Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Образ «маленького человека»

Болховская Наталья Станиславовна

Вид урока: комбинированный

Тип урока: анализ литературного произведения

Цель урока:

·         формирование личностных УУД средствами технологии критического мышления через чтение и письмо;

·         создание условий для реализации учащимися потребности транслировать своё мировосприятие посредством диалога и творческих работ;

·         формирование навыков работы с текстом.

Задачи урока

Образовательные:

  • выявить авторскую позицию;
  • проследить, какими языковыми средствами выражается авторская позиция в произведении;

Развивающие:

·         развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности;

·         раскрывать творческий потенциал учащихся;

·         формировать умение рефлексивного отношения учащегося к собственной деятельности в рамках учебного процесса;

Воспитательные:

·         способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся;

·         воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение;

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Оборудование урока:

Иллюстрации к «Повестям Белкина»,

Репродукции лубочных картинок,

Репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»

Ход урока

          
I. Вступление. Слово учителя.

- Сегодня на урокемыбудем говорить о повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Это одна из повестей из цикла «Повести Белкина».

«Повести Белкина» - первое законченное прозаическое произведение Пушкина. Пушкин так сформулировал основной закон своего повествования: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат»

(Запись в тетради высказывания А.С.Пушкина)

·         Вспомните, какую роль отвел себе Пушкин в этом цикле повестей?

·         Подумайте, почему авторство Пушкин отдает провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину?

·         Какую функцию выполняет И.П.Белкин как автор?

(Обсуждение)

II. Предварительный вывод.

Благодаря голосу провинциального помещика Белкина повести отличает уникальная стилевая манера: необыкновенная простота, безыскусность изложения, достоверность. Белкин оказывается идеальным, беспристрастным повествователем, который не сочиняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал от разных лиц.

III. Формирование представления об образе «маленького человека» в русской литературе.

·         Как вы понимаете слово диктатор?

·         Соответствует ли оно характеру главного героя? Почему?

·         Почему герой у Пушкина носит имя библейского богатыря?

           Герой Пушкина – ничем не примечательный чиновник низшего класса. Люди, подобные ему, занимали в обществе одну из самых низких ступеней, были почти бесправными и беззащитными. Присущи ли таким людям высокие помыслы и чувства, благородство души? Во времена Пушкина мало кто отвечал на подобный вопрос положительно. Пушкин не  только сделал «маленького человека» героем литературного произведения, но и наделил его высокими душевными и духовными качествами.

            IV. Сообщение учащегося: евангельская притча о блудном сыне.

V. Стадия осмысления содержания. Направляемое чтение.

·         В начале повести рассказчик упоминает «общеудобное» правило: «чин чина почитай» Что оно значит? Какую роль оно сыграло в сюжете повести?

·         Повесть называется не «Самсон Вырин», не «Девушка и гусар», а «Станционный смотритель». Почему?

·         Что меняется на станции с каждым приездом Белкина? Как меняется Вырин?

·         Меняется ли Дуня на протяжении повести? В чем необычность ее судьбы?

·         Почему Самсон Вырин не рад счастью дочери? Почему он спился и умер?

·         Какую роль играет пейзаж в повести? Найдите описание кладбища. В чем его необычность?

·         Почему, узнав о приезде Дуни на могилу отца, рассказчик «не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях»?

VI. Стадия размышления.

Кто же виноват в трагедии Вырина? (Обсуждение)

 Один из исследователей творчества Пушкина , М.О.Гершензон, писал, что Самсона Вырина погубило не какое-то действительное несчастье, а его представление о том, как судьба должна распорядиться его дочерью: «Станционного смотрителя сгубила ходячая мораль; сама призрак, ничто, она совершенно реально высасывает кровь из людей; её тирания – вот мысль, выраженная Пушкиным в «Станционном смотрителе»

Согласны ли вы с этим высказыванием исследователя? Почему?

VII. Рефлексия. Письменная работа. Ответьте на вопросы:

·         Счастлива ли Дуня? Что оплакивает она на могиле своего отца?

·         Почему Самсон Вырин – «маленький человек»?

VIII. Домашнее задание.

Вспомните слова Пушкина о том, что его проза «требует мыслей и мыслей». Напишите, на какие мысли натолкнула вас повесть «Станционный смотритель». О чем вы задумались, прочитав произведение?

Joomla SEF URLs by Artio