Конспект урока в 8 классе

 Великобритания: конец Викторианской эпохи

Хабеева Марина Анатольевна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 122
Центрального района Санкт-Петербурга

 

Учебник: Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История нового времени, 1800 - 1900гг. - М; Просвещение, 2013г.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Организация деятельности учащихся: индивидуальная,  фронтальная.

Методы: проблемное изложение, эвристический метод, метод чередования заданий, самостоятельного поиска знаний, метод обобщения, сравнения, анализа и систематизации.

Цель урока: охарактеризовать тенденции развития Великобритании во второй половине XIX - начале XX вв.; рассмотреть модификацию политического режима в Англии;

Планируемые результаты:

Предметные:  в результате урока учащиеся получат возможность усвоить особенности политического, социально - экономического, внешнеполитического развития Великобритании во второй половине XIX века; получить представление о роли политических партий в развитии страны, о наиболее эффективных способах решения социальных противоречий.

Личностные: культурная самоидентификация личности обучающегося; усвоение гуманистических ценностей; воспитание уважительного отношения к особенностям других культур; воспитание интереса к истории  как к науке.

Метапредметные: повышение  уровня базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии; расширение кругозора обучаемых, формирование познавательной активности, самостоятельности, преодоление предметной инертности мышления, развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.

 

План урока:

1. «Мастерская мира» уходит в прошлое. Е

2. Двухпартийная система.

3. Эпоха реформ.

4. «Торговля следует за флагом».

5. Движения протеста. Рождение лейбористской партии.

6. «Мятежный остров» получает гомруль.

 

Ход урока:

Вопросы для повторения:

•1. Что такое чартистское движение?

•2. Что такое «гнилые местечки»?

•3. Чем характеризовалась внешняя политика Англии?

  4. Какой период в истории Англии называется Викторианской эпохой?

•5. Чем характеризовалось это время?

 

Работа с первым пунктом плана урока «Мастерская мира» уходит в прошлое.

•Проанализируйте данные таблицы «Доля ведущих держав в мировом промышленном производстве».

ГОДЫ

США

ГЕРМАНИЯ

АНГЛИЯ

ИТАЛИЯ

РОССИЯ

1870

23,3

13,2

31,8

2,4

3,7

1900

30,1

16,6

19,9

2,7

5,0

Ответьте на вопросы:

•Назовите наиболее развитые промышленные державы в конце XIX в.

•Назовите наиболее развитые промышленные державы в начале XX в.

•Назовите страну с самыми высокими темпами промышленного роста.

•Назовите страну с самыми низкими темпами промышленного роста.

Вывод:

Англия теряет своё лидерство, темпы промышленного роста замедляются.

Попробуем выяснить причины такого положения дел. Учащиеся по учебнику составляют логическую цепочку причин снижения темпов промышленного развития Англии.

ПРИЧИНЫ ОТСТАВАНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

ВЫВОЗ КАПИТАЛОВ ЗА ГРАНИЦУ

 

ОТСУТСТВИЕ СРЕДСТВ ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ

 

УСТАРЕВШЕГО ОБОРУДОВАНИЯ

 

 
 

 

 

СНИЖЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

 

АНГЛИЙСКИХ ТОВАРОВ

 

 

ОТСУТСТВИЕ СРЕДСТВ

 

 ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ

 

Второй пункт плана: Двухпартийная система.

Учащиеся самостоятельно заполняют схему "Двухпартийная система".

ПАРТИИ

ТОРИ

ВИГИ

новые названия

КОНСЕРВАТИВНАЯ

ЛИБЕРАЛЬНАЯ

интересы, каких групп населения выражали

ЗЕМЕЛЬНАЯ АРИСТОКРАТИЯ

ДЕЯТЕЛИ АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ

ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ БУРЖУАЗИЯ

лидеры

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

УИЛЬЯМ ГЛАДСТОН

 

Фрагмент фильма "Бенджамин Дизраэли" из серии "Энциклопедия".

Биографию У. Гладстона учащиеся читают в учебнике.

Сравнивают биографии.

 

Третий пункт плана: Эпоха реформ.

Совместная работа по тексту учебника. Учащиеся называют реформу и последствия проведения данной реформы. Вопросы учителя: Вспомните, как консерваторы относятся к реформам? Почему в Англии реформы активно проводили не только либералы, но и консерваторы?

 

Четвёртый пункт плана: «Торговля следует за флагом».

Объясните название раздела?

Снижение

конкурентоспособности

 
 

 


английских товаров

Высокие

таможенные пошлины

 

европейских государств

 

Расширение колониальных владений

 

Определение слова "джингоизм" учащиеся записывают в тетради.

•Джингоизм – крайний английский шовинизм, пропаганда колониальных завоеваний и разжигание национальной вражды.

 

Работа с текстом стихотворения Р. Киплинга "Бремя белых".

Твой жребий - Бремя Белых!

Мир тяжелей войны;

Накорми голодных,

Мор выгони из страны;

Но даже добившись цели,

Будь начеку всегда:

Изменит иль одурачит

Языческая орда.

Твой жребий - Бремя Белых!

Но это не трон, а труд;

Промасленная одежда,

И ломота и зуд.

Дороги и причалы

Потомкам понастрой.

Жизнь положи на это -

И ляг в земле чужой.

Твой жребий - Бремя Белых!

Его уронить не смей!

Не смей болтовнёй о свободе

Скрыть слабость своих плечей!

Усталость не отговорка,

Ведь туземный народ

По сделанному тобою

Богов твоих познаёт.

Вопросы к документу:

Какую роль автор отводит колонизаторам? Как относится к жителям колоний (туземцам)? Можно ли считать эти стихи проявлением шовинизма?

Рассказ о расширении колониальных владений Англии. Работа с картой.

Рассказ о Суэцком канале:

Строительство Суэцкого канала, соединившего Средиземное и Красное моря, было закончено в 1869 г. Он значительно сократил путь кораблей, следующих из Европы в Индию и Тихий океан. Для Великобритании значение канала было огромным потому, что большая часть грузов, следовавших по нему, была английского производства. Между тем акции компании, управляющей каналом, были поделены приблизительно поровну между Францией и Египтом. Хедив (правитель) Египта был очень расточительным человеком и, увязнув в долгах, решил в 1875 г. продать свою часть акций. Англичане узнали, что хедив ведет об этом переговоры с французами. Дизраэли понимал, что, прибрав к рукам все акции Суэцкого канала, французы тем самым значительно осложнят торговлю Великобритании. Тогда он решил опередить французов и купить за 4 млн фунтов стерлингов половину акций для своей страны. Но действовать надо было решительно, не теряя времени. В казне не было денег, и Дизраэли обратился за помощью к крупнейшему банкиру Ротшильду, который и финансировал сделку. Таким образом, Дизраэли не только обеспечил Великобритании контроль над каналом, но и подготовил последующую оккупацию ею Египта. В 1882 году Великобритания установила над Египтом скрытый протекторат.

Запись в тетрадь:

•1876 - Королева Виктория провозглашена императрицей Индии; Великобритания – империей.

 

Пятый пункт: Движения протеста. Рождение лейбористской партии.

Учащиеся по учебнику заполняют таблицу:

Причины движения протеста

 

 

Основные требования протестующих

 

 

 

Этапы становления лейбористской партии

 

Лидер лейбористской партии

 

 

 

Шестой пункт плана: «Мятежный остров» получает гомруль.

Работа с учебником.

Определение слова "гомруль"

•Гомруль— движение за автономию Ирландии на рубеже XIX—XX вв. Предполагало собственный парламент и органы самоуправления.

Подведение итогов урока.

Дайте характеристику Великобритании на рубеже XIX - XX веков.

Домашнее задание Параграф 20.

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio