Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Литературный турнир для старшеклассников

 

Озерова Екатерина Анатольевна, учитель русского языка и литературы,

 

ГБОУ средняя школа 16, Санкт-Петербург

 

В школьном учебно-воспитательном процессе изучение литературы занимает особое положение: такова специфика данного предмета. Знакомя учеников с художественными произведениями, преподаватель обязательно говорит о людях, об их отношении к обществу, о любви, о дружбе. По силе своего воспитательного воздействия никакой иной предмет невозможно сравнить с литературой. Только на уроке учитель не может решить нравственного воспитания учащихся. А значит, внеклассная работа по предмету становится органической частью педагогической деятельности учителя-словесника.

Участвуя во внеклассной работе, дети проявляют не только свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, то есть сотрудничать, ставить себя на место другого человека.

Литературный турнир рассчитан на учащихся 10-11 классов. Может одновременно играть практически любое число команд.

Задания предлагаются разной степени сложности (3 балла, 2 балла и 1 балл). Команды сами определяют номер вопроса.

Вопросы и задания ориентированы на проверку

-знания биографического и историко-культурного аспекта изучаемого произведения;

- знания и понимания текста конкретных произведений;

- усвоения основ литературы и умения грамотно пользоваться литературной терминологией.

 

Вопросы на три балла.

1. Узнай героя.

«Жил во времена татарщины. Лично его она не тронула, укрыли леса. Но к татарщине не пребыл равнодушен. Отшельник, он спокойно, как всё делал в жизни, поднял свой крест за Россию  и благословил Дмитрия Донского на ту битву, Куликовскую, которая для нас навсегда примет символический таинственный оттенок. В поединке Руси с Ханом его имя навсегда связано с делом созидания России» (Сергий Радонежский)

2. Кого из героев М.Ю.Лермонтова

«Схоронили за Москвой-рекой,

На чистом поле промеж трёх дорог:

Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской;

И бугор земли сырой тут насыпали.

И кленовый крест тут поставили.

И гуляют, шумят ветры буйные

Над его безымянной могилкою.

И проходят мимо люди добрые:

Пройдёт стар человек – перекрестится,

Пройдёт молодец – приосанится,

Пройдёт девица – пригорюнится,

А пройдут гусляры – споют песенку». (Степан Калашников)

3. В древней византийской энциклопедии об этом растении говорилось как об отличном болеутоляющем средстве: его рекомендовали прикладывать к месту ушибов для снятия болей и отёков. По утверждению не менее древних авторитетных источников, к нему проявляли интерес и животные (кошки, собаки, мыши). И люди всех возрастов – от внучки до бабушки и дедушки. О каком растении идёт речь? (репка)

4. Кого из героев литературного произведения не смогли разлучить злые люди»?

«Уж больше не осмелились прикоснуться к святым их телам и положили их в едином гробе, как они и повелели, в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы внутри града. И лежат они там на просвещение и на спасение граду тому». (Пётр и Феврония Муромские)

5. «И странник прижался у корня чинары высокой;

Приюта на время он молит с тоскою глубокой…»

О каком страннике говорится в стихотворении М.Ю.Лермонтова? (Дубовый листок)

6. «Он зажал двугривенный в руку, прошёл шагов десять и оборотился лицом к Неве, по направлению дворца. Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывался лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчётливо разглядеть даже каждое его украшение. Он стоял и смотрел вдаль долго и пристально… Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была эта пышная картина…»

Назовите автора и героя произведения. (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», Родион Раскольников)

7. Об этой музыке её первые слушатели, почитавшие себя самыми несчастными на свете, говорили так:

Нет повести печальнее на свете,

Чем музыка Прокофьева в балете.

По какому литературному произведению был написан балет Прокофьева? (Шекспир «Ромео и Джульетта»)

8. В каком произведении А.С.Пушкина в интерьере есть серия картин, изображающих историю блудного сына? («Станционный смотритель»)

9. У А.П.Чехова есть рассказ «Лошадиная фамилия».

«Такая ещё простая фамилия... словно как лошадиная. Кобылин? Нет, не Кобылин. Постойте… Жеребцов нешто? Помню, фамилия лошадиная, а какая – из головы вышибло…»

Какая же фамилия была у чеховского героя? (Овсов)

10. Творческий пересказ. Определите произведение.

Обращаясь к своим могущественным покровителям, несчастная женщина просит защиты для своего мужа. На трудном пути домой он превращается то в горностая, то в сокола, то в белого гоголя. Ему помогают и соловьи, и дятлы, и галки, и сороки.

 

Вопросы на два балла.

1. Какие имена у пушкинских героев? К фамилии присоедините имя.

Онегин         (Евгений)

Ларина        (Татьяна)

Миронова   (Маша)

Ленский     (Владимир)

Вырин      (Самсон)

2. Представьте себе, что перед вами записная книжка писателя с набросками сюжета будущих произведений. Вспомните их названия.

А) Углич. Литовская граница. Убийство царевича. Лет ему от роду пятьдесят. Росту среднего. Одна рука короче другой. Царь умер. Да здравствует царь Дмитрий Иванович! («Борис Годунов», А.С.Пушкин)

Б) Племянник в деревне. Две сестры. Бал и дуэль. Заморский секундант. Московский генерал и княжна Алина. Князь Вяземский душу ей успел занять. («Евгений Онегин», А.С.Пушкин)

3. Ура! Команда получает два балла! Вопроса под этим номером нет.

4. Портрет героини:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

О ком говорится в этом отрывке? (Ольга из романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина)

5. Отрывок из письма. Кому оно адресовано?

«…ты доказал, что шпагу носить ещё не достоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать Андрею Карповичу, прося его перевести тебя из … крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла»

(Письмо адресовано Петруше Гринёву, «Капитанская дочка»)

6. Назовите фамилию героя Акакия Акакиевича из повести Н.В.Гоголя «Шинель». (Башмачкин)

7. «Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой…»

Кто из поэтов называет свою любовь к отчизне «странной»? (М.Ю.Лермонтов «Родина»)

8. Какой рассказ возник из поговорки «Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал»? (Н.С.Лесков «Левша»)

9. И стали    …   на бога роптать:

«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?

Не прав твой, о небо, святой приговор!»

Кто же стал «на бога роптать» в стихотворении М.Ю.Лермонтова? (Три пальмы)

10. Из какой поэмы эти строки?

«Однажды русский генерал

Из гор к Тифлису проезжал;

Ребёнка пленного он вёз.

Тот занемог, не перенёс

Трудов далёкого пути;

Он был, казалось, лет шести;

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник».

(М.Ю.Лермонтов «Мцыри»)

11. Какой эпиграф выбрал А.С.Пушкин к повести «Капитанская дочка»? («Береги честь смолоду»)

 

Вопросы на 1 балл.

1.Кто из героев А.С.Пушкина носил золотую цепь? (Дуб)

2. Кто из пушкинских героев никогда не спит? (Кот учёный)

3. Кто из пушкинских героев говорит только правду? (Зеркальце)

4. В каком чине состоял отец капитанской дочки? (Капитан)

5.Тридцать лет и три года этот человек удил рыбу. Но однажды неожиданно для себя пришлось сменить профессию. Кем он стал? (Конюхом. «На него прикрикнула старуха, На конюшне служить его послала».)

6.За что приговорён к «ссылке в каторжные работы» злоумышленник А.П.Чехова? (За отвинчивание гаек на железной дороге)

7. Какое определение следует добавить к слову «Карась…», если речь идёт о герое сказки Салтыкова-Щедрина? (Карась-идеалист)

8. Сколько витязей в поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»? (Четыре действующих и Голова – «…и я был витязь удалой»)

9. Какую газету читают на острове генералы из сказки Салтыкова-Щедрина? («Московские ведомости»)

10. Перевёртыш.

С ленью достанешь птицу с дерева. (Без труда не вынешь и рыбку из пруда)

Joomla SEF URLs by Artio