Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Конспект урока для обучающихся 5 класса

Художественное стекло

Харламова Марина Николаевна,
учитель
I категории ГБОУ СОШ
№342
Невского района Санкт-Петербурга

Цель: знакомство с техникой росписи по стеклу

Задачи занятия:

· познакомить с новой техникой живописи;

· развить художественно-творческие способности;

· воспитать трудолюбие и аккуратность при работе с художественными материалами.

· сформировать умение комплектовать и оформлять выставочную экспозицию из творческих работ учащихся.

Тип занятия: занятие путешествие в прошлое, практическое занятие

Форма занятия: объяснительно-иллюстративное, дидактивное.

Оборудование:

1. стеклянная ваза, тарелка;

2. спиртосодержащий раствор для обезжиривания поверхности;

3. салфетка для протирки;

4. краски для росписи по стеклу;

5. контур золотого, бронзового и черного цвета;

6. кисти №7, 6, 3 круглые, плоские синтетические или колонковые.

План урока:

1. Организационная часть.

2. Вводная часть. Тест. Историческая справка о росписи по стеклу. Применение акриловых красок.

3. Практическая часть.

4. Подведение итогов занятия.

5. Выставка творческих работ.

 

 

Ход урока.

 

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте ребята! На этом занятие мы будем учиться использовать на практике навыки росписи по стеклу и композиционное построение растительных мотивов.

Наше занятие предлагаю начать с теста.

(Обучающимся необходимо выбрать 2 пары по 2 картины).

1. .Стеклянная лампа из мечети 18 в. (рис.2)

2. Стеклянная лампа из мечети с эпиграфическим орнаментом. 18 в.(рис.3)

3. Стакан. Автор росписи А.П.Вершинин. Завод Бахметьевых. Начало 19 века.(рис.5)

4. 6 Прибор из десяти предметов для крюшона, конец 19 века. Гусевское стекло.(рис.6)

(По форме изображенные предметы в зарубежной паре похожи, чтобы обучающимся легче было осуществить сравнительный художественный анализ.)

 

Инструкция к заданию.

УЧИТЕЛЬ: Предлагаю вашему вниманию 4 репродукции (см.приложение рис.2, рис.3, рис.5, рис.6). Ваша задача – выбрать 2 пары репродукций по 2 картины. В одной паре должны быть изображения, которые можно отнести к мастерам зарубежного искусства, а в другой – два изображения русских мастеров. (Все изображения предъявляются без названий). Определить что, по вашему мнению, объединяет данные изображения. Предположения аргументировать. Необходимо обратить внимание учащихся на:

· форму изображенных предметов,

· возможное использование данных предметов в быту;

· манеру росписи,

· цветовую гамму,

· насыщенность цветов,

· сложность изображений.

 

Разобрать предложенные варианты ответов и продолжить рассказ об истории росписи по стеклу.

УЧИТЕЛЬ: Ребята вы задумывались, когда появилась роспись по стеклу?

Роспись по стеклу была известна человечеству с древнейших времен. Еще во времена захвата Египта Александром Македонским и образования Александрии.

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, чем могли расписывать изделия?

Стеклоизделия расписывали необожжёнными масляными красками. Египтяне при этом использовали эмалевые красители. В последующем времени этот способ распространился и был достаточно популярным во всей Сирии и Италии.

УЧИТЕЛЬ: Давайте вместе подумаем, какие могли изделия из стекла расписывать в древние времена? (бытовые сосуды и т.д.)

 

Ученым известно, что примерно в это время (во времена Александрии) в Египте существовало несколько методов декорирования стеклянных изделий:

·налепными нитками и стеклянными жгутиками мастера украшали большинство предметов домашней утвари и произведений архитектурного искусства (см.приложение рис.1. Стеклянный сосуд 13-14 в. Узор сделан масляными красками);

·межстекольное золочение, выполняемое с помощью золоченой фольги. Рисунок выполнялся и полностью вырезался из золоченой фольги и помещался между двумя стеклами предмета. (Такой метод просуществовал лишь до 4 века нашей эры, а после не использовался и был забыт)

·популярно было полное покрытие изделия золотом. Это делалось для того, чтобы скрыть дефекты предмета, ведь в то время изготовление чистого стекла было еще неизвестно миру.

До нашего времени дошли некоторые образцы росписи по стеклу. Так, к примеру Стеклянная лампа из мечети, представляет роспись по стеклу XIII вв. н.э. Это образец позолоченной и покрытой цветной эмалью лампы. Часто такие лампы делались из белого или цветного зеленого или синего стекла (см.приложение рис.2).

Эти лампы представляют из себя большие вазы, которые либо подвешивались к потолку цепями, закрепляемыми на ручках этих ваз, либо устанавливались в молельных нишах. В лампу заливалось масло, которое плавало поверх воды. Вода также заливалась в лампу для того, чтобы эту лампу охлаждать. В лампе помещался фитиль, закрепленный таким образом, чтобы не быть погруженным в масло. В большие, богато декорированные лампы обычно помещались лампы меньших размеров (см.приложение рис.3).

В украшении лампад большое место часто занимал Эпиграфический орнамент. Так, по основному фону был нанесен тонкими линиями мелкий растительный узор, где крупными белыми буквами шли надписи с благо-пожеланиями [2].

 

В России также имело место данной техники. Образец росписи по стеклу (см.приложение рис.4. Стекло России: Бутыль с росписью эмалевыми красками. Начало 18 в.)

После 20-х годов 19 века особую популярность в России получает метод печатания на стеклянных изделиях. Огромными партиями по всей стране выпускаются бокалы, рюмки и стаканы с изображениями лиц царской семьи, известных полководцев. Однако этот способ декорирования стекла просуществовал недолго и вскоре вовсе был забыт.

В России в XIX в. существовало стеклопроизводство.

УЧИТЕЛЬ: Давайте вместе подумаем и вспомним из истории, какие-нибудь известные названия заводов, которые производили стеклянные изделия?

 

Так, в 19 в. выделялось семейство Мальцовых. Всему мальцовскому семейству в 1 пол. 19 в. принадлежало 24 стекольных предприятий. Некоторые из них существуют по настоящее время. Во 2 пол. 19 в. из стекла производился широкий ассортимент художественной и бытовой посуды (см.приложение рис.5. Стакан. Автор росписи А.П.Вершинин. Завод Бахметьевых. Начало 19 века) [3].

 

Самое старое и крупное предприятие в Европе и России, этого семейства, является Гусевский хрустальный завод. Он был основан в 1756 году на речке Гусь в Владимирской губернии. Этот завод изготавливал малыми сериями уникальные вещи из стекла (см.приложение рис.6).

 

Применение акриловых красок.

Считается, что акриловые краски впервые появились в 1950 году в Мексике, затем акриловые краски, эмали и лаки стали производить в соединенных штатах и странах Европы.

В середине 50-х годов нью-йоркская компания Bocour Artists Colors представила на рынке спиртовые акриловые краски «Магна», которые предназначались для живописи. Вскоре технология была усовершенствована, спирт заменила вода, а область применения нового лакокрасочного продукта существенно расширилась [1].

 

Практическая часть.

 

На практическом занятии росписи по стеклу мы воспользуемся красками по стеклу и керамике, а также контуром фирмы «Decola». Краска для росписи стекла «Decola» в наборе 6-12 цветов (см.приложение рис.7).

Украшать будем стеклянную вазу для цветов простой формы. Использовать при этом, один из простых, очень живописных и красивых приемов - кистевая роспись (см.приложение рис.8).

 

УЧИТЕЛЬ:

·Что такое кистевая роспись?

·Ребята, что такое орнамент?

·Какие виды орнамента вы знаете?

·Что такое стилизованные растительные мотивы?

 

Растительные мотивы — это цветы, травы, листья, ягоды, содержащие красивые мягкие линии контуры.

УЧИТЕЛЬ: (описывает технику исполнения)

1. Перед началом работы вазочку (любое стеклянное изделие) вымыть чистящим средством в теплой воде, затем обезжирить поверхность декорируемого предмета при помощи спиртосодержащего раствора, потом вытереть насухо хлопчатобумажной салфеткой.

2. Краски не имеют запаха и растворяются в воде, кисти можно промывать в ней.

3. Для разведения краски в качестве палитры можно использовать стекло или керамическое блюдце (иметь бумажные салфетки, чтобы вытирать кисть).

4. Нарисовать карандашом эскиз на бумаге из цветов и растительных мотивов, чтобы знать какие мотивы использовать при росписи.

5. На палитру нанести краски, которые при смешивании будут красиво сочетаться.

Например: белую, малиновую, сиреневую, синюю, голубую, а так же зеленые двух оттенков, желтую, оранжевую (см.приложение рис.9).

6. На кисть набирать краски сразу нескольких цветов. Так, белая и малиновая, белая и синяя, и сиреневая и т.д.

7. Главная хитрость при работе с красками - это накладывать красивые ровные мазки «лепестки».

8. Рисунок на вазе (или на другом стеклянном изделии) сравнивать с эскизом, сохраняя задуманный образ цветочного мотива (см.приложение рис.10).

9. Роспись по стеклу требует опыта и навыка, который приходит только с творческими наработками (см.приложение рис.11).

 

Полезные рекомендации обучающимся:

·Выбирать простые понятные рисунки. Простые рисунки легче расписывать и так можно быстрее приобрести навык в росписи.

·При росписи краски водой не растворять, они уже нужной консистенции.

·Кисти для разных цветов брать разные.

·Для нанесения декоративного контура, рисунок на вазе должен сохнуть несколько часов (смотреть инструкцию).

·После работы кисти тщательно промыть водой.

 

 

Заключительная часть

Выставка расписанных стеклянных изделий (см.приложение рис.12-18).

 

 

Используемые источники:

1. Интернет-портала "Россия в красках" / http://ricolor.org/news/?read_news_id=2679

2. Исламское стекло из собрания MUSEUM HAARETZ, Тель-Авив / http://pirushki.com/Jerusalem/Islamic.htm

3. Путеводитель по Рыбинскому музею-заповеднику / http://www.rybmuseum.org/page3-5.php

4. Художественная студия Павла Оболенского / http://obolensky-studio.ru/0222.html

5. Энциклопедия искусства / http://www.artprojekt.ru/library/arthistory2.2/st048.html

6. http://zavadskaya.wordpress.com/2011/12/22/%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%B8%D1%85-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD/

 

Приложение.

1. Стеклянный сосуд 13-14 в. Узор сделан масляными красками

2. Стеклянная лампа из мечети 18 в.


3.
Стеклянная лампа из мечети с эпиграфическим орнаментом. 18 в.

4. Стекло России: Бутыль с росписью эмалевыми красками. Начало 18 в.


5. Стакан. Автор росписи А.П.Вершинин. Завод Бахметьевых. Начало 19 века.

6 Прибор из десяти предметов для крюшона, конец 19 века.

Гусевское стекло.

.
7.8.

9.

10.

11.

12. 13.

14. 15.

 

16.

17.

18.

Joomla SEF URLs by Artio