творчества Леонардо Да Винчи; познакомить с культурным наследием эпохи Возрождения.

Задачи:

1.Образовательные:

- знакомство с биографией Леонардо Да Винчи, его деятельностью, живописным и литературным наследием;

-формирование навыков поиска и отбора информации из различных источников.

2.Развивающие:

-развитие навыка анализа художественного текста;

-совершенствование навыка устной речи;

-развитие умения выражать свои мысли и чувства.

3.Воспитательные:

-расширение общего кругозора учащихся;

-воспитание литературного вкуса, любви к печатному слову.

Оборудование:

1.портрет Леонардо Да Винчи;

2.выставка книг о Леонардо Да Винчи;

3.выставка творческих работ учащихся;

4.авторская презентация;

5.раздаточный материал для учащихся (текст легенды, лист сопровождения);

6. музыка: Сен – Санс  «Лебедь»; Бах - Гуно  «Аве Мария»; П. Мориа «Минуэт»; А. Вивальди « Зима».

План урока:

1.Вступление.

2.Детство Леонардо.

3.Таланты Леонардо.

4.Картины Леонардо.

5.Литературное творчество Леонардо: литературное наследие, анализ легенды.

6.Подведение итогов урока (рефлексия, домашнее задание).

 

 

 

Ход урока

1.Вступление  

Звучит музыка А. Вивальди

Учитель:

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами заглянем в книгу жизни человечества, а особенно в те страницы, которые посвящены эпохе Возрождения. Давайте посмотрим, что говорит об этом времени энциклопедия.

Презентация. Слайд №1

ВОЗРОЖДЕНИЕ, РЕНЕССАНС (фр.)- исторический период в истории Западной Европы, приходящейся на 14-15 века.

Учитель:

-В истории искусства термин «возрождение» применяется в архитектуре и в изобразительных искусствах стран З. Европы, а прежде всего в Италии – передовой страны того времени.

Презентация. Слайд №2

-К высокому Возрождению принадлежат  творения Леонардо, Микеланджело, Рафаэля.

Презентация. Слайд №3

Учитель:

-Мы поведем разговор о жизни и творчестве Л. Да Винчи. 15 апреля исполнилось 560 лет со дня его рождения

-Что вы знаете о нем?

-Да, это выдающийся художник. Но на самом деле это бездна талантов. Русский художник Василий Николаевич Яковлев писал о феномене  Леонардо: «Этот гениальный человек является гармоничным сочетанием всех областей (живопись, инженерное искусство, архитектура, музыка, наука): как солнечный свет, в котором  воедино сливается все богатство оттенков спектра».

II. Детство Леонардо

 

Учитель:

-Давайте поближе познакомимся с его жизнью.

(Ученик рассказывает о детстве Леонардо)

. Леонардо родился 15 апреля 1452 года в тосканском городе Винчи близ Флоренции. Он был внебрачным сыном местного нотариуса и молодой крестьянки, умершей несколько лет спустя после появления ребенка на свет.

Уже в детстве Леонардо настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в тупик преподавателей. Увлекался рисованием, лепкой, прекрасно играл на лире. В нем рано пробудилась любовь к природе. Часто, забыв про шумные мальчишеские забавы, он без устали бродил по окрестным лесам и лугам; вслушивался в незнакомые голоса земли, старался разгадать тайну жизни камней, растений и животных…

Однажды отец отнес рисунки Леонардо своему давнишнему другу Андреа Вероккио. Тот изумился и сказал, что мальчик непременно должен посвятить себя живописи. В тринадцатилетнем возрасте Леонардо поступил учеником во Флорентийскую мастерскую Вероккио. Очень скоро ему было суждено затмить своего учителя.

Находясь во Флоренции, Леонардо кроме живописи, изучал все доступные тому времени науки. Но Л. Не находил достаточного применения своим способностям. Тогда он ищет покровительства миланского герцога Людовика Моро. Пишет ему письмо, в котором сообщает, на что способен. Давайте послушаем выдержку из этого письма.

(Ученик цитирует письмо Л.)

1. Я знаю способ делать мосты, в высшей степени легкие и удобные для переноски, посредством которых можно преследовать, и даже обращать в бегство врагов; и другие надежные мосты, невредимые в огне и битве, легкие и удобные для подъема и перекидывания. Я знаю способы предавать огню и разрушать мосты врагов.

2. На случай осады какой-нибудь местности, я знаю способ осушить рвы и делать различные мостки со ступенями другие орудия, пригодные для осады.

3. Я знаю способы делать пушки, очень удобные и легкие для передвижения, которыми можно метать, подобно буре, мелкие камни, и дым которых нагоняет страх на врагов, причиняя им урон и вызывая смятение.

4. Я знаю способы прокладывать не производя ни малейшего шума подземные ходы, узкие и извилистые, на случай, если бы понадобилось идти под рвами или под какой-нибудь рекой.

5. Я делаю закрытые повозки, надежные и невредимые. Врезавшись в среду врагов, повозки эти, со всей артиллерией могут разомкнуть какое угодно количество вооруженных людей.

6. В случае, если дело происходит на море, я знаю множество орудий, в высшей степени пригодных для нападения и обороны, и суда, выдерживающие самую жесткую пальбу и вещи, производящие дым.

7. В мирное время надеюсь быть в высшей степени полезным по сравнению с кем угодно – в архитектуре, в сооружении публичных и частных зданий, и в проведении воды из одного места в другое.

Могу работать в качестве скульптора над мрамором, бронзою и глиною, также в живописи могу делать все, что только можно сделать по сравнению с кем угодно.

 

Учитель:

- Это письмо могло бы показаться бредом безумца, так как никто бы не смог выполнить обещанного. Но Леонардо был убежден в своих силах.

 

III.Таланты Леонардо

Учитель:

-В стремлении к познанию Леонардо коснулся почти всех областей человеческой деятельности. Сейчас мы заглянем в грани многостороннего таланта  Л.

(Ученики рассказывают о талантах этого человека)

1 ученик: Я перечислю лишь некоторые из его изобретений: стекла для усиления света лампы, водолазный шлем, вертолет, аэроплан и парашют – результаты занятий воздухоплаванием, паровая пушка, шариковый подшипник, винторезный и строгальный станки, токарный станок, переносной разборный мост, велосипед.

 

 

2 ученик: О географических познаниях Леонардо свидетельствует тот факт, что в Лондонском музее хранится начертанная им под руководством его друга Америго Веспуччи первая карта Нового Света – Америки. Написал книги о регулировании рек, чтобы они сохраняли свои берега, о том, что Земля есть светило.

3 ученик: Леонардо усовершенствовал флейту. Наиболее совершенным музыкальным инструментом, который он изобрел, является виола. Вместо смычка по струнам скользила бычья жила, растянутая между двумя колесами, наподобие придворного ремня. Беспрерывное касание тянущейся ленты-смычка придает звучанию слитность.

4 ученик: От природы Леонардо был наделен богатырской силой и без труда гнул подковы и железные прутья. Ему не было равных в фехтовании, а как наездник он мог усмирить любого норовистого скакуна.

5 ученик: Он превосходно играл на лютне, скрипке, арфе и в кругу друзей любил импровизировать, подбирая музыку к своим сонетам и мадригалам. Леонардо обладал чарующим голосом, недаром его звали “сладкоголосым Орфеем”.

6 ученик: Леонардо был большим мастером того что мы называем кроссвордами, составляя музыкальные, словесные и рисованные ребусы – интеллектуальные забавы для дам и кавалеров, коротавших в его обществе вечера.

Учитель:

-Его талант нашел применение даже в разработках одежды, создании кулинарных рецептов. Современники Л. Писали, что он был прекрасным рассказчиком, обладал изысканными манерами и очаровывал людей одним своим присутствием.

IV. Картины Леонардо да Винчи

Музыка ….

Учитель:

- Ребята, мы с вами живем в Санкт- Петербурге, не раз бывали в Эрмитаже. Давайте посмотрим, какие произведения можно увидеть своими глазами.

Презентация. Слайд №3

МАДОННА БЕНУА 1478

МАДОННА ЛИТТА 1480

-Так представлял себе живописец  Богородицу с младенцем. Какой вы видите Мадонну Бенуа?

(веселая молодая мать, одета и причесана по моде 15 века, играет с ребенком, на ее губах играет ласковая улыбка)

-Создается впечатление, что сцена взята из жизни. А Мадонна Литта кормит младенца молоком. Это самая близкая связь матери с ребенком. Недаром говорят-впитан с молоком матери.

-Образ матери – это символ жизни. А дитя держит в руках почти незаметного птенца, в христианстве птица- символ сына Божьего, его детства, символ святого духа.

Музыка ….

Полюбуемся этой картиной. Полная задумчивости, нежная и умиротворенная мать любуется на дитя, во взгляде вся полнота чувств.

Это небольшое по размеру произведение, вероятнее всего, предназначалось для домашнего поклонения. Богатые горожане часто заказывали изображения мадонны с младенцем художникам.

Леонардо писал это изображение для правителя Милана, потом картина перешла в коллекцию семьи Литта.

Современное название картины происходит от имени графа ЛИТТА. В 1865 году он продал ее Эрмитажу.

 

V. Литературное творчество Леонардо да Винчи

-А теперь давайте обратимся к чарующему миру сказки. Ее любят и взрослые и дети. С одним из сказочников мы познакомимся впервые. Его имя - Леонардо да Винчи. Сочиненные им притчи, легенды и сказки принесли ему при жизни не меньшую известность, чем картины.

К настоящему времени богатейшее наследие Леонардо собрано воедино и насчитывает свыше 7000 листов. Он ревностно оберегал записанные им самим мысли, наблюдения и заметки от постороннего глаза. Он даже придумал особую систему тайнописи, вписывая одну строчку в другую, или применяя графические знаки и символы. Чаще всего он писал справа налево, так что написанное можно прочитать только с помощью зеркала.

Немногим более 20 лет назад сказки и легенды Леонардо увидели свет отдельным изданием, в которое вошли более ста произведений. Примечательно, что это осуществило старейшее флорентийское издательство «Джунти», которое в свое время пользовалось услугами конторы отца Леонардо.

Сказки Леонардо необычны. Их герои – звери, птицы, рыбы, растения, камни – наделены даром речи и способностью оценивать свои и чужие поступки, которые ничем не отличаются от поступков людей.

-Сейчас мы с вами прослушаем легенду Леонардо, которая называется «Лебедь».

(Подготовленный ученик читает легенду всему классу)

Учитель выясняет впечатления учащихся от легенды и начинает работу с текстом легенды по листу сопровождения (текст легенды и лист сопровождения имеется у каждого учащегося на парте).

VI. Подведение итогов урока.

Рефлексия. (Учащиеся высказывают свои впечатления и ощущения от урока).

Домашнее задание.

Учащимся предлагается написать небольшое сочинение – рассуждение на тему одного из высказываний, предложенных в задании № 9.

 

Лист методического сопровождения учащихся:

 

Леонардо Да Винчи Легенда «Лебедь»

1.      Запишите два определения характера этой легенды.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.      Выпишите из текста примеры средств выразительности:

Эпитет                                                                                                         Метафора

______________________________                                ___________________________________

______________________________                                ___________________________________

3.      Объясните значения слов с помощью синонимов:

Пурпур___________________________________________________________________________

Под сенью ивы___________________________________________________________________

Доподлинно______________________________________________________________________

Щемящая тоска_________________________________________________________________

Вдохновенно пел_________________________________________________________________

4.      Найдите в тексте краски палитры художника:

Зеркало воды_____________________________________________________________________

Старая плакучая ива _____________________________________________________________

Последние лучи солнца____________________________________________________________

Глубокая вечерняя тишина________________________________________________________

5.Почему лебедь был готов спокойно и достойно закончить свою жизнь? Найдите ответ в тексте и подчеркните это предложение.

6.Как же лебедь прожил свою жизнь? Запишите. __________________________________________________________________________________

7.О чем пел лебедь? Выпишите ответ. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8..В чем видел смысл жизни Леонардо Да Винчи____________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

9.Порассуждайте по одному из высказываний:

              «Жизнь, прожитую достойно, следует измерять деяниями, а не годами».    Р. Шеридан

             «Жизнь – это миг. Её нельзя прожить сначала на черновик, а потом переписать».    А. Чехов

            «Век живи – век учись тому, как следует жить».   Сенека

            «В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро».  Аристотель

 

Лист  с текстом легенды:

Легенда «Лебедь»

 

Наклонив гибкую шею к зеркалу воды, лебедь долго всматривался в свое отражение. Он понял причину усталости и озноба, пронизывающего все тело словно в зимние холода.

Теперь он доподлинно знал, что час его пробил и настала неотвратимая пора прощания с жизнью.

Его перья были так же прекрасны и белоснежны, как и в далекие годы юности. Ему удалось пронести в незапятнанной чистоте свое одеяние через все жизненные невзгоды и испытания, через зной и стужу. И теперь он был готов спокойно и достойно закончить свои дни.

Изогнув красивую шею, он медленно и величаво подплыл к старой плакучей иве, под сенью которой любил, бывало, пережидать летний зной.

Опустился вечер и закат окрасил в пурпур воды озера.

 

В глубокой вечерней тишине, воцарившейся вокруг, послышалось лебединое пение. Никогда ранее лебедь не пел с такой проникновенной задушевностью и щемящей тоской. Он вдохновенно пел о своей любви к природе, небу, воде, земле…

 

- Лебедь поет, - прошептали зачарованные прощальной песней рыбы, птицы и все прочие обитатели полей, лесов и лугов. – Это песня умирающего лебедя.

 

Нежная грустная песня эхом разнеслась по округе и замерла с последними лучами солнца.

 

Joomla SEF URLs by Artio