Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Инновационные методы приобщения к чтению

Татьяна Ивановна Зражевская,
преподаватель русского языка и литератур
Индустриально-судостроительного лицея
(Санкт-Петербург)

Роль чтения в системе социокультурного развитии личности велика.

Развитие качеств личности учащегося немыслимо без чтения, что определяет его высокую воспитательную роль. Сегодня, пожалуй, невозможно определить, где кончается обучение и начинается воспитание. Речь идет о воспитывающем обучении, результатом которого является социализация обучающегося, формирование личностных качеств, соответствующих потребностям общества.

Чтение в средней школе должно стать средством обучения, а в старшей – базовой учебной компетенцией для того, чтобы учащийся мог осуществить переход от развивающего к саморазвивающему, эврестическому обучению, то есть мог в дальнейшем развиваться и учиться как самостоятельно, так и в высшем учебном заведении.

Учитывая интерес к творчеству Салтыкова-Щедрина и учитывая    все положительное, накопленное педагогикой, психологией, социологией, постоянно совершенствуя методы преподавания чтения, стремимся заинтересовать, увлечь учащихся книгой, призывать к активному прочтению и творчеству.

При этом формируются  когнитивные(познавательные), креативные(творческие), коммуникативные, позиционные(наличие собственной позиции), методологические, критические, рефлексивные и другие качества учащихся-читателей.

Задачи, которые можно решить при изучении данной темы:

- обогатить нравственный опыт учащихся, их представления о нравственных  ценностях и ориентирах (понятие совести, чести,  подвижничества и т.д.)

- изучая произведения писателя-сатирика, учащиеся должны освоить теорию литературы (сказка как жанр, сатирическое и комическое, средства выразительности – юмор, сатира, ирония, сарказм, гипербола, гротеск, аллегория, Эзопов язык и т.д.)

- использовать пространство темы для реализации и развития творческих возможностей учащихся (инсценирование, иллюстрации, творческие задания).

Творчество Салтыкова-Щедрина актуально тем, что рассматриваемые им проблемы  созвучны современности:

- власть и человек – “История одного города”, сказки“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”,”Сказка о ретивом  начальнике”.

- стяжательство и благотворительность – “Дикий помещик”, “Соседи”

- инициатива и бездействие – “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”,”Коняга”, “Премудрый пескарь”,”Либерал”,”Богатырь”

-духовность и безнравственность- “Пропала совесть”,”Дурак”, “Гиена”.

При обсуждении стало понятно, что учащиеся интересуются  политикой и  проблемами нравственности, проявляют креативность, критичность.

Это  исходит из того, что инновационная организация приобщения к чтению соcтоит в

осознанном выборе таких методов обучения, которые обеспечивают  включение учащихся в активную работу, ведут к выработке устойчивой положительной мотивации,

создание  позитивного эмоционального фона, создание каждому учащемуся условий достижения оптимального уровня участия в процессе учения, что соответствует идее гуманизации образования.

Современная педагогика накопила большой арсенал методических разработок по работе со словом.

В своей деятельности мы используем такие логические методы:

1) анализ эпизодов в художественном произведении, например, в “Истории одного города”

2) индукция как движение от частного к общему при рассмотрении поведения литературных персонажей(“Самоотверженный заяц”).

3)дедукция как движение от общего к  частному при рассмотрении стиля жизни литературных героев  и социальных групп, к которым они принадлежат (“Дикий помещик”)

4)абстрагирование как способность сосредоточения интеллектуальных усилий учащихся не на сюжете и фабуле, а на социально-нравственных проблемах, которые ставит перед собой писатель (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”)

5)сравнительная и сопоставительная характеристика ( “Премудрый пескарь”и ”Дурак”).

6)аналогия текста и контекста с произведениями других писателей, создававших свои произведения в данный хронологический период времени или позднее.(М.А.Булгаков,В.В.Маяковский).

 

Инновационный метод обучения чтению характеризуется двумя основными чертами:

1)обязательным активным участием каждого учащегося в процесс приобретения знаний, то есть включением в деятельность;

2)создание ситуации готовности к творчеству.

Всякая деятельность,- пишет Л.С.Выготский, -результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий – творческая”.

Мы исходим из того, что творчество-это процесс познания себя и мира, процесс самовыражения, диалог с самим собой и с миром, это диалог с Богом. Это крылья, которые позволяют воспарить над грубой, часто неприемлемой действительностью.

Выше названные логические методы работы со словом мы использовали при прочтении произведений Салтыкова-Щедрин– “История одного города”, “Сказок для детей изрядного возраста”.

После углубленного изучения произведений перед обучаемыми ставится задача подготовки самостоятельных творческих работ:

продолжить сказку

( особенно удачна работа над продолжением сказки “Пропала совесть”, когда вслух читаем начало сказки, потом учащиеся пишут продолжение).

Написать сказку в подражание Салтыкову-Щедрину и посвященную ему.

Сказку Щедрина, переписанную с учетом нынешних дней.

Сравнить сказки.

Сравнить зачины, концовки сказок.

Создать свой оригинальный сборник сказок Щедрина- дать название, написать краткое вступительное слово, приглашающее к чтению

Попытка продолжить и повторить великого сатирика не имеет цели его улучшить. Сама попытка благотворна. Переписывание с небольшими изменениями учит видеть не умозрительно, а эмпирически, как сделано то или иное произведение, какие бывают зачины и концовки, каковы описания героев и главных событий (исчезновение чего-то созвучного совести, правде, доброте и т.п.) – все это присуще Салтыкову – Щедрину.

Не менее интересен эпистолярный жанр как метод приобщения к творчеству.

Изучение многих произведений заканчиваем творческой письменной работой в форме письма:

-Письмо о событиях от имени одного из героев (драма А.Н. Островского “Гроза”,пьеса М Горького “На дне”)

- Письмо писателю(любому)

- Письмо учителю.

- Письмо сказочному персонажу ( например, Маленькому принцу)

 

Наши педагогические усилия направлены на то, чтобы дать толчок, одухотворить ученика с тем, чтобы он стал сочинять, придумывать, творить.

 

 

Joomla SEF URLs by Artio