Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

План-конспект урока по литературе в 5 классе
по рассказу А.П.Чехова «Лошадиная фамилия»

Антон Павлович Чехов. Смех Антоши Чехонте над невежеством, чванством. Рассказ «Лошадиная фамилия».
Речь героев как источник смешного

Кирсанова Елена Игоревна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №138

 

 

Цель : Познакомить учащихся с особенностями стиля писателя на примере ранних юмористических произведений.

 

 

Задачи :

 

Обучающие – познакомить с личностью писателя;

- начать знакомство с произведением «Лошадиная фамилия»;

- отработка литературоведческих понятий;

 

Развивающие – развивать речь учащихся;

- развивать ассоциативное мышление;

- развивать умение сравнивать поведение героев.

 

 

Воспитывающие – воспитывать умение видеть смешное и оценивать поступки героев, окружающих людей и свои поступки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока:

 

 

  1. Орг. Момент.
  2. Сообщение цели и темы урока.
  3. Знакомство с новым материалом.

· - личность писателя;

· - история появления псевдонима;

· - работа с терминами.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Работа с текстом.
  3. Обобщение изученного.
  4. Подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.
  6. Орг.момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

1.Орг.момент.

2.Сообщение темы и цели урока.

 

На сегодняшнем уроке мы поговорим о писателе Антоне Павловиче Чехове. Целью нашего урока будет знакомство со стилем писателя на примере его произведения «Лошадиная фамилия».

 

3.Знакомство с новым материалом.

 

На доске вы видите слова, которые сказал еще один русский писатель – Максим Горький о Чехове. Давайте их прочитаем: «Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный смысл»

-Что можно сказать о Чехове, исходя из этих строчек?

-Как вам кажется, каким он был?

Работа с презентацией.

 

 

 

 

 

 

 

Литературный талант Чехова проявляется еще тогда, когда он учился в гимназии. Тогда он писал очерки для гимназического журнала. Обучаясь в университете, он печатал свои произведения в различных журналах: «Стрекоза», «Осколки», «Развлечение», при этом пользовался псевдонимами: «Брат моего брата», «Человек без селезенки», «Антоша Чехонте».

 

-А вы знаете, что такое псевдоним?

-Что сказано о нем в вашем учебнике?

( на экране появляется запись «Псевдоним»)

«Антоша Чехонте» является самым распространенным псевдонимом Чехова. Он появился от того, что преподаватель Закона Божьего Таганрогской гимназии любил переиначивать фамилии учеников.

«А ну-ка, Антоша Чехонте, посмотрим, как ты знаешь священную историю»,- много раз говорил он гимназисту Чехову. Подпись «Антоша Чехонте» стояла в течение многих лет под юмористическими рассказами.

-А что означает слово «юмор»?

-Как вы его понимаете?

-Давайте снова обратимся к словарю в вашем учебнике и прочитаем определение слова «юмор».

(на экране появляется слово «юмор»)

-Как вы думаете, чем отличается юмор о сатиры и иронии?

-Какой в них смех?

(на на экране появляются слова «сатира», «ирония»).

-Как вы понимаете выражение «Смех-дело серьезное»?

В основном юмористические рассказы Чехова – это короткие бытовые сцены с одним эпизодом, двумя-тремя действующими лицами. Сюда относятся рассказы Чехова: «Хирургия», «Длинный язык», «Канитель», «Лошадиная фамилия», «Брожение умов», «Последняя могиканша», «Симулянты» и многие другие.

 

4.Проверка домашнего задания.

 

С одним из рассказов Чехова вы уже познакомились дома: «Лошадиная фамилия».

-Понравился ли вам рассказ?

-Какие чувства испытали при его чтении?

-Было ли вам смешно или, наоборот, скучно, а, может быть, вы остались безразличны?

-Кто из героев вам понравился?

-А, может быть, и нет?

-Почему?

Давайте теперь рассмотрим рисунки к этому произведению, которые вы нарисовали дома. –Какие эпизоды рассказа они иллюстрируют?

 

5.Работа с текстом.

 

-Попробуйте описать героев текста: генерала и приказчика.

-Какими они вам показались?

-Можете подтвердить свой ответ цитированием.

(характеристики героев записываются в тетради).

-Какие сцены рассказа показались вам самыми смешными?

-Кстати, почему и за счет чего можно легко разыграть, инсценировать сценки?

-Что преобладает в этом рассказе: речь автора, монологи, описания, диалоги?

Давайте теперь прочитаем отрывок из произведения о том, как генерал начал писать телеграмму, а приказчик забыл фамилию адресата.

-Читать будем по ролям.

 

6.Обобщение прочитанного.

 

-Какие у вас возникают ассоциации с лошадью?

-знакомо ли вам само слово «ассоциация»?

-Какие вы можете придумать фамилии?

-А какие фамилии звучат в тексте?

-Но что же помогло приказчику вспомнить фамилию?

Давайте прочитаем отрывок об этом.

 

7.Подведение итогов урока.

 

-О чем этот рассказ?

-О каких литературных терминах сегодня шла речь?

-Что обозначают эти слова?

 

8.Домашнее задание.

9.Орг.момент.

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio